Владислав Лебедько

Самопознание и Профессионализм.

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ 

 

''Большинство чаек не утруждают себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета.

Отлететь от берега на кормежку и вернуться- этого вполне достаточно.

Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полет, А еда –это так… Потому, что больше всего на свете Джонатан любил летать…''

 

                                                               (Р. Бах ''Чайка по имени Джонатан Ливингстон'')

 

       В то время, когда еще сидя на студенческой скамье, мы впервые задумывались о том, что же такое профессионализм, о том, что отличает мастера в том или ином деле от обычного специалиста, нам казалось, что главное -максимально большой арсенал знаний, навыков, технологий и инструментов, которыми человек владеет, а также богатый опыт практического применения всех этих знаний и навыков.

Шло время и вскоре для нас стало очевидно, что одним только количеством прочитанных книг, прослушанных лекций и проделанных экспериментов не обойтись, ибо профессионализм мы стали понимать уже, как интеграцию специальных знаний с определенным уровнем личностной зрелости. Это понимание привело к тому, что помимо стандартного пути продвижения к высотам профессионализма, мы все чаще и серьезней стали обращаться к изучению, исследованию и постижению себя самих.

И когда самопознание превратилось для нас в тот смысл, который пропитывает большую часть жизни, нам стал открываться качественно иной –магический аспект мастерства в любом деле. Это то, что на наш взгляд, что объединяет глубинным смыслом подлинных мастеров любых профессий и видов деятельности –одухотворение своего дела, становление через это дело Целостным. Другими словами- гармонизация своей работой (с чем бы она не была связана) себя самого и Мира…

Эта брошюра- приглашение познакомиться с теми гранями Профессионализма и Мастерства, которые, к сожалению, никак не отражаются в современных системах образования. Без этого- не стать Мастером. Этому невозможно обучить в обычном понимании слова. Это можно только пережить на тернистом пути познания и преображения себя.

Далее мы приведем некоторые, по нашему мнению, основные этапы реализации Профессионализма и Мастерства, общие для самых разных видов деятельности, а также наметим стратегии, которые могут способствовать прохождению этих этапов.

 

 

2. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ,   КАК   СЛЕДСТВИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ   ЖИЗНЕННОГО СМЫСЛА.

 

''То, что в тебе ищет и есть то, что ты ищешь''…

(Древнее изречение)

 

Основной тезис:   Профессионалом и Мастером можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла. 

 

Для обоснования этого тезиса, необходимо, прежде всего, разобраться, что же такое Смысл. Сразу же можно сказать, что любые попытки однозначно определить словами такую категорию, как смысл, будут неполными и незавершенными, так как смысл это и процесс, и переживание, и суть, неисчерпаемость, богатство и глубина которых принципиально недоступны даже для самых изысканных словесных оборотов. Это то, что находится вне досягаемости интеллекта, но, тем не менее, доступно опыту непосредственного переживания.

Мы пробуем лишь намекнуть с разных сторон на то, как смысл может проявляться:

-         как процесс соответствия самому себе и Миру, что субъективно

переживается, как счастье и предельная полнота жизни;

-         как основная, приоритетная ценность, определяющая жизненный путь чело века (независимо от того- осознает он ее или не осознает);

-   как энергия вдохновения.

 

Любое действие влияет на того, кто его совершает. Среди огромного числа потенциально возможных, существуют такие действия, которые приближают данного человека к переживанию смысла. Когда человек нащупывает, в результате этих действий, ниточку связывающую его со смыслом, это сопровождается, как правило вдохновением, что дает прилив сил и энергии, А это, в свою очередь, позволяет реализовать и воплощать поток раскрывающего смысла. Энергия и силы появляются оттого, что человек, в моменты переживания смысла- Целостен и внутри него отсутствуют конкурирующие и противоречивые мотивы, ценности и устремления.

Существуют также действия, которые отдаляют человека от переживания смысла (а, следовательно, Целостности и единства), что влечет за собой усилие внутреннего конфликта между противоречивыми мотивами и ценностями, что, естественно, создает отток сил и энергии.

 

Как мы покажем далее, одним из необходимых для профессионализма условий является максимум энергии (от количества и способности фокусировать которую зависит качество работы). В свою очередь, максимум энергии возможен тогда, когда человек приближается к внутреннему единству - Целостности, а значит и к переживанию смысла.

 

Итак, с одной стороны, Мастерства можно достичь в процессе реализации смысла, а с другой, сам этот смысл реализуется через некую деятельность, в которой человек становится профессионалом (причем, профессионалом не обязательно в привычном понимании- можно быть профессиональной матерью, мужем, едоком, принимателем гостей и т. д.)

 

 

 

3. ЭТАПЫ   ФОРМИРОВАНИЯ   ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

И   МАСТЕРСТВА.

 

 

Основной тезис: Путь формирования профессионализма и мастерства в любом деле- прежде всего- практика внутренней работы над собой. 

 

3.1. Формирование человеком, который хочет стать профессионалом, у себя мотивации на постоянное развитие своих личностных, профессиональных качеств и на самопознание.

 

Уровни мотивации:

 

-         отрицательная (работа воспринимается как обуза, как тяжелая необходимость);

-         пассивная (позиция конформиста- ''я как все'')

-         средняя (некоторая заинтересованность своей работой, периодическое новаторство, иногда- обучение, курсы, литература…);

-         повышенная (увлеченность, активный поиск новой информации, энтузиазм);

-         высокая (человек ''живет'' этой информацией; вдохновение, видение смысла своей жизни через свою деятельность).

 

 

Сложности в формировании мотивации:

 

Для того, чтобы перейти с отрицательного, пассивного или среднего уровней мотивации (столь распространения в современном мире) к повышенному и высокому уровню (находясь на которых только и возможно начать двигаться к реализации мастерства), необходима серьезная работа, сложенная многими обстоятельствами. Так, многие люди могут быть несчастны, могут работать плохо, сами же страдать от этого но не осознавать этот факт и даже отрицать его, прикрываясь рационализациями типа ''у меня все нормально''.

Осознать этот факт своего профессионализма, страданий и несчастий (т.е. непрофессионализма в жизни) чрезвычайно сложно, потому что тогда придется жить с мучительным знанием о своей личностной и профессиональной неадекватности. Есть люди, которые все-таки осознают, что они не профессиональны и неадекватны, но считают, что так и должно быть, что ''такова судьба'' и т.д. Сделать шаг к осознанию, это не так, тоже сложно, так как тогда им приходится признать, что они не такие, какими могли бы быть. Есть и такие, которые осознают, что они не профессиональны и несчастны, понимают, что так не должно быть, но не видят никакой альтернативы. Прозреть альтернативу им тоже очень сложно, так как тогда придется столкнуться с фактом, что у них не хватает сил, чтобы двигаться к этой альтернативе. Есть и такие, которые хотят видеть альтернативу, но склонны считать, что у них нет сил, чтобы достичь ее, так как признав, что силы все-таки есть, уже нельзя будет дать себе послабление и придется выкладываться и работать; другие верят в свои силы, хотят меняться и расти, но не знают как это делать…    

Иными словами, формированию высокой мотивации на личностный и профессиональный рост препятствует множество иррациональных страхов, внутренних противоречий, нехватка энергопотенциала, а зачастую элементарная лень…

 

Методы формирования мотивации:

 

Формирование высокой мотивации—процесс сложный и длительный, требующий комплексного подхода. Чем на более ранней стадии подготовки этот вопрос возникает, тем больше будет шансов на то. Что специалист будет работать неформально, творчески и продуктивно. Методы формирования (вернее проявления) мотивации базируются на механизмах, описанных нами в книге ''Осознание, Мастерство, психотерапия'' (В. Агеев, В. Лебедько). Вообще развитие этих методов представляется нам одной из наиболее актуальных задач для практической психологии и педагогики. В данной брошюре мы не будем приводить эти методы.

 

3.2. Формирование специалистом у себя '' Рабочего состояния '' (состояния ''предельного включения'', оптимальной ''настройки восприятия'').

 

Уровни рабочего состояния:  

 

-         отрицательное (погруженность в свои проблемы, взвинченность или апатия, эмоциональная неустойчивость);

-         пассивное (жесткость и стереотипность реакций, неустойчивое внимание, периодические отвлечения на свои проблемы, не очень устойчивое эмоциональное состояние);

-         среднее (способность к сосредоточению на работе, переключению от своих личных проблем, мыслей, эмоций);

-         повышенное (высокая работоспособность, эмоциональная саморегуляция, хороший уровень внимания, адекватное реагирование на ситуацию);

-         высокое (''стирание'' своих личностных особенностей, неограниченное владение вниманием и его масштабами. Принятие ситуаций такими, как они есть ( и не только ментально), утонченное восприятие наблюдательность по отношению к малейшим нюансам в процессе работы);

 

Сложности в формировании рабочего состояния:

 

-         наличие у специалиста ряда нерешенных личных проблем;

-         наличие проблем со здоровьем;

-         утомляемость, недостаток энергопотенциала;

-         наличие жестких установок и стереотипов в восприятии и

     реагировании;

-         отсутствие у многих специалистов базовых навыков

саморегуляции своего состояния.

 

Методы формирования рабочего состояния:

 

Формирование рабочего состояния—сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя работу с коррекцией личных проблем, комплексы оздоровительных и тонизирующих технологий, работу по освобождению от жестких стереотипов восприятия и реагирования и обучение навыкам саморегуляции. В качестве одного из методов, способствующих формированию рабочего состояния, можно предложить авторскую методологию, основанную на поэтапном освоении специалистом все более качественных уровней внимания и чувствительности, коррекции личных проблем и обучении решению внутренних и внешних конфликтов, оптимизации своего состояния. В каждом конкретном случае обучение индивидуально.

 

 

3.2. Осознание специалистом своего организма.

 

Организм человека –сложнейшая функциональная система, имеющая очень широкий спектр проявлений и функционирования. Весь этот спектр можно условно разделить на несколько отличающихся по качеству уровней. Это органы и ткани, различные физиологические системы (нервная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, костно-мышечная, выделительная и др.), т.е. так называемое физическое тело. Далее, это система восприятия всевозможных внешних сил (гравитации, давления, упругости и др.) через ощущение различных модальностей (система рецепторов, реагирующих на тепло-холод, тяжесть-легкость, сжатие-расширение и т.п.). Далее, это эмоциональная сфера. Затем- интеллект- образное и логическое мышление. Затем, отдельно можно выделить часть спектра проявления и функционирования организма, которую можно назвать событийным пространством организма (сознательная и бессознательная организация человеком жизненных событий и событийных рядов). Следующая часть спектра восприятия, проявлений и функционирования, которую можно выделить, система ценностей. И, наконец, область смыслов и идеалов, т.е. своеобразная идеологическая платформа личности.

Осознание организма—наличие потенциальной возможности владения им во всех выше перечисленных диапазонах. Осознание предполагает наличие наблюдения за собой во всех диапазонах и рефлексию, как необходимых, но не достаточных компонентов. Наблюдение и рефлексия (а также любое интеллектуальное понимание, видение взаимосвязей и т.д.), не являются осознанием, если они не обеспечивают владения. Под владением подразумевается следующее:

а) способность длительное время сохранять сосредоточение, концентрацию внимания на любом объекте осознаваемого диапазона;

       б) способность производить изменения внутри осознаваемого диапазона организма,

т.е совершать намеренное действие.

Учитывая приведенное выше определение осознания и перечисленные диапазоны организма, мы приведем некоторые критерии того, как проявляется осознание того или иного диапазона.

Осознание физического тела предполагает владение им в совершенстве как в целом, так и любой отдельной частью, органом или физиологической функцией, включая произвольную степень гибкости и подвижности, устойчивую концентрацию на любой области тела—база для осознания более ''тонких'' диапазонов организма, владение которыми практически невозможно без хорошего осознания физического тела.

Осознание ощущений характеризуются возможностью вызывать или уменьшать любые ощущения в любой области тела или во всем теле целиком, а также возможностью воспринимать мир как энергию—узор, сотканный из различных сил и их комбинаций. Осознание эмоциональной сферы характеризуется возможностью намеренно вызывать, пережить или убрать (трансформировать) любой оттенок любой эмоции с любой интенсивностью. Осознание интеллектуальной деятельности—произвольное отождествление или разотождествление с любым описанием мира, с любой моделью мира. Возможность переживания любой модели мира как реальности, извлечение и воплощение с помощью интеллекта принципиально новой, не проявленной ранее информации. Осознание событий характеризуется возможностью вызвать (организовать), пережить или предотвратить (собрать или разобрать своим восприятием) широкий спектр разнообразных событий (потенциально—любое событие). Следствием осознания системы ценностей будет возможность произвольного владения своей жизнью, судьбой, реальные бесконечные возможности выбора в любой момент времени; владение потоком событий и действий, не требующее интеллектуального вмешательства, логического просчета и анализа, оценки последствий и т.д. Осознание смысла своей жизни—очень сложное, практически неописуемое переживание, следствием которого является появление четких внутренних ориентиров, с которыми человек постоянно сверяет свою жизнь. Это возможность возвращаться к удивительному состоянию, дающему силу, вдохновение и устремленность, непрерывно длящееся раскрытие смысла бытия.

Кроме владения, в осознании присутствует еще один аспект—принятие того, что есть и отдавание себя миру. Для того, чтобы на самом деле принимать мир в каком-то диапазоне, принимать другого человека, принимать себя, этот диапазон должен быть развит, проявлен в организме человека, что и осуществляется посредством владения. Осознающий человек владеет собой и миром, как инструмент Духа, полностью ему отдавшись, переживая поток раскрывающегося смысла в системе Человек—Вселенная.

Конечно, трудно требовать от каждого специалиста столь высокого уровня, но для того, кто стремиться к мастерству да и вообще к НЕФОРМАЛЬНОЙ работе, продвижение ко все более полному осознаванию своего организма—задача весьма актуальная.

Методы достижения высокого уровня осознания организма чрезвычайно сложны, длительны и требуют серьезного погружения в практику внутренней работы, наличия опытных инструкторов и незаурядных усилий. Эти методы индивидуальны для каждого человека в зависимости от его особенностей.

 

 

3.4. Формирование высокой культуры работы с информацией.

 

В этот этап входит:

а) Внутренняя культура работы с информацией;

б) Культура передачи опыта:

       --высокая чувствительность к объекту своей деятельности;

       --культура коммуникации.

 

                         Уровни внутренней коммуникации работы с информацией

 

--низкий (неорганизованность, перегруженность, неумение

выделять приоритеты; зауженное, не системное восприятие;

неумение ''очищать'' восприятие);

--средний (попытки систематизации, попытки избегать перегрузок

лишней информацией, не актуальной в данном ситуации, выделение

приоритетов);

--повышенный (научная организация своей деятельности, работа только с актуальной информацией; избегание ментальных конструкций, не прожитых, не ''прожеванных''; попытки регуляции своего восприятия);

--высокий (человек старается жить, будучи ''чистым экраном'', не окрашивая информацию своими акцентами, приоритетами, ценностями, установками и стереотипами, не подгоняя ее под свои схемы, свою картину мира; ориентация на информацию, актуальную ''здесь и теперь'').

 

Уровни культуры и передачи опыта:

 

а) Чувствительность к объекту деятельности:

 

--низкая (специалист не отслеживает свои реакции, изменения в своем состоянии в различных ситуациях; реагирует на них, исходя из своих стереотипов и схем);

--средняя (специалист иногда замечает грубые сигналы в разных диапазонах своего организма, старается видеть ситуации в основном из профессиональной пирамиды, пытаясь уйти от слишком явных личных реакций);

--повышенная (специалист замечает изменения в своем состоянии, как реакцию на рабочую ситуацию, пытается отойти от стереотипов);

--высокая (предельно тонкая чувствительность к своему состоянию во всех диапазонах организма, безоценочное восприятие, системное ''видение'').

 

б) Культура коммуникации (трудно найти профессию, для которой

     искусство общения не было бы значимо):

 

-- низкая (штампы и стереотипы в поведении и коммуникации) (не путать со стереотипами восприятия);

-- средняя (наличие некого диапазона поведенческих ролей и приемов);

-- повышенная (владение широким спектром приемов коммуникации, поведенческих ролей, причем специалист сознательно выбирает нужную роль в своем поведении);

--высокая (адекватная коммуникация – попадание в ''десятку'').

 

Что касается методов, способствующих повышению культуры коммуникации, то они достаточно разнообразны. Специалисту можно предложить большой выбор приемов, помогающих повысить свои возможности в этой сфере как за счет изменения своих личностных особенностей, так за счет пополнения своего арсенала современными технологиями.

С обучением высокой культуре работы с информацией и формированием высокой чувствительности и формированием ''системного видения'' дело обстоит сложнее. Эти качества могут возникнуть при работе над Осознанием своего организма.

 

 

3.5. Уровень мастера.

 

Выход на уровень мастера осуществляется как следствие интеграции личностной зрелости и профессионализма и трансформации профессиональной парадигмы через себя, с появлением нового качества в себе и Мире.

Мастер—человек, интегрировавший в себе профессиональный опыт и проявивший в результате этого свой почерк—новое качество этого опыта, получивший возможность владеть этим качеством, воспроизводить его и передавать другим…

 

 

4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И РЕЛАКСАЦИЯ

 

Основной тезис: Для реализации каждого этапа формирования профессионализма и мастерства необходима энергия.

 

В сбалансированном организме, где согласованно работают все системы, где нет противоречивых мотивов и ценностей,--энергии всегда достаточно для совершения любого необходимого действия, для того, чтобы любая функция была выполнена профессионально, качественно, красиво и гармонично вписывалась бы в Мир.

Значит, чтобы стать профессионалом, необходимо научиться приводить себя в целостное, сбалансированное состояние, что не так уж просто, так как каждый из нас накопил огромное количество хронических напряжений (в большинстве своем, к тому же, неосознаваемых), мешающих восстановлению баланса и равновесия во внутреннем мире.

К сожалению, обычный современный человек не способен даже на 1% использовать свой потенциал, так как остальные 99% уходят на поддержание хронических напряжений во всех системах организма и тех механизмов, которые препятствуют осознанию этих напряжений.

Один из путей высвобождения заблокированного потенциала—обучение релаксации. Понятие Релаксация в бытовом языке чрезвычайно заужено и ассоциируется с образом расплывшихся на песочке под июльским солнцем тел, сохранивших лишь способность изредка, с кряхтением переворачиваться на другой бок. На самом же деле Релаксация—это аллертность, способность совершать действия адекватные ситуации, затрачивая на это столько энергии, сколько нужно (обычно мы затрачиваем на любое действие—физическое, эмоциональное, интеллектуальное, событийное—на порядок больше энергии). Посмотрим как Релаксация проявляется в различных системах организма:

Физическое тело:     Свидетельство его релаксации—отсутствие лишних движений в ситуации, когда нет внешних стимулов и способность легко выполнять любые сложные движения в случае необходимости (включая гибкость, мышечное усилие, подвижность, точность красоту, скорость и т.д.).

В свою очередь, если физическое тело или отдельные его участки напряжены, то свобода движений, их ритм, выразительность, способность адекватно оформлять ими внутреннее переживание существенно ограничивается. Движения могут стать резкими, неточными, некрасивыми, неадекватными, в пределе—неуправляемыми. Такая ситуация не способствует успеху не только для балерины или ювелира, но и для таких, казалось бы, на первый взгляд, не связанных с физическим расслаблением профессий, как бизнесмен (в ситуации проведения ответственных переговоров) или ученый, выступающий с новаторскими идеями на конференциях. В этих случаях физическая релаксация и адекватность движений—отнюдь не последний фактор, способный подсознательно содействовать возрастанию доверия оппонентов.

Система ощущений:   Релаксация здесь—отсутствие ощущение не связанных с реальными внешними раздражителями (обычно человек испытывает множество лишних ощущений, связанных с теми или иными напряжениями—там болит, здесь ноет и т.д.). Релаксация же в этом диапазоне организма—способность тонко воспринимать мир через совокупность самых разных ощущений и разбираться в этих ощущениях.

Наличие разнообразных напряжений, ощущаемых, как боль, перегрузка, перевозбуждение, скачки внимания, существенно мешают точному восприятию сигналов от окружающего мира. Подобные ситуации будут неприятны для пограничника, который из-за отвлечений внимания пропустит шпиона, и для секретарши, которая не сможет почувствовать изменение состояния шефа, и для продавца, от которого будут ускользать тонкие реакции покупателя.

Эмоции:   Релаксация здесь—свободное, адекватное эмоциональное реагирование; богатая палитра переживаний, доступных человеку.

Широкий спектр разнообразных чувств и эмоций, возможность управления ими важны не только для людей так называемых творческих профессий (актеров, художников, музыкантов и д.р.), но, например, и для переводчика, чья задача—точно передать не только содержание речи говорящего, но и его соединение с эмоциональной окраской, что дает не только эстетический, но, зачастую, важный смысловой эффект. Даже инженер, стоящий целый день за кульманом, если ему доступна эмоциональная свобода, получит дополнительные возможности приводить себя в позитивное и работоспособное настроение, когда линии на бумагу ложатся дружно и весело, а главное--быстро и красиво. Если же говорить о руководителе любого уровня, то для него гибкость и богатство эмоциональной сферы при контакте с подчиненными (а тем более с начальством)—просто неоценимый клад.

Интеллект (образный и логический):   Релаксация его—гибкость мышления, способность, если нужно, интенсивно включаться в любую тему, а если нужно—остановить внутренний диалог.

Всем знакомы ситуации, когда ''мысль не идет'', ''зациклился'', ''не отстроиться от своих проблем'' и т.д. В любой профессии (тем более если она связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью) способность решать такие проблемы, возникающие ежедневно и съедающие, подчас, 90% времени и энергии,--на вес золота.

К тому же при расслабленном интеллекте появляется возможность запоминать и вспоминать, держать в уме любой объем необходимой информации, все взаимосвязи, расстановку сил, детали и подробности…

События:     Релаксация в этой структуре организма (связанной с системой мотивов и потребностей, интересов и целей)—возможность четкой организации дел.

Умелая организация работы—мечта, наверное, любого специалиста, к сожалению, часто так и остающаяся мечтой. Так называемая научная организация труда, составление планов и графиков не решают этой проблемы, если человеку не удается отрегулировать свой внутренний ритм, согласовать и упорядочить свои желания, интересы и потребности так, чтобы они не создавали внутренней сумятицы, которая сразу же отразится хаосом во внешних ситуациях и событиях.

Система ценностей:   Релаксация ее—способность выстраивать приоритеты, так как именно жесткие и обычно неосознаваемые приоритеты создают ''отток'' энергопотенциала, что нарушает планы, не дает реализовываться замыслам.

Если система ценностей релаксирована, то: Решил—довел до исполнения!

Смысл: Если смыслообразующие структуры релаксированы—человек соответствует своему Предназначению.

 

Итак—обучение дает нам:

 

а) Источник сил, умение накапливать, восстанавливать и экономно их расходовать. Релаксация дает доступ к богатым внутренним ресурсам сил, позволяющим делать то, что без нее казалось невозможным.

 

б) Свободу от жестких стереотипов и привычек в разных аспектах деятельности и, как следствие, расширение диапазона действий за счет появления дополнительных степеней свободы, которыми может воспользоваться профессионал.

 

в) Управление внутренним ритмом, что позволяет свободно регулировать ритмы своей жизни, сжимая и растягивая потоки событий.

 

г) Доступ к настоящему (не преломленному через призму собственных проекций) сопереживанию человеку, природе, объекту работы—постижению их сути и знание, как сними работать в той или иной ситуации. Без релаксации какой-либо части организма невозможно пережить соответствующую грань мира, понять человека. Если мы что-то не можем понять или пережить—значит необходимый для этого участок организма напряжен.

 

д) Возможность быстрого включения в любую тему и любое действие. Возможность переключаться и выходить из какого-либо действия, не таща за собой ''хвост'' мыслей, переживаний и т.д.

Здесь можно отметить, что одним из мощных оттоков энергии и сил является наличие незавершенных дел. Так можно всю жизнь волочить и наращивать ''хвост'' из разных недоделок, одни из которых связаны с крупными незавершенными проектами, другие—вроде бы с мелочами, но все вместе они создают огромный балласт, существенно осложняющий решение текущих вопросов. Как ни странно—все это—следствие напряжений в определенных системах организма и один из путей работы с ними—релаксация соответствующих систем.

 

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод:

Напряжения не дают использовать весь диапазон профессиональных возможностей. Организм--многофункциональный инструмент. Мастер использует все, что в н6ем есть для создания творения, а обычный специалист пользуется некоторыми, ограниченными возможностями, чаще всего--внешними техническими средствами.

Здесь нам предлагают две грани профессионализма. Одна—владение внешними техническими средствами и знаниями, (т.е. вся работа опирается именно на них), а другая—выход за пределы технических средств и знаний, опора на владение своим внутренним миром, где все эти прикладные вещи становятся только инструментами и появляется многомерность (одну и ту же технологию, операцию, одно и то же действие можно совершить в разных состояниях, оформляя их через самые разные факторы—тон голоса, мимику, стиль движений, различные темпоритмы, потенциал, окраску эмоций и мышления, разные намерения и задачи, акценты и позиции внимания…). Без релаксации такая многомерность немыслима.

 

Основные стратегии практического обучения релаксации. Используещиеся в нашем подходе:

 

-Групповая практика (с учетом индивидуальных особенностей)—тренировка практик и упражнений и ''показ'' все более глубоких и сбалансированных состояний;

-Специальная (ежедневная—дом. задание) индивидуальная практика, построенная, исходя из индивидуальных особенностей.

-Перевод практики релаксации в повседневной функции:

а) За счет использования ''компенсирующих'' функций

б) За счет компенсирующего включения концентрации внимания;

 

Диапазоны релаксирующих практик:

- Телесный

- Перцептивный

- Эмоциональный

- Образное и логическое мышление

- Функциональный и ситуационный

 

2''Носители'' релаксационных практик:

-Движение

-Дыхание

-Концентрация внимания

-Форма

-Голос

-Игра

-Взаимодействие

-Образные ряды

-Цвет

-Идеомоторика

 

 

РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ. СТРУКТУРА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ

СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА И ИХ ДИНАМИКА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Основной тезис: Профессионалу необходимо владеть широким спектром психофизических состояний организма, каждое из которых обеспечивает качество выполнения определенных действий. Иными словами: качество любой профессиональной функции зависит от степени владения соответствующим психофизическим состоянием, которое мы назовем Рабочим Состоянием для данной функции.

 

Так, для удачного знакомства с девушкой необходимо одно психофизическое состояние, для приготовления вкусного обеда—другое, третье—для решения математической задачи, для ведения переговоров—четвертое и т.д. В разных состояниях активизируются совершенно разные психические качества, выводятся в доминанту та или иная ценностная ориентация, потребность и т.д.

Чем выше степень профессионализма, тем богаче должен быть арсенал различных Рабочих Состояний, больше их динамичность и способность переключения из одного в другое и выше степень дифференцированности (Мастер может различать и пользоваться сотнями различных оттенков внутри одного рабочего диапазона). Так, например, в ситуации, когда психолог или педагог работает с разными клиентами или учениками, он должен быть готов переживать и реагировать на каждого совершенно индивидуально, неповторимо. Причем, если с одним клиентом или учеником он выводил в доминанту своих реакций одни мотивы и ценности, картину мира, эмоции, диапазоны перцепции, то с другим—совсем иные.

 

Психофизическим состоянием мы называем некий целостный энерго-информационный комплекс, проявляющийся, как совокупность переживаний, реакций и вариаций поведения, направленную на реализацию какой-то потребности или группы потребностей.

 

Наибольшие сложности возникают при смене деятельности или необходимости разнообразных переключений, в том случае, если специалист не умеет гибко переходить из одного наработанного состояния в другое. При этом он будет пытаться решить совершенно новую задачу, находясь под влиянием потребностей и мотивов, которые уже не актуальны (т.е. затягивая в новую функцию своеобразный ''шлейф'' от старого, уже неактуального состояния).

Приведем банальный пример:

Бизнесмен приходит домой после напряженного рабочего дня и не может выполнить свой супружеский долг, т.к. находится под устойчивым влиянием наработанного за день состояния деловой активности, в котором проявляются совсем другие психофизические и физиологические структуры, нежели те, которые нужны в постели.

Или другой пример: Молодая секретарша, пребывая под впечатлением бурно проведенной ночи, никак не может перевести себя в состояние, необходимое для структурирования и упорядочивая рабочих документов.

 

Для того, чтобы привести классификацию, построить карту динамики различных психофизических состояний, нам необходимо познакомить читателя с рабочей моделью организма человека, которой мы пользуемся в нашей практике. Она носит название Объемной Модели. Начнем мы знакомство с ней с рассмотрения физического тела человека. (По сути это демистификация т.н. «чакр»)

На первый взгляд кажется очевидным, что физическое тело человека удобно условно разделить на несколько сегментов—Объемов, каждый из которых отличается как анатомо-физиологическими особенностями, так и выполняемыми в организме функциями. Наиболее удобным будет деление на семь Объемов (копчиковый, мочеполовой, пупочный, грудной, шея, голова, макушка); иногда можно пользоваться упрощенным делением на три сегмента (верх, середина, низ). Однако при более подробном исследовании становиться ясно, что понятие Объема, как части тела (при таком механическом делении) является не совсем корректным. Уже в первом приближении: из чего состоит каждый Объем?—Кости, связки, мышцы, органы, железы внутренней секреции, участки нервной системы… Стоп! Вот тут-то и начинаются первые неувязки: в каждом Объеме представлен какой-то отдел Центральной Нервной системы (головного и спинного мозга) и система разнообразных экстеро- и интерорецепторов. Но ведь все органы и отделы всех Объемов тела представлены в ассоциативной коре мозга, в двигательной коре… Фактически в каждой колонке коры есть нейроны, представляющие каждый Объем. В свою очередь каждый Объем проецируется в каждом другом и на периферии (проекционные зоны: кисти, стопы, лицо и д.р.).

Человеческий организм голографичен—каждый Объем многократно отражен во всех других, ''размазан'' по всему организму. Нельзя, оказывается, механически разделить человека на части. Получается, что ''Объем''—понятие более сложное, это интегральная совокупность некоторых качеств целого организма, более или менее ярко выраженных через определенную часть тела. И в осознании Объем—не просто часть тела, а переживание некого диапазона всевозможных психофизических состояний определенной ''окраски''.

Если идти дальше, то понятие Объема становится еще более сложным и многомерным. Так, каждый Объем определяет некоторый спектр соответствующих эмоциональных состояний, ту или иную направленность мышления, сложную комбинацию системы мотивов и ценностей, запечатлевшую все следы взаимодействий с людьми и окружающим миром.

Далее, каждый Объем—это слепок из некоторого диапазона социо-культурных и исторических факторов, факторов природных, климатических, планетарных и т.п. Продолжая обобщение дальше, можно сказать, что потенциально каждый объем—(1/7) всего Мира, преломленная через индивидуальные особенности данного человека. Эти индивидуальные особенности просто подчеркивают один и затеняют другие черты всего Мира.

Итак, Объемы—это не части физического тела и не некие локализованные области. Каждый Объем—Целостное психофизическое состояние, образование, отражающее некоторою (конгруэнтную) совокупность определенных качеств организма, как целого. (Затертое же понятие чакр переносят нас к вульгарному материализму – как будто то, что видит некий целитель в своей зрительной системе координат – действительно присутствует в физическом мире!!! – нонсенс! – введение понятия сложного совокупного Переживания снимает вульгарно материалистический подход «биоэнерготерапевтов). Если говорить на энергетическом языке, то Объем — определенный диапазон энергии, который, при фокусировке восприятия на физическом мире, проявляется в сочетании тканей, органов, участков нервной системы и т.д. Каждое переживание, любой опыт воспринимается нами преимущественно через тот или иной Объем. Это относится к любому опыту—если мы хотим активизировать то или иное переживание, то возбуждается тот или иной Объем и мы начинаем воспринимать Мир ''через него''.

В довольно упрощенном варианте можно для каждого Объема найти наиболее характерную функцию и задачу, которую он выполняет в организме.

Так, функции Копчикового Объема можно связать с задачей выживания во всех его формах (физического, социального, духовного), проявления, рождения, становления…

Функции Мочеполового Объема ассоциируются с процветанием, изобилием, плодородием, развитием и преумножением, многообразием и достатком…

Для Пупочного Объема основные задачи (читай—диапазон энергии)—упорядочивание, структурирование, управление и связывание.

Активизация Грудного Объема приводит к проявлению группы потребностей (а, значит, и соответствующего диапазона функций), связанных с Принятием, сопереживанием, возвышенными формами любви и самопожертвованием.

Горловой Объем, будучи приведен в активное состояние, способствует проявлению точности и красоты оформления действий, изяществу и грациозности, искуссности и утонченности.

Рабочее включение Межбровного Объема позволяет производить синтез и сплав в новое качество любой, ранее казалось бы даже несовместимой информации. Полноценная работа этого Объема дает возможность ''системного видения ''и одновременного учета и задействия множества самых разных факторов, согласования действий сложных систем и структур, будь то теоретические модели, механизмы или рабочие коллективы.

И, наконец, Макушечный Объем, при выведении в доминанту (что, отнюдь не так просто), дает возможность свободного погружения в любую информацию, ''сливаясь'', соединяясь с ней, будучи при этом наиболее адекватным и гармоничным для этой информации или деятельности.

 

Теперь мы видим, что для каждой деятельности есть некий диапазон психофизических состояний, соответствующих тому или иному Объему, котороми настоящий профессионал в совершенстве владеет (умеет, когда нужно, входить, различать максимальное количество оттенков этих состояний и вообще свободно ориентироваться внутри всего этого диапазона).

Отметим, что не всякий профессионал осознает как он входит или выходит из этих состояний—он просто их наработал за годы и десятилетия опыта. Но, далеко не всякому специалисту удается интуитивно нащупать лучшие, т.е. наиболее адекватные состояниями и свободно ими владеть, поэтому, человеку, стремящемуся к профессионализму, необходимо, наряду с изучением специальных знаний и навыков, развивать и проявлять определенные психофизические состояния, иными словами—работать с определенными Объемами своего организма. Именно это, на наш взгляд, и может стать одной из основных задач профессионального обучения.  

 

Давайте рассмотрим несколько примеров:

 

Так, проявление и развитие копчикового Объема (а, значит, активизация и совершенствования всего комплекса функций и потребностей организма, связанных с выживанием, становлением и др.) может стать основной учебной дисциплиной для таких специалистов, как охранник, военный, спасатель, альпинист, врач скорой помощи, каскадер и др.

Активизация и развитие способности ориентироваться в диапазоне Мочеполового Объема (а, следовательно, всего, что связано с изобилием, процветанием, накоплением и многообразием) может быть главным предметом для фермера, домашней хозяйки, купца (коммивояжера), семейного доктора, ремесленника и частного предпринимателя.

Развивать Пупочный Объем (все, что связано с умением планировать, структурировать, налаживать связи, управлять и командовать) будет необходимо менеджерам, управленцам, сотрудникам кадровых служб, командирам и начальникам разных рангов, администраторам и плановикам.

Проявление Грудного Объема (и всего, что связано со способностью к Принятию, сопереживанию, Любви)—это задача тех, кто желает достичь профессионализма в служении людям—сотрудников социальных служб, учителей и воспитателей, медиков…

Горловой Объем (все, что связано с искусством выражения и оформления, красотой и совершенством форм) необходимо развивать людям искусства (артистам, художникам, писателям, балеринам, дизайнерам…).

Активизация Межбровного Объема (способность к ''системному видению'', синтезу и охвату множества факторов) будет основной обучения тех, кто работает на стыке различных областей знания, наук, отраслей производства, а также тех, кто руководит большими структурами (организаторы, директора, политики).

Наработка способности активизировать Макушечный Объем (возможность отождествиться со своим творением) это—достойная задача, стоящая перед тем, кто претендует на уровень Мастера в своем деле (с чем бы оно не было связано).

 

Из выше перечисленных примеров у читателя может сложится впечатление, что профессионал должен владеть спектром состояний в пределах какого-то одного Объема, а в остальных—''трава не расти''. Но это совсем не так. проявление и развитие одного Объема, специфического для той или иной профессии, является необходимым, но не достаточным условием. Настоящий профессионал тем и отличается, что владеет всем своим организмом, как целостной системой, не ограничиваясь некоторой, так сказать, узкой специализацией.

К тому же, приведенные нами примеры отражают лишь знакомство с существом дела, первый, поверхностный слой. При более глубоком проникновении в суть каждой профессии, мы увидим, что для качественной работы в ней, необходимо свободное, совершенное владение всем спектром психофизических состояний от Копчикового до Макушечного Объема.

 

Возьмем, для примера, работу ученого—теоретика. Для создания стройной научной теории ему необходимо пройти несколько различных этапов. Если все эти этапы он хочет пройти достойно, то ему нужно:

 

-в усилиях и муках ''выносить'' и ''родить'' новую идею, бороться за ее выживание на первых этапах (для успеха в этом деле необходима незаурядная активность Копчикового Объема);

-применять свою идею к большому разнообразию факторов, описать с ее помощью как можно большее количество явлений ( что требует хорошего включения Мочеполового Объема);

-суметь создать строгое обоснование, провести четкую базу из формул, методик, создать технологический процесс работы с ней (что без нормальной работы пупочного Объема невозможно);

-прозреть в своей идее гармонию, оживить высокий смысл, которому она может служить ( без хорошего работающего Грудного Объема этого не произойдет);

-суметь оформить свою теорию: написать статью, диссертацию, сделать доклад,--причем так, чтобы это было красиво, точно и совершенно (что называется ''без изъяна'') (для этого нужно уметь активизировать Горловой Объем);

-умело ''вписать'' свою теорию в научную картину мира, непротиворечиво согласовать с другими теориями, найти ей место (и всевозможные взаимосвязи) не только в рамках своей науки, но и в естествознании вообще, в философии и методологии (что невозможно сделать без развитого Межбровного Объема);

-и, наконец, внедрить ее в жизнь (в производство, развитие научных исследований и т.п.) (а это уже—функция Макушечного Объема).

 

(Аналогичный ряд можно построить для любой профессии—от уборщицы до президента страны).

 

Можно проследить как эта схема прослеживается про развитие МТ, и рост профессионалов, желающих построить свою Систему.

 

Из этого примера видно, как неразвитость того или иного Объема может мешать доведению дел до завершения, решению тех или иных этапов в творческой задаче. Это еще раз подтверждает тезис о том, что профессионал не может быть ''узким'' специалистом. Мастер тем и отличается, что у него развит весь организм, все Объемы согласованно включены в выполнение работы.

 

Мы еще раз хотим в этом параграфе подчеркнуть тот факт, что различные профессиональные задачи необходимо начинать решать, прежде всего, с формирования необходимого рабочего состояния. Без этого—никакие внешние потуги, никакие инструменты не помогут сделать дело по-настоящему качественно, профессионально, совершенно. Инструменты и все внешние приемы оформляют состояние, так сказать материализуют его.

 

Возьмем, для примера, фотомодель. Как она не была бы одета, как бы не пыталась улыбаться, она никогда не создаст нужного эффекта, если в момент съемок не переживает красоту и гармонию внутри себя.

Так и политик никогда не сможет привести страну к процветанию, если внутри него не живет, не пульсирует сложный узор состояний, дающий ему возможность и отстаивать свои программы, и любить и сопереживать, и соединяться с жизнью своей страны, а так же гибко переходить из одного такого состояния в другое.

 

Итак, каковы же пути овладения различными психофизическими состояниями и их динамикой?

 

а) Прежде всего, это то, о чем мы уже писали выше—искусство релаксации, овладение которыми уменьшает внутренние противоречия и оттоки энергии и приближает человека к целостности.

б) Далее—это проведение ДИАГНОСТИКИ—определение—какие состояния у вас являются доминирующими и жесткими, а какие—дефицитными и неразвитыми. Можно назвать такую процедуру определением перегруженных Объемов.

Когда Диагностика проведена, вы можете начать снижать активность перегруженных Объемов и развивать дефицитные. (Конкретных приемов мы здесь не приводим, т.к. они предельно индивидуальны). Отметим только, что мы не зря выбрали нашу рабочую модель (Объемную), таким образом, что она связана с физическим телом. Существуют четко установленные резонансы, позволяющие работая с определенными Объемами физического тела, влиять на динамику самых разных психофизических состояний. В каждом случае можно построить индивидуальную программу психофизических упражнений, работа с которыми позволяет научиться формировать и управлять необходимым Рабочим состоянием с заданным набором параметров. Хотя, конечно же, работа с психофизическими состояниями не ограничивается только физическими упражнениями—в подобном обучении необходим учет и использование очень большого количества факторов.

Развивая каждый Объем, мы увеличиваем его емкость, накапливаем в нем потенциал, что проявляется и в увеличении переживаний и в расширении диапазона функционирования.

 

в) Далее, когда вы сняли активность с перегруженных Объемов и развили до некоторого уровня дефицитные, необходимо согласование между собой всех систем и структур организма, приведение их в баланс между собой, достижение целостного состояния, с возможностью выведения в доминанту тех Объемов, которые необходимы в каждый конкретный момент для наиболее качество работы.

Затем проводиться уже более тонкая Диагностика и определяется новый фронт работ…

 

Общую схему работы в этом направлении можно представить в следующем виде:

 

Диагностика

 

 


Снятие активности

с перегруженного

и неуправляемого Объема

 

 

 


Получение нового опыта переживаний

(первые адекватные нагрузки на дефицитные Объемы)

 

 


Тренировка (развитие Объемов)

 

 


Балансировка всех Объемов.

Приведение организма в максимально возможное на

данный момент целостное состояние.

 

 

Новое качество функционирования.

 

 

 

 

 


Рабочие инструменты профессионала.

 

 

Основной тезис:   Существует распространенное мнение, что инструменты в работе профессионала—это методики, знания, схемы, технологии, предметы и т.п. Однако, это лишь одна сторона медали. Основной рабочий инструмент мастера своего дела—ОН САМ (весь его организм).

 

Различные Рабочие Состояния (о которых мы писали в предыдущем параграфе) оформляются через сложные сочетания самых разных внешних проявлений и факторов, от мельчайших (оттенки цвета лица, ширина зрачков, тонкие интонационные нюансы и т.п.), до глобальных (общий тонус организма, емкость памяти, степень концентрации внимания, координация движений…).

Профессионал ВСЕ эти факторы ставит себе на службу, так, что любое его действие—произведение искусства. Достигается такое положение дел, во-первых, за счет владения динамикой состояний, о котором говорилось выше, а во-вторых, путем развития, тренировки всех факторов своего поведения, оттачивания отдельных инструментов.

 

Приведем примеры некоторых внутренних инструментов, развитие и владение которыми влияет на качество любой профессиональной деятельности.

 

Телесные инструменты (моторика, мимика, движения):

Подвижность, гибкость, точность, красота, сила, владение различными ритмами, рисунок движений, тонус…

 

Голос:

тембр, темпоритмы, наполненность, громкость, сила, интонации, эмоциональная окраска, способность восстанавливать голос после утомления…

 

сенсорные каналы восприятия (Визуальный, Аудиальный Кинестический, Обонятельный, Вкусовой):

Ориентация в нюансах ощущений, возможность доступа к интуитивному каналу получения и расшифровки информации, умение дифференцировать сенсорные сигналы…

 

Внимание:

устойчивость, концентрация, включаемость и гибкость…

 

 

Эмоции:

глубина и тонкость переживаний, ширина доступного диапазона, адекватное реагирование, со-переживание, эмпатия, искренность, способность к выражению чувств, владение ситуацией…

 

Образное и логическое мышление:

гибкость, подвижность, объем памяти, доступ к разным пластам информации, анализ и синтез, индукция и дедукция, генерация идей, выключение внутреннего диалога…

 

Мотивация:

формирование намерения, воплощение задуманного, организация деятельности, согласование с внешними факторами…

 

 

 

Для развития всех перечисленных инструментов существует множество примеров, техник и упражнений. Наш подход базируется на идее систематической работы над собой в целом, которая имеет определенное преимущество перед работой над отдельными недостатками, симптомами или целями. Комплексный подход к развитию всех инструментов базируется не просто на сочетании отдельных приемов и методов, а на методологии, учитывающей многофакторность любой ситуации и индивидуальные особенности каждого человека. (См. книгу В.Агеева и В.Лебедько ''Осознание.Мастерство.Психотерапия?'')

 

 

В нашей работе мы используем и отдельные специальные направления

-работа с телом, голосом, вниманием, сенсетивностью, эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сферами…

 

 

 

 

 

 

                               МАГИЯ   ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.

 

 

Основной тезис: Еще одна грань отношения к профессионализму: Профессия—не как самоцель, а как путь постижения себя и Мира.

 

При таком отношении к профессии сам выбор для себя той или иной деятельности (ее общая направленность, область приложения, стиль выполнения и т.п.) несет следующий смысл: я выбираю ту деятельность, которая позволяет мне исследовать, постичь и развить те области меня самого, которые я еще не знаю, которые мне необходимо проявить и развить. Иными словами, я выбираю то, что помогает мне стать Целостным, позволяет нащупать вечно ускользающую нить смысла жизни. Это—по сути дела—то, что мир ждет от меня (Предназначение).

Таким образом—Магия профессионализма заключается в одухотворении любой деятельности, наполнении ее смыслом, которой явственно переживается всеми, кто с этой деятельностью сталкивается (наблюдая за ее процессом, потребляя ее продукт и т.п.).

 

Еще один важный момент, который мы хотели хотя бы тезисно обозначить: Профессионализм и Мастерство—это противовес дилетанству, халтуре и однобокой специализации, явлениям столь характерным для современного мира и отнюдь не способствующим Целостности. Проявление и развитие Профессионализма каждым из нас будет шагом к восстановлению равновесия…

 

 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература...