В 1970-х гг. Делез и Гваттари предложили, а точнее сложили и сформулировали, то стремление, которое обнаруживало себя в философии и литературе последнее столетие в виде отказа от «древовидной парадигмы» ( в качестве примера Делез и Гватарри приводят Ницше и Джойса), концепцию  нового видения мира - номадологию. «По мнению Делеза и Гваттари, идея дерева предполагает происхождение, зародыш, развитие, системы команд и корней, противоположность корня и ветвей как единства и множественности, внутреннего и внешнего, модели и копии»[1]. “Древовидное” мышление ориентировано на поиск  неизменного единства, закона, логоса, представляющего  себя во всей множественности и различии, которое можно вычленить в качестве определенной структуры. "Дерево подчинило себе весь западный мир и западное мышление, от ботаники до биологии, анатомию, гносеологию, теологию, онтологию, всю философию", но, современность демонстрирует отчетливо выраженную "потребность в номадизме" (Делез, Гваттари). Номадология характеризуется отказом от идеи жесткой структуры, основанной на бинарных оппозициях (т.е.  выделения фундаментальных оппозиций внешнего - внутреннего, прошлого - будущего и т.п.), строгого детерминизма и вводит понятие ризомы. Ризома - образ посмодернисткого сознания, представляет собой сетевидную структуру, не имеющую центра и растущую вширь. Если «корень» (дерево) предполагает жестко фиксированную конфигурацию и генетическую (осевую) структуру, по которой возможно лишь последовательное, поэтапное движение, то в  сети "корневых волосков" (ризома), потенциально возможные переплетения которых невозможно предусмотреть, здесь случайным образом все может встретиться со всем. Ризома "не начинается и не завершается. Она всегда в середине..." (Делез, Гваттари). Историческим прототипом и образом парадигмы корневища выступает общественная организация кочевников (“номадов”). Если корень, уходя глубоко в землю представляет оседлую культуру, ризома- это перекати-поле, т.е. кочевая культура. «Кочевники в этом понимании не имеют ни прошлого, ни будущего, они только появляются и всегда становятся, имея не историю, но широкую географию и лабильное размещение. По Ницше, кочевники появляются как всепожирающая судьба, без причин, без разума, без каких-либо предпосылок. Кочевники (номады) сами “подставляют” себя в эту метафору, поскольку они не разделяют пространство, а разделяются в пространстве»[2]. Номад  движется по пустыни, по не очерченному пространству, в том смысле, что его движение не ограничено «графиками и расписаниями» и не имеет одно направленности из пункта А в пункт Б. “Отличительная черта гладких пространств-корневищ - переменная картография, изменчивость, разнонаправленность. Расчерченное пространство является целостно-релятивным… Кочевник не принадлежит этой целостной релятивности…Скорее, он пребывает в абсолютной локальности - абсолютное пребывает в локальном - в несводимости “здесь-и-теперь”: пустыня, степь, лед, море” (Делез и Гваттари). Соединение Вечности и момента, «абсолютная величина прочности преодоленной связи»- то, что характеризует номада.

Движение от традиции к ризоме это движение от оседлого образа жизни к номадическому, от прикованности к неприкаянности. Это также движение от «выделения инварианта в ряду переменных к приведению самих переменных в состояние непрерывной вариации». От привычного укоренившегося образа себя к постоянной смене образов, ролей, масок. Номад становится пустым, позволяя пространству втекать в себя, двигаясь, в поисках «достойного приключения» он меняется, так как меняется пространство, обстоятельства. Говоря о таком движении мы можем говорить о скоростях и о выходе на определенные номадические орбиты (А. Секацкий). «Вполне уместна и аналогия с астрофизикой: как известно, первая космическая скорость обеспечивает выход на околоземную орбиту, вторая дает возможность для межпланетных перемещений, третья требуется для того, чтобы покинуть пределы Солнечной системы. Нечто подобное обеспечивает и регистр номадических скоростей - скорость тут выступает как показатель обретенной свободы, а свобода как результат набранной скорости» [3]

1-я, это когда вследствие какого-либо  катаклизма или потрясения  обрушивается привычный образ жизни и  у человека появляется возможность побывав в этом незащищенном свободном отрыве идти дальше (что делают очень немногие), либо попытаться быстро войти в колею и обустроиться, либо совсем опуститься. Или это могут быть временные специальные  сознанные "вылазки в отрыв" – например, сделать что-то из ряда вон выходящее - пройтись голым по улице, просить милостыню, петь в транспорте, как-то нарушить социальные рамки. Такие переживания могут дать временный подъем энергии, но все же чтобы остаться на этой орбите «тяжкие цепи» и «прочные узы» должны быть оборваны, но необходимо преодолеет страхи и жалость, связанные с этим. «Набор первой номадической сопровождается неизбежным чувством никому ненужности, которое следует преодолевать как звуковой барьер».

2-я это движение по орбите на отшибе социума, но все же еще здесь еще отступники  сбиваются в  «стаи», эзотерические школы, банды. Или это, когда после того же катаклизма пошел куралесить в безбашенности, или регулярно заниматься экстримом, в горячие точки ездишь, путешествуешь, меняешь распорядки. Путями многих школ и учений можно достичь этой скорости. Выход на эту скорость характеризуется потерей моральных норм устойчивой социальности, но и страхом нарушить  «волчьи законы стаи». Немногие преодолевают этот страх и «ужас неприкаянности». «Только истинный номад, доброволец и профессионал неприкаянности готов к ежедневному началу бытия-заново»( А.Секацкий) и переходит на 3-ю номадическую скорость - когда человек пересекается с социумом лишь по своему усмотрению и чисто в режиме поиска достойного приключения. У него уже нет дома, точнее дом везде, возвращаться ему некуда, он не оседлый, даже если живет в одном месте. Номад появляется на горизонте приглянувшейся ему устойчивой ниши сразу, и ведет себя так, как будто обитал здесь всегда. Затем исчезает, чтобы вынырнуть в другой замкнутой нише, составляющей устойчивый жизненный мир для ее оседлых обитателей. Такую способность, обретаемую на высоких скоростях, можно назвать трансформацией.
Ярким представителем  номада на этой скорости можно назвать Остапа Бендера. Именно этого литературного героя мы и возьмем в качестве примера для описания пути индивидуации Номада.

Почему мы назвали путь Остапа- ««путем хитрого человека? «Путь хитрого человека» или иными словами «4 путь» - это концепция трансформации психики для достижения свободы и духовного бессмертия Г.И. Гурджиева, которого самого можно  причислить к номадам на 3 скорости.  По  классификации Гурджиева существует, первый путь — это путь факира (суфия), второй — путь йога, третий — монаха. А четвертый, гурджиевский — это «творческий путь искусного человека». Факир, монах и йог должны отказаться от мира, оставить свою семью и посвятить всю свою энергию личному развитию, а для этого с самого начала каждого из этих путей человек должен умереть к своему прошлому, если он собирается достичь чего-нибудь ценного. Четвертый путь Г. требует, чтобы человек был "в мире, но не от мира", как гласит суфийская пословица. На этом пути искатель не уходит от мира, а использует для ее ситуации для развития собственной жизни, поэтому этот путь подходит для всех типов людей, но не для всех людей, а только для тех, у кого есть «магнетический центр» - особое притяжение к тайнам, мистике и путям достижения свободы.Исследователь суфизма Питер Вилсон  высказывает предположение, что гурджиевский «хитрый человек» это, возможно, персидский дервиш - рэнд (ринд). «В условиях угнетения дервиш становится ренди, то есть хитроумным. Ренд может пить вино под самым носом у блюстителей Закона и при этом избегать наказания. Ренд - тайный агент просветления, странная комбинация мистически настроенного монаха и озорного сюрреалиста.  Возможно, именно здесь Гурджиев обнаружил концепцию "хитрого человека", который избегает обременительные пути религии и йоги, а проникает на небеса, так сказать, подобно взломщику.  В фольклоре ренд превращается в комическую фигуру наподобие знаменитого Муллы Насреддина - внешне простака, но по сути мудреца». Ну чем не Остап?

Интересно вот еще что: создатели «12 стульев» и «Золотого Теленка» И.Ильф и Е. Петров были учениками (наряду с М. Волошин, В.Маяковский, А.Грин, М. Булгаков, А. Платонов, С. Кржижановский, А.Толстой, Л. Леонов, В. Катаев, Ю. Олеша, Е.Шварц, И. Ефремов, Л.Лагин, Ник.Носов и др) тайной школы «Атон», ученики ее называли себя «дисковцами», Атон — солнечный диск у древних египтян. Он считался воплощением великого бога Ра, его видимым телом. В этой организации собирались  ученики  Р.Л. Бартини. Роберт Людовигович  Бартини (Роберто Орос ди Бартини), итальянский аристократ (барон) советский авиаконструктор и учёный, занимался космогонией, философией, личность загадочная, многогранная и даже гениальная. Так вот он был учеником Гурджиева и встречался с П. Д. Успенским (автором книги «Новая модель вселенной» и последователем Гурджиева). Некоторые исследователи считают, что прототипом О. Бендера был тот самый Роберто Оросо де Бартини (О.Б.). Есть некоторые приметы того, что это так, например, шарф - : «Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным шарфом». Именно так ходил Бартини, правда он носил белый шарф! А получив заветный миллион: «Я покупаю самолет! — поспешно сказал великий комбинатор. — Заверните в бумажку».  Да, кстати, в Европе Гурджиева считали турком, а Остап называет себя сыном турецкоподданного. Помимо этого Ильф и Петров «тусовались»  в масонской организации в Одессе, которая имела название «Клуб литераторов».  Гурджиев в 1905г. тоже создавал большую масонскую организацию. Вот такая вот линия передачи! Таким образом, будучи посвященными в тайны, Ильф и Петров запрятали во «второе дно» своих романов множество символов и аллюзий. Для чего же? Тут можно высказать несколько предположений: зашифрованные знания (которые можно расшифровать, зная некоторые ключи), попытка воздействия на бессознательное (романы выходили огромными тиражами и почти каждый в СССР их прочитал), а возможно это сделано для практика «присутсвия», которой много уделяется время в школах «4го пути» (обилие  «нелепых», но очень символических деталей в романе), а может это способ воздействия на «магнетический центр» и ловля «человеческих душ»? Или все сразу?

Многие исследователи пытаются найти четкие закономерности в романах «12 стульев» и «Золотой теленок» и определить четкие линии некоторых традиций, например Арканов Таро или астрологических мистерий. Сначала и мы поддались этому соблазну и пытались вычленить четкую структуру, заложенную авторами во «втором дне» романа. Возможно у нас бы это и получилось, если б не Хайдеггер с его деструкцией (отрицания традиции истолкования с целью выявления сокрытий смысла, а в след за ним и Ж. Деррида с деконструкцией (понимание посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст), которая исходит из предпосылки, что «смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора». Авторы умерли в прямом и метафорическом смысле. Под «книгой-корнем» мы обнаруживаем подземный побег многолетних растений с утолщенным стеблем, несущий остатки отмерших листьев. «книгу-корневище» ( Делез и Гваттари). «Для такой системы характерно недоразвитие или разрушение главного корня. Однако тип книги-системы корневых волосков не избавляется полностью от дуализмов. Теряя стержневой корень, он восходит к “более высокому единству – единству двусмысленности и сверхопределенности” в каком-то дополнительном измерении. “Мир стал хаосом, но книга остается образом мира, хаос волосков вместо космоса-корня” (Делез и Гваттари) Делез и Гваттари выделяют некоторые принципы организации корневища во всех сферах социальной жизни. При этом любая точка корневища может быть соединена с любой другой. Во-первых, связь и гетерогенность – в противоположность происхождению и однородности. Во-вторых, множественность – в противоположность системности. Мы не обнаруживаем никакой четкой системы, но обнаруживаем обломки различных, также обнаруживаем и их пересечения и повторения в различных частях повествования. Это и школа Атона и масонская линия, Путь Героя (22 аркана), астрологические мистерии. Если  бы Остап шел по траектории какой-либо традиции мы смогли бы его причислить только ко 2-ой номадической скорости. Он «хитрый человек» и проходит все испытания по касательной, не становясь пленником Законов традиций, хотя и «чтит Уголовный Кодекс», т.е. знает их и учитывает, но его скорость позволяет ему скользить, хотя за все Остап платит свою цену. Исследую роман можно остановиться на линиях арканов или мистерий, но подлинное сокровище открывается тому, кто сможет посмотреть глубже и из под обломков погибших кораблей (не зря так много аллюзий и упоминаний о Титанике- действие 12 стульев начинается 15 апреля 1927 - пятнадцатилетняя годовщина гибели «Титаника», во дворе юбилейного учреждения ржавеет «титаническое зубило», Титанушкин — глав врач сумасшедшего дома, ограбление Корейко именуется «битвой титанов». Глава «Следы „Титаника“» связана с путешествием на «тиражном» пароходе: Воробьянинов, пострадавший от краски «Титаник», снова размешивает краски! Затем мы видим «кораблекрушение» васюкинских шахматистов)… Воскресить умершего Бога - взойти «к более высокому единству».

Вот, что пишут о «4 пути»: «То, что мы думаем, и то, что чувствуем, организовано вокруг ложной идеи и ложной эмоциональности, которые необходимо «съесть» и «переварить», чтобы высвободить настоящее чувство. Только таким способом возможно открыть проход к высшим центрам. Мы забыли, что созданы не здесь, а в более высшем, звездном мире, Мы забыли, кто мы есть, оттянутые далеко вниз от источника, одетые в кровь и плоть, находящиеся в глубоком сне. У каждого из нас есть что-то внутри, - магнетический центр. Он знает об этом положении и желает попробовать вкус чего-то истинного. Для того, чтобы растворить скорлупу, покрывающую сущность, позволить сущности получать высшие влияния – требуется долго и серьезно работать». Роман и путь Остапа, похоже, выстроены по такой схеме - ложная идея - легкий путь, ложная эмоциональность - сатира. Если читатель сможет это все переварить, если его магнетический центр работает достаточно сильно чтобы обратить внимание на  выпирающие символические «нелепицы» и «включиться» в  раскопки сможет ли он найти  свое сокровище, сможет ли он хоть «вспомнить себя» - выйти в «дополнительное измерение» (Делез и Гваттари) или так рассуждая мы сами попадаем в ловушку традиции «четвертого пути»? И в чем оно - подлинное сокровище романа?  Итак, начнем собирать осколки.

Интереснейшие версии  шифровок романов Ильфа и Петрова, предлагают исследователи О. и С. Бузиновские в книге «Тайна Воланда», это действительно глубокое погружение  на «второе дно». Они предполагают, что романы это зашифрованный текст (как и тексты Мастера и Маргариты и других авторов участников «Атона») и приводят этому массу обоснований. Они также предполагают, что Бартини в Казани извлек часть тайной библиотеки «либерии» (библиотека Ивана Грозного до сих пор не найденная), в которой хранились манускрипты Френсиса Бекона (по некоторым версиям, именно его пьесы выходят под псевдонимом Шекспир), и произойти это могло, так как он являлся его реинкарнацией. Ф.Бекон  человек, которого называют отцом современной науки, получил посвящение в секреты Великих Адептов Востока и возглавил розенкрейцерсикий орден...

«А вот какой сон видит Воробьянинов после знакомства с Бендером: «В руках Ипполита Матвеевича очутился кинжал. Им он ударил свинью в бок, и из большой широкой раны посыпались и заскакали по цементу бриллианты». Вещий сон: истинное сокровище связано с человеком, имя которого происходит от английского слова, означающего «свиное мясо». В конце первого романа Воробьянинов зарезал Остапа: значит, Бендер и есть символическая свинья — сэр Френсис Бэкон, барон Веруламский, лорд хранитель Большой Королевской печати! Неспроста в первом романе то и дело мелькают многозначительные слова — «хранитель большой печати», «Английская набережная» и даже «сочинения графа Салиаса». Сало? Ильф и Петров несколько раз повторяют, что стулья обиты английским ситцем. И пружины — английские, а в начале романа английскими именуются сами стулья. «Лед тронулся!» — говорит Бендер. В первых главах умирает усатая мадам Петухова, про которую сказано, что в прошлом она носила «шантеклер» (фр. chanteclere — петух). Воробьянинова посылают в аптеку за пузырем для льда. Петух, лед и смерть — эти знаки предваряют рассказ о спрятанном сокровище. Известно, что Френсис Бэкон умер от воспаления легких: он слишком увлекся опытами по замораживанию во льду… петуха! То же самое мы видим в «Золотом теленке»: Бендер «наследует» миллион у человека с «ветчинным рылом» и английскими усиками — Корейко. (Корейка — копченая свинина, у англичан — бекон). А куда предлагается переехать учреждению, где он работает? В помещение бывшего акционерного общества «Жесть и бекон» [4]. Корейко инициатор Бендера. Не зря вторая часть романа «Золотой теленок» называется «Два «комбинатора». Они оба Игроки Большой Космической Игры, мечтатели о Свободе, посвященные. Они похожи, как братья близнецы. Остап — «междупланетный» гроссмейстер, странник с астролябией, а Корейко в юности грезит о сокровище, которое ждет его возле «звездного желоба» — водосточной трубы, усеянной цинковыми звездами. Еще один знак оставлен в финсчетном зале, где работает Корейко: витраж с «двумя готическими рыцарями». Они влюбляются в одну и ту же девушку.

Итак, вернемся же к нашим баранам, а точнее к тельцам. Изначально роман «Золотой теленок» задумывался под другим названием. Он должен был называться "Кавалер ордена "Золотого руна». Орден "Золотого руна" - один из масонских средневековых орденов. «Золотой теленок» - тоже хорошо. В энциклопедии «Мифы народов мира» можно прочитать о том, что Ра, родившийся от небесной коровы, именовался «золотым теленком». Его главный атрибут - диск. А какой предмет мы видим у Бендера при первом появлении в «Двенадцати стульях»? «В руках молодой человек нес астролябию» (астролябия имеет форму диска). Тот же знак предъявлен в последней главе романа: «Разжав руку, Бендер увидел на ладони плоскую медную пуговицу…». «Когда поднялась луна и ее мятный свет озарил миниатюрный бюстик Жуковского…», - пишут Ильф и Петров. И далее: «На медной его спине можно было ясно разобрать написанное мелом краткое ругательство». Медных и каменных жуков с письменами на спинке - скарабеев - носили древние египтяне. Скарабеи олицетворяли бога Ра, а на груди умершего жук указывал на реинкарнацию. В пустейшей болтовне Остапа со студентами попутчиками проскользнуло - «Меня давно интересовала проблема всеобщего равного и тайного обучения». Все эти аллюзии имеют отношение к школе Атона.

Название «Двенадцать стульев» сразу отсылает нас к символическому числу 12 -  12 апостолов, 12 знаков Зодиака. Некоторые исследователи предполагают, что 12 стульев- это  переход черед 12 знаков Зодиака, об этом свидетельствует и символ: «В руке молодой человек держал астролябию» Астролябия- древний астрономический инструмент.  Возможно, все 12 стульев, а вернее, те персонажи, которые ими обладают- представляют все 12 знаков Зодиака. Так называемая «работа с созвездиями» - это основное содержание и смысл 18 Аркана Луна. Смысл в том, чтобы пройдя многими человеческими путями, обрести опыт взаимодействия с этими созвездиями или точнее - с их представителями. С другой стороны тут можно и распознать, что в 7 главе «Великий командор» вступает в пространство аркана Шут(0), у него ничего нет, даже одежда его легка, да только вместо собаки за ним бежит беспризорный: - Дядя, - весело кричал он,- дай 10 копеек! Молодой человек вынул из кармана нагретое яблоко и подал его беспризорному, но тот не отставал. Тогда пешеход остановился, иронически посмотрел на мальчика и тихо сказал: - Может быть тебе еще  дать ключ от квартиры, где деньги лежат?». Итак, яблоко - с древа познания добра и зла? В начале у героя нет ни денег и нет ключей. В конце «Золотого Теленка» деньги он получает на станции «Гремящий ключ», а когда Остап пытается отправить деньги почтой появляется банка варенья из райских яблочек. «Понимаете, забыл вложить банку варенья. Из райских яблочек». И снова: «Вложить баночку, — пролепетал Остап, — райские яблочки». Так сказать, переваренные плоды познания! А ключ? Ключ в некоторых масонских системах служит символом звания мастера или казначея. Знание - аллегорическое богатство, которое ищет тайный герой Ильфа и Петрова. Он завоевал право на плоды с Древа Познания, но подразумеваемое сокровище всегда было с ним: яблоко в кармане! («магнетический центр»?) А вот, что об этом пишут Бузиновские в «Тайне Воланда»: «Тор, «яблоко» — идеальная форма силового поля, окружающего человеческое сердце. Но существо, обладающее шестимерным восприятием, увидело бы его в виде правильного шара. Незадолго до смерти Бартини пытался объяснить это одному из своих биографов: «Достигнув такой степени духовного совершенства, при которой сердце принимает вселенноподобную форму шестимерной гиперсферы, человек становится подобен Богу». [5]

Вот, что предполагают некоторые исследователи, обосновывая символически свои предположения начет Зодиакальной мистерии:

1: Итак, 1 стул- знак Близнецы, стихия Воздух.

2 стул- знак Дева, стихия Земля.

3 стул- знак Лев, стихия Огонь.

4 стул- знак Водолей, стихия Воздух.

5 стул- знак Козерог, стихия Земля.

6 стул- знак Овен, стихия Огонь.

7 стул- знак Весы, стихия Воздух.

8 стул- знак Рыбы, стихия Вода.

9 и 10 стул- знак Стрелец, стихия Огонь, знак Рак, стихия Вода.

11 стул- знак Телец, стихия Земля.

12 стул- знак Скорпион, стихия Вода. [6]

В такой последовательности, хотя автор и приводит неплохие сравнения символических признаков с качествами знаков Зодиака, все же остается не понятным - почему такая странная тогда последовательность? Есть признаки, которые указывают, что 1 стул- это знак Водолея. «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет 28». На северо-западе как раз находиться созвездие Водолея. Конечно можно предположить, что от 28 лет, это 4 раза по 7, 7 лет это время прохождения Солнца по одному знаку Зодиака и тогда мы действительно попадаем на знак Близнецы, но дальнейшее движение никакого символического рисунка не представляет, если только это не сделано по какой-то другой неизвестной нам причине.

Если мы попробуем двигаться от символического  Водолея (начало творения), то тогда:

1стул - Водолей, управитель Уран, стихия Воздух. Хозяева - выжившие из ума старухи, стул единственный добытый вопреки всем планам. Принадлежность к стихии Воздуха - духовые инструменты, на которых играли приживалки, пение старух, которым встретил этот знак Остапа, дымоходы, чердаки, по которым лазил мнимый инспектор пожарной охраны, многочисленные двери в том числе и с духовыми пружинами, громкоговоритель - труба, огнетушитель, который взял самое верхнее фа.

2стул-Рыбы. Стихия Вода, управитель Нептун и Венера. Хозяйка - вдова живущая в мире грез. Знойная женщина, мечта поэта - арбузные груди, краткий, выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады. Настоящая Афродита Пандемос, Веленсдорфская Венера. Остап здесь пьян, наводит иллюзии, завязывает кармические долги (потом Грицацева его преследует). Дарит вдове минуты любви и надежду, забирает у нее стул, золотую брошь, дутый золотой браслет, полдюжины золоченых ложечек и чайное ситечко.

3 стул - Овен, стихия Огня, управитель Марс. Переезд в Москву означает нулевой градус Овна. Хозяйка Эллочка по проявлениям - типичный Овен, ее речь, состоящая почти из одних междометий, людоедский крик – «Хо-хо», рыжий цвет волос, собачья шкура, изображавшая выхухоль, шиншилловый палантин (русский заяц, умерщвленный в Тульской губернии), комната, обставленное существом с воображением дятла, халатик, отороченный загадочным мехом - толи мексиканский тушкан, толи шанхайский барс, - все принадлежит в той или иной степени к миру животных. Остап напорист и эффектен, играет делового человека имеющего в знакомых председателя ЦИК Узбекистана и дипломатов, совершает обмен - ситечко на стул.

4стул - Телец, управитель Венера, стихия - Земля. Хозяин - хозяйственный инженер, он еще и бодается. «Инженер подбежал к стене и несколько раз боднул ее головой». Стул был взят в обмен на бытовую услугу.

5 стул - Близнецы, управитель Меркурий, стихия Воздух. Хозяин - Изнуренков, типичный Близнец, острослов, общественный деятель. Он продолжал жарко бороться с врагами общества: плохими кооператорами, растратчиками, Чемберленом, бюрократами. Он уязвлял своими остротами подхалимов, управдомов, частников, завов, хулиганов, граждан, не желавших снижать цены, и хозяйственников, отлынивающих от режима экономии…

6 стул-Рак

7 стул-Лев

8 стул- Дева

9 стул-Весы

10 стул-Скорпион

11 Стрелец

12 Козерог, Иисус Христос был Козерогом, его принести в жертву, мистическая Жертва?  Вообще 12 стул больше походит на Скорпиона. Вода и  Плутон.  Авторы несколько раз повторяют, что последний стул скрылся в товарном дворе Октябрьского вокзала. А знак Скорпион начинается как раз в Октябре. Остап отыскал этот стул в дождливый октябрьский день. И наконец, это Скорпион, потому что Киса во имя именно этого стула подло зарезал острой бритвой своего компаньона отправив его в Царство Мертвых (Аид): «Далеко отставив руку с бритвой, изо всей силы косо всадил все лезвие сразу в горло Остапа. Сейчас же выдернул бритву и отскочил к стене» - очень похоже на пластику Скорпиона, который жалит свою жертву. Скорпион отвечает также за глубинную трансформацию.

Тогда, значит, цикл  был прерван, но стульев то 12, а знаков пройдено 10. Возможно, два стула в редакции два стула монтера Мечникова должны рассматриваться как один Зодиак? Тогда пойдем в обратном направлении. 11 стул должен быть Весы, но символически изображение Весов очень похоже на станок, на стамеску, а в описании 11 стула слишком много признаком Земли, глава так и называется Землятресение.   А 6 стул слишком изобилирует описаниями Овна, вместо Рака, хоть поэт это скорее Рак, но его -«баранья прическа», «Как и следовало ожидать, рассказ о Клотильде не вызвал в бараньей душе Ляписа никаких эмоций». С другой стороны символически круг очерчен…

Так, что если не притягивать за уши, то линейную и четкую структуру Зодиака довольно сложно определить, намек - и довольно четкий - присутствует, а вот выделить структуру пока не получается. Это требует дополнительных исследований.

Посмотрим на  линию Арканов.

Тот же автор, Улисс, (который и проинтерпретировал первый Зодиакальный переход, переносит почти все Арканы ( кроме 0 и 1) в Золотой Теленок». Хотя логичнее было бы предположить, что  Арканы идут с 1 по 12 в «12 стульях» - 13 аркан - посередине, это Смерть им заканчивается первый и начинается второй роман. А с 14 - по 21 - это «Золотой Теленок».

Проводя раскопки на Пути номада Остапа мы обнаруживаем как бы архаические развалины других, но причастных Путей, точнее, тех путей к которым причастился Остап. Какие-то руины сохранились в прекрасной форме (они подчеркнуты сплошной линией), какие-то оставили после себя догадки и намеки (пунктиры), а какие-то погребены под песком смыслов.

Хотя некоторые арканы проследить довольно легко, другие не так очевидны.  Итак, как мы уже говорили 0 (21) Аркан это появление Остапа в Старгороде.

Аркан 1 – Маг, он олицетворяет активное мужское начало. Предположительно он начинается со слов: «Лед тронулся, господа присяжные заседали! Лед тронулся!» - движение началось, а вот Улисс интерпретирует, что Аркан Маг это внутриутробное развитие, строительство нового Тела, питание соками матери и того мира, в который воплотился. Дворницкая-Матка.

Аркан 2 - это Жрица открывающая врата будущего - Гадалка. И далее, в эпизоде с ней же, только уже, как Елены Станиславовны: - «Строгий секрет! Государственная тайна!» и «Полна тайна организации».

Аркан 3 – Императрица. «Чертог вдовы Грицацуевой сиял»... аллюзия на Пушкина «Египетские ночи» - Клеопатра - царица, императрица. Венера, «берущая ладонь руки». Свадьба-изобилие.

Арканы 4,5,6,7- не удалось пока отыскать, так чтобы чувствовать себя уверенно, хотя отдельные символы из этих арканов возникают не в линейной последовательности.

Аркан 8 - Правосудие, поле, распределение, Закон, Уравновешивание, Возмездие. Правосудие - «Гром среди ясного неба раздался через пять минут.- Мат! - пролепетал насмерть перепугавшийся брюнет. - Вам мат, товарищ гроссмейстер». После это Остапа разоблачили в шарлатанстве, и за ним была устроена погоня с намерением избить.

Аркан 9 - Отшельник. «В то время, в двух верстах от концессионеров, со стороны Тифлиса в Дарьялское ущелье вошел отец Федор. Он шел мерным солдатским шагом, глядя вперед себя твердыми алмазными глазами и опираясь на высокую клюку с загнутым концом»…

13 Аркан – Смерть - мы уже о нем говорили

14 Аркан- Умеренность - «Он увидел десятка полтора голубых, резедовых и бело-розовых звонниц». Но пока это еще не «Рио-де-Жанейро» - хрустальная места Остапа, олицетворение перехода «за границу»…

Здесь также появляется аллюзия на 7 аркан- Колесница, и она довольно четкая. Главы: Антилопа Гну, Сладкое Бремя славы.  Тут и комментировать почти ничего не нужно. «Командор пробега, водитель машины, бортмеханик и прислуга за все чувствовали себя прекрасно». Характерно, что один сфинкс - белый, другой - черный. Балаганов, соответственно - белый, Паниковский, соответственно - черный. Это и внешние характеристики и стиль поведения. «Антилопа Гну» (животная природа), «кучер» Адам Козлевич и «седок» Бендер— «командующий парадом». Но пассажиров трое: Паниковский, Балаганов и Бендер — дети лейтенанта Шмидта. Три в одном — идеальное соотношение, подобное Троице и достижимое лишь в совершенном человеке.

15 аркан- Дьявол. Бафомет. Глава 15. «Рога и Копыта» - Аркан есть учение о жизни в Мире Бытия, и тут Остап с удовольствием принимает участие в социальной жизни.

16 аркан Башня - Остап терпит поражение, Корейко смывается из города, проделанные труды кажутся напрасными, предприятие арестовывают.

Описание некоторых арканов мы возьмем у Улисса, что-то добавим, так как он прекрасно описал суть последних трансформаций.

17 Аркан - Звезда. Надежда, красота, Звезда Магов. Глава «Погода благоприятствовала любви». Остап на последние деньги покупает букет роз, «Ночь показывала чистое телескопическое небо». Главная здесь Зося - Исида, открывающая тайны бытия, она указала Остапу Путь к его мечте. «Остап сидел с Зосей на ступеньках музея древностей». «Почему вы меня полюбили?- спросила Зося, трогая Остапа за руку. – Вы нежная и удивительная, - ответил командор, - вы лучше всех на свете». Но когда Зося сообщает ему о том, где спрятался Корейко, Остап сразу будто забывает о своей любви. «Вы разве не проводите меня домой? - тревожно спросила Зося». Дом надо понимать в самом космологическом, метафизическом смысле. «Что? - сказал Остап, - Ах, домой? Видите ли, я… -Хорошо, - сухо молвила Зося,- до свидания. И не приходите больше ко мне. Слышите?» Интересно, что она не сказала «прощайте навсегда!» Кстати в этом Аркане есть еще и намек на 6 Аркан- Выбор- выбор между Зосей и Деньгами, Остап выбирает деньги.  С одной стороны, Остап не формирует сильных привязок и выбирает путь Свободы, с другой – он теряет возможность воссоединиться с Анимой. Возможно, именно это мешает ему попасть в «Рио-де-Жанейро»

18 Аркан - Луна. «Новое путешествие начинается ночью: «В ту же ночь из двора, бледно светя фарами, выехала Антилопа». Это дальнейший поиск Пути, но уже на бескрайних просторах Вселенной. Недаром следующая глава называется «Три дороги». «Антилоповцы катили уже третий день, но, кроме Остапа, никто толком не знал конечной цели нового путешествия». И это правильно - им и не нужно знать, они не готовы к этому Пути. Им хотелось остаться в Аркане 17 - Звезда. «Зачем мы опять едем? К чему это все? Так хорошо было в Черноморске»... Но дело в том, что после Аркана 17 воплощение адепта происходит с полным умиранием прежней Личности, но Остапа номад, естественно, это не устраивает - его цель неуничтожимость Личности на всех этапах Пути, в этом смысл понятия Бессмертие. А для этого надо достичь Аркана 19 - Солнце. И он про это знает, потому что уже не раз оступался на самом пороге в прошлых циклах. Балаганову, Козлевичу и Паниковскому дальше дороги нет. Антилопа превращается в груду обломков, Паниковский умирает, Козлевич и Балаганов возвращаются назад. Остап ночью, как и положено для Аркана Луна, садится внаглую в литерный поезд, который мчит его на восток, к месту смычки. Аркан Луна имеет подназвание - Оккультная иерархия. Пассажиры литерного поезда, на первый взгляд, никак не тянут на этот статус, но это не так. Кто они? Журналисты, пропагандисты, писатели. Те, кто воздействует Словом на массы людей, формирует коллективное сознание, а управление людьми при помощи Слова издревле считалось магическим умением. Конечно, говорить могут все, но управлять Словом, могут немногие. Остап и здесь, среди этих «акул пера» оказался не промах, он и прежде доказывал свое мастерское владение магией Слова, а здесь даже получил дивиденды, выгодно продав быстро состряпанный набор для написания статей». [7]

19 Аркан Солнце. Главы «Гремящий ключ», «Александр-ибн-Иванович» и «Багдад». «Солнце встало над холмистой пустыней в 5 часов 02 минуты 46 секунд». Авторы очень подробно и удивительно точно описывают Аркан 19, в качестве иллюстрации можно процитировать практически всю главу - это и чистый горизонт, тысячи всадников, сама смычка Севера и Юга, оркестр, играющий «Интернационал», речи, торжественный банкет... В этом Аркане происходит воссоединение Личности и Души - Анимы, но, как мы помним, Остап выбрал деньги, - ошибочное решение, хотя для многих вполне приемлемое. Итак, праздник не задался. «Остап вдруг опечалился. Его поразила обыденность обстановки» - душа его не радовала. Из литерного поезда его унизительно выкинули, они остались без деликатесов, в самолет не пустили, пришлось покупать верблюдов - вот он, посмотрите на Аркан - Остап Бендер, Победитель, едет, держа в руке символ безграничных возможностей, навстречу Солнцу, но не на коне, а на верблюде!

20 Аркан - Воскресение или Воззвание. Главы «Врата великих возможностей», «Индийский гость», «Дружба с юностью» и «Его любили…».  Остап встречается с Балагановым, Козлевичем и Зосей теперь уже в новом качестве. В метафизическом смысле задача этого Аркана подготовка Великой Интеграции - Духа и Души, которые воссоединились в предыдущем Аркане 19 - с Телом. Интеграция Руах, Нешама и Нефеш. Но Остап не воссоединялся со своей Душой в Аркане 19, поэтому: «Парад, надо сказать правду, не ладился, и великий комбинатор лгал, утверждая, что чувствует себя отлично. Справедливее сказать, что он ощущает некую неловкость». Бывшие компаньоны вставанием почтили память покойного Паниковского. Остап вспоминает о Зосе: «Зося! Я ошибся, я хочу приехать». Остап возвращается в Черноморск, встречается с Козлевичем и сообщает, что: ему очень плохо и что он не хочет жить вечно. Но, увы и ах, Зося уже замужем..

21 (22) Аркан - Вселенная, Великое свершение. Завершение Великого Делания. Глава 36 «Кавалер ордена Золотого Руна». Это обретение окончательного Бессмертия, потому что адепт возвращается в полном сознании и Разуме в точку 0 - откуда началось ВСЁ и становится Богом. Он объединяет собой все аспекты бытия. Он обретает полную Свободу. «Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого Руна- литой барашек… Этот орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ. - Золотое руно…дается за высшую доблесть! – А у меня как раз высшая!». И опять здесь все - чистая правда. Остап достиг высшего свершения, которое может достичь Великий Мастер, но этого оказалось недостаточно! Надо было жениться на Зосе! Попытка незаконно перейти границу кончилась катастрофой. Пограничники, стражи, не пустили его. Он все теряет, кроме ордена Золотого Руна. «Долгий и сильный пушечной полноты удар вызвал колебание ледяной поверхности». Что это значит? А это значит - увы! новое воплощение: «Через десять минут на советский берег вышел странный человек без шапки и в одном сапоге. Ни к кому не обращаясь, он громко сказал: - Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы!».

Еще одна линия – розенкрейцерско-масонская.

В «Двенадцати стульях» Остап Бендер назван «странствующим рыцарем» и «рыцарем, лишенным наследства». В тридцать пятой главе «Золотого теленка» Бендер снова именует себя рыцарем — трижды на одной странице! А последняя глава называется «Кавалер ордена Золотого Руна»: слово «кавалер» происходит от французского «шевалье» — «рыцарь». Остап идет через границу (за пределы нашего мира), весь увешанный золотом: «Один раз странный человек зацепился за мокрый корень и упал на живот. Тут раздался такой громкий звук, будто свалился на паркет рыцарский доспех».

Но самый откровенный намек скрывается в "Золотом теленке: «На любом пляже мира можно встретить одного такого человека. Кто он такой, почему пришел сюда, почему лежит в полном обмундировании — ничего не известно. Но такие люди есть, по одному на каждый пляж. Может быть это члены какой-нибудь тайной лиги дураков или остатки некогда могучего ордена розенкрейцеров…».

«Скумбриевич очень уважал этот гроб и придавал ему большое значение. Иногда, повесив на себя фартук, Егор собственноручно перекрашивал гроб заново…» -  в масонском обряде посвящения есть такой ритуал символической смерти, когда адепта кладут в гроб, а фартук - это масонский фартук.

В конце романа «Золотой Теленок» Командор  возвращается назад и говорит всем известную фразу: «Пора переквалифицироваться в управдомы». Мастер масонской ложи – это «управляющий домом», потому что ложа называется домом. Остап Ибрагимович решил переквалифицироваться в обыкновенного мастера масонской ложи, возвращаясь обратно в Советскую Россию.

Много аллюзий и намеков на Иисуса:

«Живу как бог, — продолжал Остап, — или как полубог, что в конце концов одно и то же».

«Мне тридцать три года, — поспешно сказал Остап, — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор? Учения не создал, учеников разбазарил, мертвого Паниковского не воскресил…».

«Ксендз! Перестаньте трепаться! — строго сказал великий комбинатор, — Я сам творил чудеса. Не далее как четыре года назад мне пришлось в одном городишке несколько дней пробыть Иисусом Христом. И все было в порядке. Я даже накормил пятью хлебами несколько тысяч верующих. Накормить-то я их накормил, но какая была давка!»

«Рассказ Остапа Бендера о Вечном Жиде» — маленькая вставная новелла в двадцать седьмой главе «Золотого теленка». Герой апокрифических легенд благополучно доживает до наших дней и «разгуливает под пальмами в белых штанах. Штаны эти он купил по случаю восемьсот лет назад в Палестине у какого-то рыцаря, отвоевавшего гроб господень, и они были еще совсем как новые». А где же он разгуливает? «В прекрасном городе РиодеЖанейро»!...

Ложный путь

Ложный путь (Путь монаха?)  представлен отцом Федором из «конкурирующей конторы».  У него тоже есть мечта - «маленький свечной заводик» - это тоже своего рода символ бессмертия. Купившись на обман, на легкий путь, отец Федор идет по ложному следу, как идут к спасению многие посетители церквей, терпит поражение и сходит с ума.

 

Итак, мы видим, что Остап, идет сразу несколькими Путями, которые сливаются в один Путь – Путь Номада. «В главе «Индийский гость» Бендер спрашивает о смысле жизни у индуса — белобородого и смуглого человека в длинной коричневой рясе. Некоторые исследователи  говорят, что  это Рабиндранат Тагор. На  цирковой афише Бендера: «жрец» называет себя «любимцем Рабиндраната Тагора»! А какой ответ мог дать Остапу — убитому и воскресшему страннику — настоящий Тагор? «Человек бессмертен, — писал философ, — и потому он должен без конца умирать. Ибо Жизнь — это творческая идея, она может обрести себя лишь в изменяющихся формах». Возможно самая серьезная ошибка Остапа – это то, что ему не удалось воссоединиться с Анимой.

В этой статье мы лишь немного разобрались в символах романов, вычленили основные моменты, познакомились с тайной жизнью персонажей,   Великую Комбинацию Космической Игры Остапа Бендера еще предстоит разгадать, более подробно изучив все символы и взаимосвязи.

Литература:

1,2 Т.Х. Керимов. Номадология: http://terme.ru/dictionary/183/word/nomadologija

3. А. Секацкий, «Книга номада».

4.5  О. и С. Бузиновские, «Тайна Воланда»

6. http://ulisses.nm.ru/12.htm

7.И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

8. И.Ильф и Е. Петров « Золотой Теленок»

 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература...