ВЛАДИСЛАВ ЛЕБЕДЬКО.
ЖИЗНЬ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ЕЁ ОБЪЯСНИТЬ

 Интервью для журнала «Крепкая жизнь»

Владислав Лебедько – наверное, один из самых известных эзотериков нашего города, психолог-исследователь, создавший и развивший уникальный метод исследования архетипических сюжетов и преображения личности «Магический театр», автор многочисленных книг, в том числе нашумевших: "Хроники Российской саньясы", "Медитации на Joker'е", "Причастие (Великая Ересь)"...
Кроме всего прочего, в этом году Владислав защитил докторскую диссертацию, стал профессором и заведующим кафедры "Магического Театра и Архетипических исследований" (первой в мире), теперь специальность «Магический Театр и Архетипические технологии» признана в 155 странах мира.
Владислав с коллегами создали не просто очередную кафедру, а некий аналог НИИЧАВО (по Стругацким - Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства) - мечта нескольких поколений! На кафедре ведётся обучение по специальности «Магический Театр» с получением  второго высшего психологического и культурологического образования и переподготовкой психологов! Более того, Магический Театр стал не просто очередным новым (хотя и был Владиславом создан ещё в 1992 году) методом в психологии, а отдельным направлением науки вообще.
Сейчас речь идёт ещё и об основании научной школы, где огромное количество направлений, пока не охваченных, в которых можно было бы быть первооткрывателем.
Но мне сегодня хотелось бы поговорить с Владиславом – не как с психологом, а как с обычным человеком, хотя тему психологии сложно будет не затронуть...

- Итак, не сложный - Влад-учёный, психолог, а Влад – просто человек, какой он?
- Сложно так интерпретировать себя. На мой взгляд, только те люди, которые воспринимают себя как Персону могут это сделать. Я – в той же степени, как и все – ходок, едок и т.д.

- Но ведь каждому человеку присущи наиболее яркие черты характера, особенности... Что в себе можете отметить?
- Самое главное – это авантюризм. Черта, которая даёт мне возможность и дерзость ввязываться в различные авантюрные проекты, в том числе довольно глобального порядка, при этом я считаю авантюрой даже то, что сейчас открылась кафедра Магического Театра (это ведь даже звучит и странно и весомо одновременно!) в Международном Университете Фундаментального Обучения.
Многими «Магический Театр» воспринимается как психологическое направление, но на самом деле это более глубокая методология, более глубокое направление науки 21 века, которая сейчас многоконфессиональна.

- У кафедры есть филиалы в других городах?
- Во многих городах проводятся семинары, но провожу, как правило, не я, а мои ученики. А кафедра Магического театра есть только в Петербурге - единственная в России.

- Да, я видела программу обучения у вас на кафедре. Программа – впечатляет. Даже хочется её назвать «всё и сразу». На какое по продолжительности время она рассчитана?
- Как обычный учебный курс – на 3,5 года, но есть и более короткие по продолжительности программы – около 2 лет – они рассчитаны для людей с первым высшим образованием. Занятия начинаются с октября. Все знания мы даём на практике – даже глубокие человеческие дискурсы мы подтверждаем практически – как они отражаются, воплощаются в душе человека.

- Для практики привлекаются сторонние люди?
- Нет – это практика данного конкретного человека – его судьба, жизненный опыт, рост и т.п. Ведь кроме получения знаний важен настоящий рост этого конкретного специалиста. Я много встречал людей, которые обладают знаниями и всё, а сами так ничего и не достигли.

- Прочитав Ваши интервью, характер написания статей, книг и т.п. – везде, на мой взгляд, «сквозит» ваша любовь к физике.
- Конечно, я ведь физик по первому образованию. В 1989 году я окончил ЛИТМО по специальности "Квантовая электроника". Мой интерес к физике силён до сих пор. Более того, на кафедре мы открываем несколько лабораторий, которые относятся к тем областям физики, с которыми я был раньше связан.

- Вы существуете параллельно – и психолог и физик?
- Не только физик и не только психолог. Я – это ещё большой пласт культурологи, философии, мифологии, классической литературы.

- Многие Ваши книги написаны сложным языком, с активным привлечением терминологии, а в интервью Вы, наоборот, говорите очень просто и доступно, считаете ли Вы, что до конца разобрались в темах, которые освещаете?
- В любой теме можно разбираться долго и почти бесконечно, но я считаю, что в чём-то я всё-таки разобрался. Примером того, служит мой художественный роман «Великая ересь», в котором кроме любовно-детективного сюжета вмещён огромный пласт средневековой философии и философии 20 века. Как пишут некоторые критики – мне удалось простым, не вульгаризированным языком в режиме диалогов главных героев передать очень тонкие нюансы западной философии.

- Кого Вы называете критиками? Это отзывы из Интернета?
- Критики для меня – прежде всего это специалисты, профессионалы и уважаемые мной люди.

- Скучная жизнь для вас – это как?
- Это когда нет вдохновения.

- Вдохновение разве должно присутствовать с утра и до вечера, 24 часа в сутки?
- Оно и не должно присутствовать постоянно, но в такие мучительные скучные периоды происходит внутренняя работа, которая потом разрождается бурным потоком вдохновения. Это может быть несколько дней, а может и неделя.
Сначала я думал, что такие скучные, апатичные периоды не нужны, но потом понял, что они важны как важная подготовка к периоду творчества. Без этого никак.

- Когда обычно пишете?
- Мне хорошо пишется после 23 часов и до 3-4 утра. Стихают видимые шумы города, стихают не видимые шумы, генерируемые человеческой психикой, сообществом...

- По вашим словам: «Само же слово "психолог" происходит от слова "психе", душа. Все-таки, психотерапия – работа больше с душой, чем с эго». Какие бывают души, какие Вам встречались?
- Мне встречается только лишь одна душа – та самая общемировая душа.
Можно сказать, что встречались разные её воплощения, порой противоречивые.
К сожалению, классическая академическая психология вытеснила это понятие, но я частью своей работы считаю важным вернуть его, и не только в психологию, но и в науку глобально вообще.

- Бывает так, что пришёл человек на встречу, а он Вам не нравится, не приятен – Вы будете терпеть, продолжать общаться или можете себе позволить отказаться?
- Я откажусь, но так бывает крайне редко.

- Расскажите о Ваших родителях, предках, ведь обычно не стандартный, не обычный человек похож на кого-то из семьи. Вы – не белая ворона в роду?
- У меня довольно интересные корни – например, среди моих предков был цыган - весьма интересная личность; по отцовской линии прадедушка был канонизирован в какой-то местной церкви; по материнской линии была юродивая Матрона, которая исцеляла людей, ходила босиком по снегу и ещё много чем была примечательна. Родители мои – тоже интересные люди – отец – профессор радиофизики – он, в общем, изначально и привил мне интерес, любовь к физике.

- А Вашим родителям не было обидно, что Вы забросили физику и так активно занялись психологией?
- Сначала, конечно, обиделись, а потом поняли, что и в этой сфере тоже есть огромный пласт непознанного и неизученного.

- Вы женаты? Как близкие относятся к вашей столь необычной сфере деятельности?
- Да, я 3 года назад женился во второй раз. Первый мой брак распался уже довольно давно, а жена моя - Оксана - очень талантливый человек, она защитилась на магистра психологии, и ведёт самостоятельную работу в области архетипических исследований, она занимается такой проблемой, как возвращение отверженным Богиням истинных обликов, которые, если с них сорвать маски, на самом деле удивительно прекрасны.

- Есть у вас хобби, увлечения помимо психологии и физики?
- Да, это музыка – я играю на гитаре, синтезаторе, увлекаюсь, живопись в духе сюрреализма, но это всё для себя, для души...

- Вы слушаете музыку? Любимая есть?
- Три любимых направления в музыке – русский рок, джаз (как фоновая музыка для отдыха) и третье – это классика.

- Как считаете - Вы ведёте здоровый образ жизни?
- Что касается принципов питания, то я, с одной стороны, избегаю общепит, быстрое питание, но в тоже время и не бросаюсь в сторону сыроедения...
Также придерживаюсь системы дыхания, движения, медитаций, но не по классической йогическим законам. В 90-х годах я был адептом одной эзотерической школы, научился многим практикам, их и придерживаюсь. Важно умение входить в различные медитативные состояния, без которых некоторые вещи, которые я делаю в Магическом театре, были бы не возможны.

- Вам сейчас 44 года – яркий блеск в глазах, выглядите значительно моложе. Зачем носите бороду? Хотите казаться старше?
- Бороду ношу очень много лет. Опустил её, т.к. действительно хотел казаться старше, я был уже психологом, принимал людей, а выглядел очень молодо. Были разные периоды, но нравлюсь себе я всё-таки с бородой, поэтому продолжаю её носить.

- Ваш Магический театр существует уже 18 лет. Эта тема Вам по-прежнему интересна, не надоела? Быть может, были какие-то душевные поиски чего-то другого, нового? Что даёт Магический Театр лично вам?
- Поиск продолжается, т.к. Магический Театр не стоит на месте, даже те истины, которые провозглашались год назад, сейчас уже не работают, нет жёсткой доминанты, всё меняется. Движение – жизнь, иначе это была бы мёртвая система.
Лично мне театр даёт невозможность успокоиться и застыть. Даже комбинация фигур, на которые разбирается личность, никогда не повторялась за 18 лет...

- У Вас есть конкуренты?
- Есть ученики – профессионалы, очень хорошо работающие, талантливые, но конкурентов – нет. Есть ещё профанаторы, которые даже не удосужились обучиться, а скопировали лишь внешнюю форму без содержания и «скачут лишь по верхам» - назвать их конкурентами нельзя, т.к. они могут решить только маленькую проблемку. А Магический Театр может решить и маленькую проблемку и даже вопросы души и коллективного бессознательного...

- У Вас такой серьёзный подход, хотя вообще при словосочетании «магический театр» возникают совершенно определенные ассоциации – не путаете ли Вы этим названием людей, отталкиваете ли Вы их от себя?
- Людей не отталкиваю – нам не нужны тысячные залы – я сам и даже вместе с учениками с ними не справлюсь – поэтому мы работаем с тем количеством, на что есть ресурс. А название «Магический театр» - на мой взгляд, совершенно потрясающее – оно из романа «Степной волк», в котором описаны удивительные переживания главного героя, метаморфозы, погружение в глубь его души. Роман в своё время произвёл на меня неизгладимое, мощное впечатление и поэтому я захотел названием отразить, подчеркнуть эту метафору.

- Магический театр - место для интеллектуалов?
- Прежде всего, для людей, которые могут тонко чувствовать.

- В эссе о себе у Вас написано, что занимаетесь целительством?
- Целительство – от слова целостность. Исцеляется душа – исцеляется и тело. Я использую элементы и телесного исцеления и душевного.

- Как Вы считаете – алкоголь, наркотические вещества, психоделики - все психологи проходят через это? Был у Вас лично такой опыт? Это нормально, для человека ищущего ощутить все грани дозволенные и не дозволенные...
- Я бы сказал так – через безумие пройти важно. Например, тот же Юнг, во время первой мировой войны в 14 году так тяжело переживал всё происходящее, что впал в состояние безумства, но сам себя вытащил из него.
Безумие даже важно - это так называемое состояние негредо – чёрное как чернота-чернота. Тяжёлое состояние, но при котором выкристаллизовывается всё золото, философский камень. Психологически человек погружается в глубины и сталкивается с собственной тенью. Не обязательно это должны быть алкоголь или наркотики, это может быть и невроз. Хотя у меня было всего два глюциногенных опыта с применением химических препаратов, но я их не считаю такими важными и базовыми.
А вот опытов с изменённым состоянием сознания у меня было гораздо больше благодаря многочисленным практикам. Были очень тяжёлые состояния, когда лопались в моём сознании ранее установленные доминанты, ценности, мировоззрения. Это были тяжёлые состояния и длились они несколько лет... Есть даже термин такой – шаманская болезнь – при здоровом организме у человека возникает множество дискомфортных явлений, галлюцинаций и т.п., но это у тех, кто занимается какой-либо практикой.

- Наверное, многие не выходят?
- Ну, если человек серьёзно занимается, то выйдет. Кроме того, если у него есть опора в виде работы и хороших друзей, то у него получится. Без хорошего окружения не обойтись.

- Ваши поиски чего-то большего? Зачем? Постоянная, необходимая ежедневная потребность, которую испытываете каждое утро? Или всё закончилось ещё в юности?
- Также всё продолжается, но если в юности было всё более яростно и с проявлением каких-то внешних способов, то сейчас это идёт на уровне фонового внимания, которое всегда находится в какой-то конкретной теме не зависимо от того, чем я занимаюсь внешне.

- Личная устроенность для психолога важна?
- Для талантливого, неординарного психолога она важна, но для того, чтобы двигаться, всегда должно чего-то не хватать – иногда это мною даже делается искусственно – например, эпатажными психологическими выпадами в Интернете и т.п.

- Вы внешне – такой скромный, интеллигентный...но читая некоторые интервью или книги невольно ощущаешь понятие «я – лучший», которое у Вас сквозит почти везде. Это искреннее внутренне ощущение – я – такой? Или по-другому просто нельзя в этой сфере?
- Это мой способ эпатирования.

- Эпатаж ради чего?
- Прежде всего, он помогает сбить какие-то стереотипы, зазомбированность.

- По дороге к Вам встретила молодого человека, на майке которого была надпись: «Бога нет». Как Вы считаете?
- Я отвечу притчей: «Хаджу Насреддина спросили – есть Бог или нет? Первым его спросил религиозный фанатик – ему он ответил – «нет». Вторым его спросил атеист – ему он сказал – «да», а третьим его спросил человек ищущий – ему он ответил – «не знаю»...

- Вы считаете себя свободным человеком? От обязательств, проблем, житейский заморочек?
- От многих социальных стереотипов – да, но у меня есть свои какие-то личностные стереотипы.

- А нужна ли вообще эта свобода?
- Сложно сказать. Сейчас перевели красную книгу Юнга, которую он просил даже не публиковать – там показывается душевная жизнь со столь разных и столь противоречивых сторон, что вообще человека сбивает с толку – нужно ли что-то делать? Ведь в устройстве Мировой души с одной стороны настолько всё органично, с другой стороны – всё патологично... Поэтому нужно или не нужно – зависит тот той точки зрения, которую ты в данный момент занимаешь.

- Ваши книги сейчас популярны?
- Они не для всех, а, прежде всего, для тех, кто понял нелинейность и неоднозначность жизни...

- Вы хотели бы быть богатым человеком, чтобы не думать о материальных проблемах?
- Да я и так не слишком озабочен проблемами, но деньги мне нужны, чтобы заниматься развитием кафедры.

- Как на ваш взгляд - всё ли в жизни можно объяснить благодаря психологии, психотерапии?
- Не думаю. Жизнь гораздо сложнее, чем любые попытки её объяснить.

 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература...