Печать

Часть 2.

Глава 3. Позы - способ задания и управления энергопотоками.

 

Каждая поза - это целесообразная и действенная форма для проявления содержания соответствующего объема, оптимальное положение тела для установления нужной позиции внимания и осознания различных координат объема: физических, психических, энергетических…

Это не обязательно очевидно для начинающего. Наличие множества деформаций ИС, блокировки в физическом теле, его неподготовленность и не расслабленность не позволяют, как правило, сразу же проявиться в сознании содержательному аспекту того или иного объема в полной мере только за счет нахождения в соответствующей позе. Необходимо время и постоянные тренировки для того, чтобы тело расслабилось и вы смогли почувствовать естественность поз и оптимальную позицию внимания в них.

Технику поз можно использовать в практике очень многогранно. Так, например, позы можно выполнять для глубокого проникновения в информационную специфику того или иного объема, исследования и созерцания процессов в нем происходящих, «пробуждения» неразвитых объемов и т.п. Однако такой акцент в занятиях имеет смысл, когда практикующий обладает уже большим опытом психо-физической релаксации, навыками концентрации внимания, успокоением внутреннего диалога и т.п. (даже в этом случае, обычно, требуется наличие инструктора для такой работы). Начинать же с такого акцента в практике и работать в этом направлении без инструктора не только неэффективно, но и опасно.

Для нас сейчас будет интересен другой аспект работы с позами. Значение будут иметь не отельные позы, а их последовательность. Каждая отдельная поза задает точечное воздействие на организм, формирует локальную нагрузку - отдельный очаг возбуждения в ИС. А вот определенные последовательности поз позволяют нам связывать отдельные “точки” в луч, создавая, тем самым, тот или иной энергопоток. Умение задавать энергопотоки, как мы уже отмечали, - ключевой аспект практики (см. Часть 1.,Гл.2).

Таким образом, задача выглядит так: прежде всего, необходимо провести Диагностику, - осознать достаточно очевидные деформации ИС. Затем нужно почувствовать(!), какой энергопоток является компенсирующим для деформаций и, тем самым, приближает состояние баланса в организме. Далее следует выбрать способ задания энергопотока (последовательность поз, дозировки и т.п.) и реализовать его с помощью реальных стимулов (поз), закрепив концентрацией внимания на послеобразе.

Конкретные рекомендации по построению Стратегий (выбору последовательности поз) мы приведем в Гл.11, а до тех пор разберем еще ряд важных технических и методологических моментов.

 

 

Глава 4. Дозировки выполнения поз в свете учения о доминанте.

 

Деформации ИС возникают и существуют по принципу Доминанты.[1]

Доминанта - господствующий в организме очаг возбуждения, который определяет все состояние организма, его реакции и восприятие (по большому счету - всю жизнь). Доминанта суммирует на «себя» все сигналы (сначала близкие ей по качеству, а затем и вообще любые), преломляя тем самым через свою призму и искажая все восприятие, что проявляется в однобоком, гипертрофированном преувеличении одних сторон жизни (ощущений, эмоций, мыслей, убеждений, событий, интересов, ценностей) и уменьшении, сведению к нулю или искажению других.

Когда доминанта становится, из-за тех или иных причин, достаточно жесткой структурой, это может вызывать разные патологии (болезни, конфликтные или разрушительные ситуации, мысли и убеждения и т.п.).

Доминанта - очень устойчивая структура, что связано со свойством суммации ей всех сигналов «на себя». Почти любой сигнал укрепляет и усиливает ее, в том числе и попытки что-то изменить или разрушить доминанту (если они не рассчитаны специальным образом). Так, часто, человеку даже может казаться, что он занят внутренней работой по самоизменению, но в результате его доминанта только подкрепляется.

Говоря энергетическим языком, доминанта - это сформировавшаяся жесткая “траектория”, энергоструктура, определяющая динамику восприятия, которая и порождает всевозможные деформации ИС. Зачатки доминант закладываются воспитанием и культурой. Очень важным, с точки зрения их “прорастания” является перенатальный период, процесс рождения человека и его детство.

У читателя могло сложиться впечатление, что доминанта - нечто негативное, “посланное человеку в наказание за какие-то грехи”. Однако, это не совсем так. В каком-то смысле негативной, т.е. тормозящей движение к целостности доминанта действительно часто становится, формируясь в жесткую структуру. Происходит это тогда, когда человек не отвечает адекватно на складывающуюся ситуацию, т.е. не соответствует в чем-то сам себе (т.е., если сказать другими словами - действительно грешит). Но сам принцип Доминанты не является ни “хорошим”, ни “плохим”. Это - закон развития организма (как, впрочем, и любой системы). Для совершения любого действия необходимо, чтобы возник господствующий очаг возбуждения, который и определит это действие, направит его и осуществит. Доминанта - необходимое условие развития и творчества, но она же может превратить человека в раба, порождая в его организме многочисленные деформации и патологии. Вопрос заключается в том, умеем ли мы управлять доминантой (создавать, тормозить, разрушать).

Когда человек стал целостным, в нем отсутствуют жесткие структуры. Доминанты возникают и гаснут естественным образом, как реакции на текущую ситуацию. То один, то другой фрагмент мира выходит в фокус восприятия и не задерживается дольше, чем человеку необходимо; при этом для него потенциально равновероятно доступны любые ситуации, состояния, переживания, фрагменты реальности, равно как и возможность переживания всего сразу - целиком, одномоментно.

Для работы с доминантой необходимо помнить несколько условий. Важнейшее из них - это то, что с доминантой бесполезно работать напрямую - «в лоб”. Это только подкрепит ее, да так, что человек этого сразу и не заметит. Для того, чтобы доминанту разрушить, необходимо сформировать контрдоминанту и сделать это незаметно для доминанты, постепенно усиливая новый очаг возбуждения, который стал бы суммировать сигналы уже на себя. Но как это сделать, если существующая доминанта не пропустит просто так сигналы мимо себя, а суммирует их?

Все - таки это возможно, так как существует некий порог, сигналы по уровню ниже которого, проходят “незамеченными” для доминанты. Если мы попробуем в области организма, находящейся вне прямого влияния существующей доминанты постепенно накопить достаточное количество таких микросигналов, то в какой-то момент может начать формироваться контрдоминанта.

Естественно, когда эта новая доминанта (контрдоминанта) выполнит свою функцию, нужно будет позволить ей естественно угаснуть, не подкрепляя исчерпавшую себя энерго-информационную структуру, и благоприятствуя тем самым возникновению нового очага возбуждения, адекватно отражающего движение человека по жизни. Организм сам войдет в естественный режим смены текущих доминант, когда исчезнут все жесткие деформации ИС.

Таким образом, перед практикующим стоит множество достаточно сложных задач. Для успеха в их решении он должен тщательно подбирать направление, время действия и дозировку (силу) нагрузок, а так же ту область своего организма, где такие нагрузки сейчас необходимы и где они не подкрепят осознаваемый блок. К тому же, очень важна регулярность и постоянность практики. Не стоит ждать каких-то потрясающих эффектов от одноразового выполнения упражнений. Практика работы с микродозировками дает эффект при регулярном, постоянном накоплении микросигналов; вот тогда, когда пойдет суммация, результат будет действительно сильным. Это как раз та ситуация, когда “вода по капельке камень точит”. Часто один пропущенный день может свести на нет предыдущую многомесячную работу. Хотя тому, кто начинает, не следует бояться трудностей, - вначале важно пробовать, искать, исследовать и, ошибаясь, учиться на ошибках, памятуя о том, что учиться только на ошибках – крайне неплодотворно. Попробуйте вывести в доминанту позицию исследователя... Но, в найденном – быть достаточно последовательным…

Наши рассуждения в этом параграфе о принципе Доминанты очень механистичны и упрощены. Мы даем здесь ориентиры для первых шагов самостоятельной работы и рекомендуем читателю изучить работы А.А.Ухтомского. Перед пытливым же исследователем принцип Доминанты может открыться необычайной мистической глубиной, превосходя все возможности рационального описания.

Рассмотрим теперь вопрос о дозировках выполнения поз с точки зрения принципа Доминанты:

Нагрузки в привычных интервалах, согласно свойству суммации, будут только подкреплять существующую доминанту. Макродозировки - нагрузки, существенно превышающие привычный интервал, могут доминанту разрушить (правда, при этом велика вероятность, что вместе с доминантой разрушится и весь организм). И, наконец, при работе с микродозировками мы можем “проскочить” мимо доминанты и начать суммировать сигналы вне зоны ее влияния, формируя там контрдоминанту, что приведет к естественному обесточиванию старой доминанты. Что важно для этого, так это - точная локализация нагрузок и правильный выбор компенсирующей стратегии для создания энергопотока в нужную нам сторону.

В случае описываемых техник, микродозировки - это интервалы времени, измеряемые секундами - от 1 до 60 (начинающим мы рекомендуем начинать с дозировок 1-5 секунд).

 

 

 

                                     Глава 6. Форма и позиции внимания в ней.

 

Формы поз, с которыми мы работаем и которые описаны в гл.2, могут быть использованы для извлечения различного содержания (осознания большого спектра состояний). Соответственно предполагаются различные позиции внимания[2] в одних и тех же формах.

Рассматривать вариации на эту сложнейшую, требующую существенной подготовки, тему, мы не будем. Остановимся на базовой: локальное (один объем) или интегральное (два и более) в контуре физического тела, равномерно распределенное, расслабленное, статичное, созерцательное внимание. Для качественной и убедительной реализации всех перечисленных условий потребуется достаточно много времени, кропотливого труда и настойчивости. Одновременно существенно проясняться многие вопросы, связанные с управлением вниманием, его характеристиками и осознанным его использованием..

 

3. Акценты внимания

 

(!!!) Многочисленные примеры и иллюстрации «технической комбинаторики» следует рассматривать не как руководство к действию для любителей «всего понемногу попробовать», а как предложение неформально и искренне попытаться глубоко осознать и принять бесконечную вариативность и неисчерпаемость даже самых простых «элементарных» подходов к непосредственному восприятию ИС.

«Метод» самостоятельных, беспорядочных проб и ошибок совершенно не эффективен как технология самопознания (хотя дает поразительные результаты по саморазрушению и выращиванию дилетантов), но может быть весьма убедителен как повод для интенсивного, целенаправленного поиска компетентного профессионала – наставника, способного индивидуализировать весь технический (и любой другой!) материал практики.

Имея же возможность пусть редких, но регулярных живых консультаций (не из «космоса» и не «оттуда…»), можно принципиально, глубоко и системно использовать весь приведенный учебный материал.

Итак, мы предлагаем следующую структуру акцентов внимания:

 

а) «Точечная» локализация внимания. Это наиболее простая и часто употребляемая позиция (особенно на начальном этапе практики), когда внимание собирается в одной “точке”, одной области, в одном объеме. Далее, путем смены «точек» - смены поз на различные объемы - мы выстраиваем из этих “точек” “линию”, создавая энергопоток. «Точка» в данном случае чаще всего имеет масштаб всего объема в телесных границах.

 

б) Две и более одновременных «точки» внимания. Пример подобной ситуации: вначале мы входим в позу, например на Пупочный объем. Естественным образом данная поза (если тело принимает достаточно точную форму без сопутствующих напряжений) способствует локализации внимания в самом Пупочном объеме. Это - одна «точка» внимания. Далее, не меняя форму, путем различных микродвижений и напряжений мышц, а, в идеале, без дополнительных сильных стимулов, а только самим вниманием, мы можем задать вторую «точку», - пусть это будет, для примера, Горловой объем, - слегка увеличим наклон головы, чуть-чуть прижимая подбородок к яремной ямке и, тем самым дополнительно (и как можно меньше!) напрягая мышцы горла. Таким образом, мы получим две «точки», между которыми мы и можем перераспределить (кстати, в различных вариантах пропорций) свое внимание.

Ситуации, когда такая позиция распределенно-совмещенного внимания может периодически встречаться в практике, решая ряд задач по энерго-информационному обмену между объемами.

 

в) “Лучевое” внимание. (Энергопоток в одной форме). Пример: Продолжая случай двух “точек” внимания в позе на Пупочный объем, добавим к ним третью - Грудной объем. Для реальной дополнительной стимуляции можно слегка свести руки и этим усилить напряжение грудных мышц[3]. Можно добавить еще и четвертую, и пятую “точки”, но уже из этих трех соседних объемов у нас образовалась неразрывная линия - “луч”, форма движения энергии с раскрытием соответствующего содержания - состояния куда более динамичная и более сложная, чем отдельная “точка”.

 

г) Динамический вариант предыдущего случая. То же, что и в случае в), только теперь мы не одновременно создаем во внимании луч, а последовательно, путем исчезающе малых микронапряжений, формируем движение, динамику внимания, а с ним и появление соответствующих энергопотоков.

Случаи б)-г) достаточно сложны как технически, так и принципиально и методически. Поэтому мы не будем подробно разбирать тонкости подобных ситуаций, предоставляя читателю, по мере накопления практического опыта, исследовать их под руководством наставника.

 

4. Перераспределение внимания по модальностям.

В каждой из возможных ситуаций (а их, по результатам предыдущих трех параграфов, мы имеем уже почти неисчислимое множество), мы можем выделить вниманием самые разные модальности (одну или несколько сразу). Тем самым, мы еще более углубляем и дифференцируем практику, что позволяет для каждой неповторимой ситуации любого человека найти уникальную композицию действий, состоящую всего из нескольких поз, но за счет точного «попадания», позволяющих учесть любые индивидуальные особенности.

Напомним, что модальностями здесь мы называем качества ощущений, задаваемые определенными силами - гравитацией (модальность тяжесть-легкость), давлением (модальность сжатие-расширение), температурой (модальность тепло-холод) и др. Так, например, мы можем выделить среди всего комплекса ощущений, порождаемых позой, только диапазон тепла и работать в этом диапазоне, создавая тепловые энергопотоки и т.п.

 

 

Глава 7. Основные ошибки при выполнении поз.

 

Позы, которые мы привели в Главе 3., достаточно просты. Хотя они и требуют некоторой гибкости и расслабленности, подобная подготовка - отнюдь не предел возможностей для большинства людей. Тем не менее, для того, чтобы каждая поза “сработала” во всей своей многофакторности, необходимо соблюсти некоторые детали и “тонкие” нюансы, а также избежать множества возможных ошибок. Только тогда поза будет не просто аналогом обычного мышечного напряжения-расслабления, но сможет “проникнуть” в многомерный мир Объема, “раскрыть” его. Только тогда комплекс поз вызовет мощный, полимодальный, устойчивый энергопоток.

Те или иные ошибки допускает почти каждый, кто приступает к практике поз. На освоение точности выполнения поз, овладение тонкими деталями и нюансами требуется, обычно, от нескольких месяцев до нескольких лет непрерывной практики.

Любая «простая» практика (из тех, что мы описываем в этой книге), по мере возрастания профессионализма практикующего, открывает ему все новые и новые свои грани и горизонты, практически бесконечную глубину. Любая «простая» поза таит в себе бесчисленные находки и откровения, которые, увы, никак не передать ни на страницах книг, ни даже через устные инструкции. В этом и состоит эзотеричность практики - неизмеримый масштаб самых легких, на первый взгляд - банальных вещей, который абсолютно непонятен для начинающего и не доступен для объяснений, приходит к нему с опытом и только через действие и сопереживание.

Для того, чтобы у вас появилось направление работы по постепенному постижению многогранности и глубины содержания предлагаемых форм, мы опишем наиболее типичные ошибки.

 

Итак, рассмотрим сначала ошибки, общие для всех поз:

 

1. Выполнение практики в неподходящих внешних условиях (неудобства пространства - неровная поверхность, недостаток места; обилие мешающих факторов - посторонние люди, шумы и т.п; неудобная одежда; неоптимальная температура - слишком холодно или жарко; временные ограничения - например, вы спешите и т.п.).

Первый шаг в практике - это не выполнение упражнений, а обеспечение себе пространства и времени для них. Пока вы не создадите себе хотя бы более-менее приличных пространственно-временных условий, практика не будет эффективной. Пенять на то, что найти таковые условия при современной жизни сложно - мол работа, семья, коммунальная квартира и т.п. - бесполезно; если вы действительно захотите заниматься, если это войдет в вашу систему ценностей - вы найдете и место и время.

Выполнять позы лучше в спокойном уединенном месте (в комнате или на природе), на жесткой ровной поверхности, покрытой ковриком (лучше не синтетическим). Освещение - не яркое. Минимум отвлекающих факторов (на время занятий отключите телефон и попросите окружающих не входить к вам и не шуметь), минимизируйте звуки, по крайней мере, настолько, насколько это от вас зависит. Одежды - минимум. Она должна быть удобной, легкой, не мешающей гнуться и не синтетической. Если вы занимаетесь в помещении - проветрите его заранее.

 

2. Выполнение поз без предварительной подготовки тела. (например, сразу же после того, как вы проснулись или пришли усталым и “разбитым” с работы и т.п.).

Перед позами тело должно осознаваться, быть теплым, приведенным нормальный жизненный тонус и достаточно расслабленным. Ранее (в Гл.5) мы привели варианты комплекса подготовительных упражнений. Если же у вас все в порядке в этом отношении, сделайте хотя бы несколько следующих простых действий, легко, осознанно и спокойно:

- небольшой хаотический самомассаж всего тела (проглаживания, разминания, простукивания); уделите особое внимание тому, чтобы согреть кисти и стопы;

- немного повстряхивайтесь;

- потянитесь плавно и мягко, с удовольствием (без резких движений) в разных направлениях из разных исходных позиций (сидя, лежа, стоя);

- хотя бы по несколько раз совершите вращение основными суставами (плечи, локти, кисти, бедра, колени, стопы, область таза, поясница, грудной отдел, шея); можно понаклоняться вперед-назад, вправо-влево (старайтесь избегать резких движений и вращений, а также удерживайте концентрацию внимания на том, что вы делаете);

После того, как вы немного продвигались, согрелись и привели тело в тонус - посидите или полежите 30-60 секунд, чтобы снять возбуждение (которое, в идеале возникнуть не должно!) и расслабиться, а потом спокойно переходите к комплексу поз.

 

3. Выполнение поз после еды (или перед едой).

Между едой и упражнениями должен быть интервал, не менее 60 - 180 минут (в зависимости от плотности еды).

 

4. Выполнение поз, находясь в патологическом состоянии (перевозбуждение, истощение, болезнь...).

(!) Запущенные хронические, острые психические и физические заболевания требуют обязательного излечивания. Только после качественной терапии можно приступать к специальной психо-физической практике.

Наши рекомендации ни в коем случае не являются лечебными для таких случаев!!!

В случаях легкого недомогания, сразу после перенесенного заболевания сначала выведите себя из этих состояний доступными способами: с помощью оздоровительных процедур и “мягких” практик; если вы излишне взволнованы - также подберите “мягкую” практику, которая поможет вам психически расслабиться (это может быть душ, прогулка, самомассаж, расслабление лежа в удобном положении и т.п. Зная свои предрасположенности и особенности, найдите наиболее эффективные приемы психической релаксации).

Позы - достаточно сильная, интенсивная практика и, если вы работаете без инструктора, начинайте ей овладевать только из спокойного состояния. Когда вы ее освоите, вы сможете применять ее и для коррекции каких-то сильно дисгармоничных состояний, но это - потом.

 

5. Выполнение поз на перегруженные объемы. (!)

Одно из основных правил - не трогайте доминанту и ее проявления. Если у вас не совсем в порядке живот - не делайте позу на Пупочный объем и т.п. Иногда целесообразно не давать нагрузки даже на соседние объемы, особенно, если при выполнении позы на них - “отдает” в перегруженном объеме.

Делайте позы на другие объемы так, чтобы перегруженный объем не перехватил нагрузку и не суммировал ее «на себя».

А что же делать, если любая нагрузка на любой объем “отдает” в “больное” место? - В этом случае просто не делайте позы до тех пор, пока вы не разгрузите перегруженный объем другими способами и общим режимом релаксации. Возможно, стоит заняться коррекцией образа жизни в целом… И потратить на это достаточно времени и сил. Зато тогда в полной мере осознается необходимость «всего этого»

 

6. При выполнении позы на какой-то объем, возникают сопутствующие напряжения в теле и концентрация внимания оказывается совсем не там, где это необходимо.

Например, вы входите в позу на Копчиковый объем, но напрягается поясница и шея, а в области копчика нет ни ощущений, ни концентрации внимания.

Такие ситуации возникают очень часто и виной тому – не расслабленность тела и психики и технические неточности.

Выход один - ежедневно и разнообразно расслабляться (плавно и постепенно, без надрывов!!!), выполнять подготовительные упражнения (см. Гл.5). А до тех пор, пока организм не совсем готов, необходимо при выполнении комплекса поз, в который входит и поза на “проблемный” объем, делать облегченный, упрощенные варианты. Т.е. входите в соответствующую позу не глубоко, останавливаясь прежде, чем возникнут отвлекающие напряжения. А для привлечения внимания в нужный объем можно воспользоваться дополнительной его стимуляцией – например, перед входом в позу слегка промассировать область, где вам нужно удерживать внимание.

Повторяем, что такой подход к подобным «проблемам» необходим при выполнении комплекса поз для создания энергопотока.

 

7. Форма позы получается хорошо, лишних напряжений не возникает, но, тем не менее, поза не способствует естественной концентрации внимания в нужном объеме.

Так же, как и в предыдущем случае - используйте дополнительную стимуляцию или попробуйте что-то изменить в форме позы. Поищите индивидуальные отклонения от «канонической» формы, которые помогут прочувствовать объем, осознать в нем фон ощущений.

 

8. Неточность формы позы. (Сюда же относится несоблюдение мелких деталей - положения кистей, стоп, локтей, колен, захваты пальцев и т.п.).

Далее мы разберем отдельно ошибки формы для каждой позы. Общая рекомендация - неоднократно сверяйтесь с инструкциями и рисунками Гл.2.; попробуйте посмотреть на себя в зеркало при выполнении поз или попросите знакомых посмотреть, насколько точно вы выполняете форму. Но всегда помните: точно – это без каких-либо напряжений и преодолений!

 

9. Резкий вход или выход из позы.

Все движения - вход и выход - плавные и медленные (особенно не рекомендуется «падать» из позы). К этой же группе ошибок относятся «корявые» переходы между позами, с обилием лишних и резких движений. Постарайтесь переходить из одной позы в другую (обычно это делается через фазу небольшой релаксации сидя или лежа) плавно и подобрать оптимальную траекторию, так. чтобы не было лишних движений. В идеале переходы совершаются точно, красиво и бесшумно.

 

10. После выполнения одной позы вы сразу же перешли к другой, без фазы концентрации на последействии. (!)

Важно помнить, что последействие - неотъемлемая часть упражнения, столь же важная, как и сама поза.

 

Теперь разберем наиболее типичные ошибки, возникающие при выполнении каждой позы:

 

 

1. Поза на Копчиковый объем.

а) Напряжение рук (если вы стараетесь слишком сильно задействовать руки, чтобы притянуть себя вниз). Обычно это вызывает нежелательные дополнительные напряжения не только в руках, но и в Грудном объеме;

б) Неправильные положения рук (Рис.36а-б);

в) Перегибания шеи, как в одну, так и в другую стороны, вызывающие напряжения в Горловом объеме (Рис.36в-г);

г) Стопы отставлены слишком далеко от области паха (Рис.36д);

д) Колени не стремятся (не путать с «не могут»!) прижиматься к полу (Рис.36е);

е) Неправильные положения позвоночника (Рис.36ж-и).

ж) Движения ног к полу осуществляется через напряжение. правильно – только через релаксацию!

з) Теряется тенденция движения вперед – животом к стопам.

 

2. Поза на Мочеполовой объем.

а) Неправильный наклон (Рис.37а-б);

б) Неправильное положение шеи (Рис.37в-г);

в) Не расслабленные плечи.

г) Отсутствие движения вперед в позвоночнике.

 

3. Контрпоза на Мочеполовой (Крестцовая) объем.

а) Вход в позу в основном за счет рук, а не за счет мышц спины;

б) Низ живота и область таза отрываются от пола (Рис.38а);

в) Неправильные позиции позвоночника (Рис.38б-в).

г) Отсутствие вытяжения позвоночника вперед, особенно (!) в области крестца.

 

4. Поза на Пупочный объем.

а) Ноги сгибаются в коленях (Рис.39а); Если «тянет» даже при незначительном наклоне, используйте подготовительные упражнения и терпеливо расслабляйте подколенную область в положении до дискомфортного порога;

б) Неправильное положение локтей (Рис.39б);

в) Слишком сильное напряжение рук;

г) Неправильное положение шеи (Рис.39г);

д) Неправильные положения позвоночника (Рис.39д).

е) Отсутствие движения живота к бедрам, в целом – вперед;

ж) Нерасслабленный живот.

 

5. Контрпоза на Пупочный (Поясничная) объем.

а) Слишком сильно запрокинутая или наоборот, опущенная голова (Рис.40а-б);

б) Бедра не отрываются от пола (Рис.40в);

в) Неправильный захват рук (Рис.40г).

г) Отсутствие вытягивания позвоночника от точки максимального прогиба.

 

6. Поза на Грудной объем.

а) Непрямой позвоночник.

б) Руки смещены вверх или вниз (Рис.41а-б);

в) Неправильное положение кистей (Рис.41в-г);

г) Зажатая шея;

д) Поднятые плечи.

 

7. Контрпоза на Грудной (Межлопаточная) объем.

а) Неправильное положение позвоночника (Рис.42а-б);

б) Неправильное положение головы (Рис.42в-г);

в) Неправильный захват рук (Рис.42д);

 

8) Поза на Горловой объем.

а) Неправильные положения позвоночника при упрощенном варианте позы (Рис.43а-б);

б) Неправильный прогиб шеи при упрощенном варианте позы (Рис.43в);

б) Неправильные положения корпуса и ног при усложненном варианте позы (Рис.43г-е);

в) Слишком широко расставленные локти (Рис.43ж);

г) Ноги не вместе (Рис.43з);

д) Пережимание горла для дыхания.

 

9. Контрпоза на Горловой (Шейная) объем.

а) Неправильные положения позвоночника при упрощенном варианте позы (Рис.44а-б);

б) Неправильный прогиб при усложненном варианте позы (Рис.44в);

в) Неправильная постановка головы при усложненном варианте позы (Рис.44г);

 

10. Поза на Межбровный объем.

а) Прогнут позвоночник (Рис.45а);

 

11. Поза на Макушечный объем.

а) Неправильное положение головы и шеи (Рис.46а);

б) Неправильное положение ног относительно корпуса (Рис.46б-в);

в) Неправильное положение рук (слишком узко или слишком широко) (Рис.46г-д);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 8. Некоторые Механизмы действия поз.

 

При работе с микродозировками и позициями внимания, предлагаемыми в этой книге, физиологические процессы не успевают «набрать силу в новом русле» за время выполнения той или иной позы. Наша задача иная - это работа не столько с физическим телом, сколько с осознанием, в частности, энергоструктур, со способностью задавать те или иные энергопотоки практически ориентируясь в ИС и осознавая себя соответствующим образом(благодаря чему уже, как следствие, могут наступать физиологические изменения). Позы развивают внимательность, самоосознание, выставляют, в какой-то степени ориентиры баланса и гармонии, используя и совершенствуя тело, как инструмент. Исходя из этой предпосылки, мы опишем несколько механизмов действия поз.

 

1. Меньшая инерционность энергетических процессов по сравнению с физиологией.

Благодаря этому механизму и возможно действие микродозировок. Мы успеваем осознать изменение различных сил (гравитации, тепла, сжатия, давления и др.) в том или ином объеме гораздо быстрее, чем там произойдет существенное изменение кровотока, выделение гормонов и биохимические реакции. Такое попадание концентрации внимания в нужный диапазон ощущений требует нескольких секунд, изменения физиологии - от нескольких минут до часов, - и это уже вопрос особенностей внимания, устойчивости последействия и целесообразности таких изменений.

 

2. Деформации различных энергетических полей организма и среды относительно друг друга..

Попробуем перейти от видения человека, как сочетания определенных клеток и физиологических систем, к другой плоскости[4] восприятия - видения его, как сложной совокупности различных физических и биологических полей (электромагнитного, гравитационного, теплового и др.), которые через систему разнообразных ощущений доступны самому человеку для восприятия, а значит, потенциально, для управления.

Человек обладает массой, а значит, является источником гравитационного поля; несет в себе множество взаимодействующих электрических зарядов и процессов, а значит, является источником разнообразных электромагнитных полей; в нем постоянно идут тепловые процессы, вызванные теми или иными биохимическими превращениями и механическими действиями; действуют постоянно силы упругости, сжатия-расширения, происходят микро и макровибрационные и колебательные процессы с самыми различными частотами...

И все это находится в постоянной динамике, “переливается“, меняется от каждого, самого микроскопического действия ( и не только физического, но и мысли, эмоции..). Причем все это находится в постоянном взаимодействии со средой обитания человека, более того, - является неотделимым от нее - если войти в эту плоскость восприятия, то там невозможно выделить некий изолированный контур и сказать - вот здесь мой организм, а это уже за его границей).

Вход в такую плоскость восприятия[5] является сам по себе захватывающим переживанием, где человек и мир предстают единой пульсацией, удивительным узором, сотканным из разнообразных сил, все время изменяющийся, но имеющий тем не менее, некие и более менее постоянные, а кое-где и жесткие характеристики. Именно в этом срезе восприятия можно почувствовать, как те или иные формы и позы создают определенные деформации, изменения в узоре и переплетении различных сил.

Принципиальные изменения в этот узор вносит и концентрация внимания, если научиться ее фокусировать и удерживать в определенных областях. Позы, описанные нами в Гл.2. являются оптимальными формами, где концентрация внимания на определенном диапазоне ощущений в требуемом объеме может быть достигнута точно и устойчиво.

Проявление энергопотока, например, с помощью комплекса поз, вызовет более - менее устойчивый градиент всех физических и биологических полей в системе Человек – Мир, что внесет существенные изменения во всю эту систему. Это отразится в ИС далеко за рамками пространства сил, побуждая обратить внимание и привести в соответствие эмоциональную, ментальную, событийную, ценностную и другие стороны жизни, продолжить поиск своих начал; в хитросплетении проявлений, изменений, форм обнаружить неизменное, неназываемое, чистое содержание – самого себя…

 

3. Многофакторное воздействие формы.  

Для активизации того или иного объема, для привлечения туда внимания, можно выбрать достаточно широкий спектр упражнений. Тем не менее, мы останавливаем пока свой выбор на 11 позах, как на характерных пространственных структурах, проявляющих объем достаточно для дальнейшей работы. При этом мы исходим из предположения, что каждый объем - это не просто часть физического тела, а сложное энерго-информационное психофизическое образование[6], имеющее в соответствующих сегментах физического тела некий “центр тяжести”, но, тем не менее, захватывающее все физическое тело, как бы “размазанное” по всему телу.

Перечислим основные факторы, которые предусмотрены в позах:

а) Активизация рецепторов (в мышцах, коже, органах и т.п.)

б) Стимуляция проекционных зон (в частности их замыкание). В некоторых позах этот механизм проявляется через определенное замыкание пальцев рук и ног, в других - косвенно, через положение частей тела друг относительно друга.

в) Взаиморасположение энергетических каналов. Этот фактор учитывается опять-таки во взаимном положении рук, ног, корпуса и головы и их контактах.

г) Полярности (совмещение зарядов). Действие этого механизма основано на том, что различные участки тела (верх-низ, правое-левое) склонны к накоплению разноименных электрических зарядов и различное их взаиморасположение и замыкания либо увеличивают, либо нейтрализуют эти заряды, что также влияет на перераспределение энергетики и внимания.

д) “Запирание” энергопотоков в позе. Если учесть движение энергопотоков в организме, то каждая поза создает блокировку в соответствующем объеме для их протекания, работая, подобно плотине на реке и скапливая энергию (а значит и способствуя накоплению внимания) в нужном объеме.

 

Одно из важных следствий сочетания всех этих механизмов дает следующий эффект: действие комплекса поз (т.е. возбужденный им энергопоток) обычно продолжается в течении многих часов.

Кстати говоря, часто субъективные проявления энергопотоков появляются не сразу, а наступают через полчаса - час после выполнения комплекса поз и иногда, при отсутствии опыта, можно не связать причину и следствие или вообще не заметить изменение своего состояния (если оно произошло плавно). Учитесь быть внимательными не только во время «специальной» практики!

 

 

 

 

Глава 9. Роль послеобраза (последействия)[7].

 

Сейчас в многочисленных инструкциях и на околоэзотерических семинарах модно «гонять» энергопотоки в воображении. На наш взгляд, это бесполезная трата времени, так как для того, чтобы возник реальный энергопоток (особенно у неподготовленного человека с множеством деформаций ИС, блокировок в теле и с беспрерывно работающим интеллектом) необходимы реальные стимулы – «внешние» по отношению к сознанию.

Исходя из опыта, можно сказать, что по-настоящему осознание энергопотоков (а уж тем более, себя, как ИС) обычно происходит через 1-2 года после регулярной работы с реальными стимулами (причем, когда это случается - это событие, которое буквально потрясает человека и может изменить даже его систему ценностей).

Конечно же, уже с первого раза (при работе с реальным стимулом) может возникнуть движение энергии, состояние изменится, но осознать поток так, чтобы можно было вызвать его уже только вниманием - очень сложная задача.

В случае работы с позами, реальным стимулом, проявляющим ощущения в объемах и вызывающим движение энергии, связывающее объемы между собой, будет пространственная динамика формы тела, в соответствии с адекватным дыханием и позицией внимания.

Итак, учиться осознавать потоки мы будем сначала с помощью реальных стимулов. Например, для того, чтобы задать Нисходящий поток, нам необходимо, не трогая “больную голову” (Чтобы не было суммации сигналов доминантой), осуществить некоторую последовательность нагрузок, направленных сверху - вниз, посредством «укороченного» нисходящего комплекса поз (см. подробнее в следующей главе), так, чтобы возник поток ощущений от грудной клетки вниз[8].

После выполнения позы (или любого другого реального действия) возникает комплекс ощущений, сохраняющийся еще некоторое время после упражнения. Концентрация внимания на этих ощущениях называется работой с послеобразом. Итак, послеобраз - это комплекс ощущений, возникший после действия реального стимула, причем, любой модальности: зрительного (зрительный п/о), тактильного (тактильный (п/о), теплового (тепловой п/о) и т.д. Устойчивость и избирательность внимания при поддержании, созерцании, воспроизведении п/о развивается согласно принципу Доминанты - путем неоднократных, регулярных повторений реальных стимулов (в микродозировках), пока не возникнет суммация. После каждого упражнения, позы, серии движений и т.п., мы пытаемся, остановившись и затихнув, удерживать концентрацию внимания на послеобразе, возникшем в результате упражнения. Внимание необходимо удерживать до тех пор, пока оно устойчиво не отвлекается или ощущения не “затихают”. (Обычно, в начале это 5 - 15 секунд - при больших дозировках, как правило, начинают появляться отвлекающие мысли, образы и другие отвлечения внимания - мы еще раз напоминаем, что в силу принципа Доминанты, мы работаем с микродозировками - большие дозировки суммируются уже существующей доминантой и не приносят пользы).

Проработав достаточно долго и регулярно с реальными стимулами и “накопив” множество послеобразов в разных модальностях, диапазонах (как физических, так психических), мы можем перейти к заданию энергопотоков исключительно концентрацией внимания, а еще через какое-то время[9], это можно будет делать не только в специальных условиях, но и в повседневных функциях - ходьбы, работы, общения... При этом энергопоток будет таким же живым, как и при использовании реальных стимулов. Напомним, что в данном тексте мы рассматриваем в качестве реальных стимулов позы, а вот п/о могут быть не только в виде ощущений, но и, в более общем случае, в виде состояний: тишины, покоя, баланса, движения и т.п.[10]

 

 

Глава 10. Схемы стратегий.

 

1. Особенности поз и контрпоз по воздействию на организм.

 

Как уже мог отметить внимательный читатель, для каждого объема (кроме Копчикового, Межбровного и Макушечного) мы используем по две формы - позу и контрпозу, внимание в которых, соответственно, смещено ближе к передней и к задней поверхностям тела (см. Рис.47.) и которые являются вариантами так называемых открытых и закрытых позиций (см. лекцию Петра Мамкина., гл.1).

Если мы условно выделим в теле человека две «половинки» - заднюю и переднюю и рассмотрим их анатомо-физиологические особенности, то первое, что бросается в глаза - это преимущественное расположение большинства внутренних органов в передней “половинке” тела. На долю задней, в основном, приходится большая часть Центральной нервной системы – спинной мозг и часть головного мозга. Соответственно, смещение внимания в переднюю часть дает нам преимущественную активизацию органики - выражаясь жаргонно - "физики”, а фиксация внимания сзади активизирует ЦНС - “психику”.

Кроме того, если рассмотреть строение позвоночника и отходящих от него нервов, то мы увидим, что сзади располагаются корешки нервных волокон, заканчивающиеся так называемыми экстерорецепторами, т.е. нервными окончаниями, расположенными на поверхности кожи и воспринимающими сигналы от окружающего мира. Выполняя контрпозу на какой-то объем, мы активизируем корешки этих нервных волокон и обостряем чувствительность данного объема к внешним сигналам, т.е приобретаем возможность воспринять мир через этот объем.

В свою очередь, с внутренней стороны позвоночника находятся, в основном, корешки нервных волокон, оканчивающиеся интерорецепторами, т.е. нервными окончаниями, дающими информацию от внутренних органов, мышц и др. внутренних систем организма. Выполняя позу на некий объем, мы активизируем уже эти рецепторы и способствуем переводу внимания на информацию, приходящую от внутреннего мира данного объема (которая не менее сложна, разнообразна и интересна, чем информация “внешняя”).

К тому же, существует еще и следующая специфика нервных волокон: сзади – это сенсорные (чувствительные), а спереди – моторные (двигательные) нервные волокна.

Итак, можно сказать, хотя и достаточно схематично, что существует некая взаимосвязь поз с “физикой”, а контрпоз - с “психикой”. Так, работая, например, только с позами, мы можем в разной степени возбуждать и тормозить различные физиологические процессы, регулировать деятельность органов. Выстраивая же определенные комплексы только из контрпоз, мы, тем самым, будем возбуждать, тормозить или иным образом регулировать психические процессы, их активность, скорость, глубину и направление. Работая и с позами и с контрпозами в разных пропорциях, мы можем добиваться баланса между физиологическими и психическими процессами и обеспечивать различные виды их взаимосвязи, восстанавливая и поддерживая психофизическое равновесие.

 

2. Примеры конкретных стратегий.

На первых этапах практики используются, в основном, четыре основные стратегии. Рассмотрим их подробнее.

 

а) Восходящий комплекс поз. Позволяет пережить восходящий энергопоток.

Два основных варианта (см. Рис.48а1 и 48а2.)

 

В случае а1 последовательность выполнения поз:

         - поза на Копчиковый объем;

         - на Мочеполовой объем;

         - на Крестцовый объем;

         - на Пупочный объем;

         - на Поясничный объем;

         - на Грудной объем;

         - на Межлопаточный объем;

         - на Горловой объем;

         - на Шейный объем;

         - на Межбровный объем;

         - на Макушечный объем.

 

 

В случае а2 последовательность выполнения поз:

         - на Копчиковый объем;

         - на Крестцовый объем;

         - на Мочеполовой объем;

         - на Поясничный объем;

         - на Пупочный объем;

         - на Межлопаточный объем;

         - на Грудной объем;

         - на Шейный объем;

         - на Горловой объем;

         - на Межбровный объем;

         - на Макушечный объем.

 

Принципиальная разница между а1 и а2 в том, что в первом случае мы в каждом объеме задаем дополнительный поток от передней к задней его части (от “физики” к “психике”, а во втором - наоборот (от “психики” к “физике”). Если дозировки позы и контрпозы одинаковы, очень существенного сдвига не произойдет, но в ситуации “тонкого выравнивания” для создания баланса разницу а1 и а2 следует учитывать.

 

Вариации случая а - неполные восходящие комплексы поз, в которых могут быть задействованы не все 7 объемов, а от 2-х до 6-ти. Вариантов может быть множество. Приведем два наиболее типичных:

 

а3:     - поза на Копчиковый объем;                                    

           - на Мочеполовой объем;

           - на Крестцовый объем;

           - на Пупочный объем;

           - на Поясничный объем;

           - на Грудной объем;

           - на Межлопаточный объем.

 

а4:     - поза на Пупочный объем;

           - на Поясничный объем;

           - на Грудной объем;

           - на Межлопаточный объем;

           - на Горловой объем;

           - на Шейный объем;

           - на Межбровный объем;

           - на Макушечный объем.

 

Такие «укороченные» комплексы, задающие, соответственно, «неполный» восходящий энергопоток, используются либо в ситуациях когда мы по каким-то причинам не хотим нагружать определенные объемы (они избыточно активны, перегружены, «больны»; или имеют тенденцию к быстрой перегрузке и образованию очага доминанты), либо для создания связей между рядом соседних объемов.

 

 

б) Нисходящий комплекс поз. Позволяет пережить нисходящий энергопоток.

Два основных варианта (см. Рис.49б1. и 49б2.)

Различия в этих вариантах подобны аналогичным в случаях а1 и а2.

 

б1:       - поза на Макушечный объем;

             - на Межбровный объем;

             - на Горловой объем;

             - на Шейный объем;

             - на Грудной объем;

             - на Межлопаточный объем;

             - на Пупочный объем;

             - на Поясничный объем;

             - на Мочеполовой объем;

             - на Крестцовый объем;

             - на Копчиковый объем.

 

б2:       - поза на Макушечный объем;

             - на Межбровный объем;

             - на Шейный объем;

             - на Горловой объем;

             - на Межлопаточный объем;

             - на Грудной объем;

             - на Поясничный объем;

             - на Пупочный объем;

             - на Крестцовый объем;

             - на Мочеполовой объем;

             - на Копчиковый объем.

 

Вариации случая б – «неполные» нисходящие комплексы, использующиеся, когда не следует нагружать слишком активные или склонные к перегрузке объемы или же необходимо связать между собой несколько расположенных рядом объемов.

Пример наиболее распространенного «укороченного» нисходящего комплекса:

 

б3:         - поза на Грудной объем;

             - на Межлопаточный объем;

             - на Пупочный объем;

             - на Поясничный объем;

             - на Мочеполовой объем;

             - на Крестцовый объем;

             - на Копчиковый объем.

 

в) Хаотические комплексы поз.

Задачи хаотического комплекса поз - разрушить сложившийся стереотипный или деструктивный энергопоток, связать объемы в определенной последовательности, задать отводящие энергопотоки в разные стороны от гиперактивного объема и т.п.

Различных вариантов хаотических комплексов может быть огромное количество; конкретная стратегия выбирается исходя из сложившейся на данный момент ситуации (исходя из индивидуальной диагностики).

Мы приведем в качестве примера два наиболее часто встречающихся варианта (естественно, в них можно, как и в случаях а1-а2, б1-б2 варьировать очередность выполнения поз и контрпоз).

 

в1:          - поза на Пупочный объем;

               - на Поясничный объем;

               - на Грудной объем;

               - на Межлопаточный объем;

               - на Мочеполовой объем;

               - на Крестцовый объем;

               - на Горловой объем;

               - на Шейный объем;

               - на Копчиковый объем;

               - на Межбровный объем;

               - на Макушечный объем.

 

в2:         - поза на Копчиковый объем;

               - на Макушечный объем;

               - на Мочеполовой объем;

               - на Крестцовый объем;

               - на Межбровный объем;

               - на Пупочный объем;

               - на Поясничный объем;

               - на Горловой объем;

               - на Шейный объем;

               - на Грудной объем;

               - на Межлопаточный объем.

 

В первом случае (в1) мы «растягиваем» энергию от средних объемов к нижним и верхним; во втором случае (в2) - наоборот, «стягиваем» энергию от верха и низа к средним объемам.

Возможно также огромное количество «неполных» хаотических комплексов, задача которых - связать между собой одни объемы или разорвать некую сложившуюся деструктивную связь между двумя и более объемами.

 

г) Круговые комплексы поз.

Два основные варианта (с двумя подвариантами) (см. Рис.50г1.1.- 50 г2.2.):

 

г1.1:         - поза на Макушечный объем;

                 - на Межбровный объем;

                 - на Горловой объем;

                 - на Грудной объем;

                 - на Пупочный объем;

                 - на Мочеполовой объем;

                 - на Копчиковый объем;

                 - на Крестцовый объем;

                 - на Поясничный объем;

                 - на Межлопаточный объем;

                 - на Шейный объем;

                 - на Макушечный объем.

 

г1.2.         - поза на Копчиковый объем;

                 - на Крестцовый объем;

                 - на Поясничный объем;

                 - на Межлопаточный объем;

                 - на Шейный объем;

                 - на Макушечный объем;

                 - на Межбровный объем;

                 - на Горловой объем;

                 - на Грудной объем;

                 - на Пупочный объем;

                 - на Мочеполовой объем;

                 - на Копчиковый объем.

 

Основная идея комплексов г1.1.-г1.2. - активизация “психики” (восходящий энергопоток по задней поверхности) и торможение “физики” (нисходящий энергопоток по передней поверхности). Противоположный эффект - торможение “психики” и активизация “физики” дают комплексы г2.1. и г2.2:

 

г2.1:         - поза на Макушечный объем

                 - на Шейный объем;

                 - на Межлопаточный объем;

                 - на Поясничный объем;

                 - на Крестцовый объем;

                 - на Копчиковый объем;

                 - на Мочеполовой объем;

                 - на Пупочный объем;

                 - на Грудной объем;

                 - на Горловой объем;

                 - на Межбровный объем;

                 - на Макушечный объем.

 

г2.2:         - поза на Копчиковый объем;

                 - на Мочеполовой объем;

                 - на Пупочный объем;

                 - на Грудной объем;

                 - на Межбровный объем;

                 - на Макушечный объем;

                 - на Шейный объем;

                  - на Межлопаточный объем;

                 - на Поясничный объем;

                 - на Крестцовый объем;

                 - на Копчиковый объем.

 

Все эти комплексы (г1.1-г2.2.) используются для возбуждения энергопотоков, необходимых для восстановления баланса в активности “физики” и “психики”.

Как и в предыдущих стратегиях, круговые комплексы могут быть неполными, что используется обычно в случаях, когда мы не хотим нагружать избыточно активные, перегруженные объемы (иногда нагружая только переднюю или заднюю часть какого-либо объема). Примеры наиболее часто используемых неполных круговых комплексов поз (Рис.51г3- 51г4.):

 

г3.             - поза на Пупочный объем;

                 - на Мочеполовой объем;

                 - на Копчиковый объем;

                - на Крестцовый объем;

                 - на Поясничный объем;

                 - на Межлопаточный объем.

 

г4.             - поза на Поясничный объем;

                 - на Крестцовый объем;

                 - на Копчиковый объем;

                  - на Мочеполовой объем;

                 - на Пупочный объем;

                 - на Грудной объем;

                 - на Горловой объем;

                 - на Макушечный объем.

 

д) Сочетания стратегий. Иногда в практике случаются ситуации, когда необходимо применить достаточно сложные стратегии, состоящие из сочетания двух или нескольких комплексов поз. Сочетания могут быть любыми и подбираться в зависимости от задачи; мы, опять же приведем наиболее часто встречающиеся:

 

д1. Хаотический комплекс поз + восходящий комплекс;

д2. Хаотический комплекс поз + нисходящий комплекс;

д3. Круговой комплекс поз (типа г1.1) + восходящий комплекс;

д4. Хаотический комплекс поз + неполный круговой комплекс;

д5. “Маятниковые” комплексы поз:

   - нисходящий комплекс + восходящий комплекс;

   - восходящий комплекс + нисходящий комплекс + восходящий комплекс;

   - и т.п.  

 

е) Некоторые другие стратегии. Примеры более сложных комплексов поз приведены на Рис.52а - г.

 

ж) Циклическое выполнение комплексов. Для усиления эффекта от того или иного комплекса поз или для увеличения времени последействия, иногда данный комплекс повторяется подряд (или с небольшим интервалом) 2-3 раза. Такие циклические повторения рекомендуется делать только тогда, когда вы детально изучили простые комплексы поз и их последействие!

 

з) Адаптивная стратегия. Это отсутствие заранее запланированной программы. По результатам диагностики своего состояния (см. следующую главу) выбирается какая-то одна поза; затем, после ее выполнения состояние как-то меняется и это является основой для выбора следующей позы и т.д. Каждое последующее действие зависит от результатов предыдущего. Использование такой стратегии - настоящее искусство, требующее большого практического опыта, тонкой чувствительности и достаточной осознаности.

 

3. Распределение дозировок в стратегиях.

До сих пор мы говорили о дозировках выполнения поз в самом общем виде, неоднократно повторяли, что работаем с микродозировками - интервалами от 1 секунды до нескольких десятков секунд. При описании стратегий и комплексов поз мы неявно предполагали, что время выполнения каждой позы в комплексе одинаково. Энергопоток, задаваемый таким комплексом поз будет равномерным. Однако, это не единственная возможная ситуация и от перераспределения дозировок в комплексе поз очень многое зависит.

Существует еще несколько возможных комбинаций дозировок, задающих принципиально разное качество энергопотоков. Три из них мы рассмотрим более подробно на примерах. Кроме уже упоминавшегося равномерного, это будут равнозамедленный и равноускоренный энергопотоки.

На примере восходящего комплекса поз (см. предыдущий параграф) способы задания этих трех видов энергопотоков приведены в Таблице 1.

Кроме перечисленных трех вариантов, возможны и более сложные, например, уже разбиравшийся в предыдущем параграфе случай, когда дозировки поз и контрпоз могут быть различными, или вариант, когда для каждой позы подбирается специальная дозировка, так что общая композиция дозировок в комплексе поз может быть весьма сложной и многообразной. Мы не будем входить в подробности этих случаев, а рассмотрим отличительные характеристики равномерного, равнозамедленного и равноускоренного энергопотоков.(Дозировки условные!).

 

 

Позы / дозировки

 

Равномерный

Равнозамедлен.

равноускоренный

На Копчиковый объем

         5 секунд

         10 секунд  

         2 секунды

На Мочеполовой

         5

         8

         3

На Крестцовый

         5

         8

         3

На Пупочный

         5

         6

         4

На Поясничный

        5

         6

         4

На Грудной

         5

         4

         5

На Межлопаточный

         5

         4

         5

На Горловой

         5

         2

         6

На Шейный

         5

         2

         6

На Межбровный

         5

          1

         7

На Макушечный

         5

         1

         7

 

Равномерный: Все объемы активизируются одинаково. Энергопоток достаточно интенсивный, но не резкий, без выраженных акцентов. Такой энергопоток может вызвать заметную смену состояний, но достаточно плавно, без скачков.

Равнозамедленный: энергопоток ощущается как более плавный и мягкий, действие его наступает постепенно. Больше акцентируются объемы, на которые были проделаны первые позы комплекса. Такой энергопоток либо очень мягко вносит коррективы в состояние, либо “подчеркивает” и “подхватывает” уже наметившиеся тенденции к изменению состояния и возникновению соответствующего потока.

Равноускоренный: энергопоток ощущается, как более жесткий, мощный, действие его может сразу же сильно изменить состояние. Особо выделяются объемы, на которые были выполнены последние позы. Последействие может быть длительным и сильным.

 

Все эти варианты задания энергопотоков применимы к любому из перечисленных в предыдущем параграфе комплексу поз и их выбор определяется тем, какие акценты в формировании состояния нам нужны в конкретной ситуации, какие объемы мы хотим выделить, “подчеркнуть”, какую динамику, силу и длительность последействия задать для восстановления или углубления общего баланса организма.

 

 

 

Глава 11. Общие рекомендации к построению программ.

 

1. Различных сочетаний стратегий, дозировок, позиций внимания (как видно из Глав 6 и 10), может быть бесконечное множество, причем каждая их композиция решает вполне определенные задачи. Успех практики зависит от того, насколько точно удается подобрать программу именно для данного человека, в данный момент времени с учетом всего разнообразия факторов его жизни в ее взаимосвязи с динамикой окружающего мира. По сути дела, выбор программы практики - это искусство, которому учатся постепенно и только на своем опыте, длительно и упорно, под руководством опытного наставника. В начале практики лучше пользоваться простыми программами, а их выбор основывать на результатах Диагностики.

 

2. Диагностика.

Чтобы начать движение, нужно, по крайней мере, знать - КУДА вы будете двигаться и ОТКУДА вы начинаете. Вопрос КУДА мы обсуждали во Введении - к максимально полному и глубокому на каждый момент переживанию целостности (гармонии с собой и миром).

До известной степени, каждый человек может отличить более гармоничное состояние от менее гармоничного (хотя, конечно же, многие оттенки постоянно ускользают - например, вроде бы все хорошо, но уж слишком пассивно и т.д.; если более тщательно осознавать - все время как бы чего-то не хватает). Переживание баланса может быть “показано” в процессе совместной практики с инструктором, имеющим опыт тонкого различения этого переживания у себя и у других. Далее, по мере продвижения в практике, человек становится более чувствительным к разным граням и оттенкам своих состояний и, периодически, подходит ко все более тонкому внутреннему равновесию и глубокому самоосознаванию.

Вопрос ОТКУДА является не менее важным, так как от осознания своего местоположения в данный момент, зависит выбор «направления» движения, а, значит, упражнений «направленных» и последовательности действий.

В каждый момент времени есть «что-то», что мешает вам осознать себя вечно целостным состоянием - Сферой. В свою очередь, среди всех этих мешающих факторов есть наиболее актуальный - если не работать с ним - браться за остальные неэффективно.

Итак, набор ключевых факторов, которые затрудняют на данный момент продвижение к балансу, (осознанию целостности) или наоборот, которых не хватает для этого (ситуации, соответственно, избытка и недостатка по определенным качественным параметрам) и процесс их поиска и осознания будем называть Диагностикой (ДА). Диагностика позволяет определить отправную точку для работы. После того, как ДА проведена, необходимо выбрать действие или последовательность действий, которые помогут нам воссоздать, восстановить восприятие себя до максимальной глубины и полноты, обязательно всегда претендуя на предельный субъективный опыт в отождествлении с искомым состоянием; тогда, зачастую сама ДА является самодостаточным практическим действием. Выбор той или иной индивидуальной последовательности технических действий - Стратегии - должен учитывать все актуальные на данный момент факторы, так как в результате изменения одного параметра мы можем поменять и что-то еще, а это значит, что для нас важно осознавать, что и куда поменяется.[11] Только интуитивно – мистическое прозрение позволяет случиться точному осознанию Стратегии, т.е. ДА – совершенно особое состояние – вопрошение об обращении к своей сути, о своем месте в мире. Категорически нельзя заниматься перебором факторов в уме, конструируя из них бесконечные схемы и программы. Используйте при самостоятельной работе самоуглубленную позицию настройки – ожидания, с полной готовностью реализовать любую полученную таким образом информацию, не вмешиваясь по возможности с оценочными и логическими «доводами» за и против. Истинность же ДА пусть подскажет чувство: удовлетворение, облегчение, радость…

Действия, которые после проведения ДА помогают сделать в данный момент шаг (может быть решающий!) к целостности, выбираются из огромного количества возможных: это могут быть серии психофизических упражнений, различные формы дыхания, движения, концентрации внимания, изучение какой-либо информации, все формы взаимодействия с другими людьми, прохождение через какую-либо жизненную ситуацию, поступок, игра, изменение условий жизни, образа жизни, работы, взаимоотношений...

Напомним, что сейчас речь идет о конкретной технике - комплексах поз.

 

Параметров, по которым проводится ДА, очень много и они могут относиться к любым проявлениям жизни человека, мы же начнем знакомство с самых простых диагностических упражнений: “Полимодальная Диагностика” и “Весы”. Эти упражнения позволяют определить пространственные диагностические параметры, с которыми мы далее и будем работать при выборе программ.

 

“ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА”

 

   Упражнение выполняется лежа на полу, на коврике. Лягте ровно, чтобы ноги не соприкасались друг с другом, руки вдоль тела (не касаясь тела). Если необходимо, сначала чуть-чуть пошевелитесь, чтобы снять какие-то микронапряжения и устроиться в этом положении удобно. Затем прекратите движения, пытаясь еще немного расслабиться уже за счет внимания. Не задерживайтесь на этой фазе - в этом упражнении не нужно глубоко расслабляться - важно снять очевидные напряжения, чтобы за ними проявились более глубокие «слои» Диагностики, так что через 20-30 секунд переходите собственно к Диагностике: начните выделять своим вниманием ощущения в теле. Движение внимания может быть произвольным, но лучше последовательным - снизу-вверх или сверху вниз. НЕ нужно культивировать какие-либо ощущения, пытаться придумывать их там, где их почти нет, - вы просто отмечаете то, что приходит вам во внимание и передвигаетесь на следующую часть тела. Отметьте, какие части тела наиболее “нагружены” различными ощущениями, а какие - “пустые”, где ваше внимание “захватывается” и “притягивается”, а где не может задержаться ни на секунду. Старайтесь быть готовым замечать самые разные модальности ощущений: боль, избыток тепла или холода, тяжести или легкости, сжатия или расширения, различных напряжений и т.п. Пробуйте просто отмечать их вниманием, без называния и проговаривания про себя (если это трудно, то хотя бы с минимальным проговариванием); без оценки. Вы можете пройти вниманием снизу - вверх, а затем сверху - вниз несколько раз, чтобы у вас сложилось отчетливое впечатление о том, где в вашем теле действительно избыток ощущений или напряжений, отличив такие места от случайных одиночных сигналов, которые могут проявиться при однократном проходе внимания по телу.

   Затратьте на это упражнение от 1 до 3 минут, после чего плавно выходите в положение сидя. Весь процесс не должен приводить к дополнительному психическому возбуждению – внимание расслабленное, чисто свидетельское.

 

Иногда нет необходимости специально ложиться и долго изучать свои ощущения. Бывают случаи, когда ДА очевидна - например болит голова или что-то еще - и именно это является актуальным сигналом - пока вы не разберетесь с этой ДА, работать с сигналами более «тонкими» бессмысленно, так как любая боль – физическая ли, душевная ли, едва заметная или годами длящаяся, - непременное и наиболее яркое свидетельство деструктивных, разрушительных процессов, несомненное нарушение целостности организма.

Итак, после того, как вы проделаете это простое упражнение, у вас, возможно, проявится осознание некой «карты ощущений» более-менее устойчивых на данный момент времени (см. Рис.53а-г). Нет нужды вдаваться в какие-то детали и подробности этой карты - сейчас вам нужно просто определить - где у вас ощущения доминируют. Для этого условно выделим в теле три сегмента :

Верх (вся голова и шея);

Середина (грудная клетка, пупочно-поясничный отдел и руки)

Низ (низ живота, кобчик, крестец, область таза, ноги).

Определите, в каком из сегментов у вас наиболее сильные и устойчивые ощущения. В результате такой Диагностики может быть 5 различных ситуаций :

1. - “Перегрузка Верха” (Рис.53а)

2. - “Перегрузка Середины (Рис.53б)

3. - “Перегрузка Низа” (Рис.53в)

4. - “Перегрузка Верх-Низ” (Рис.53г)

5. - “Общая перегрузка” - («все болит»)

(Ровный, не вызывающий дискомфорта фон ощущений во всем теле не является Общей перегрузкой).

 

Возможна еще ситуация, когда вам так и не удалось определить ДА: или, вроде бы, все ровно или вообще нет никаких ощущений или трудно выделить преобладающие ощущения из какой-либо их сложной комбинации. Ситуация такого рода либо говорит о том, что на данный момент не хватает чувствительности, либо вы находитесь сейчас физически в более-менее сбалансированном состоянии.

В этом случае при выборе стратегии упражнений вам нужно вспомнить ваши обычные “слабые места” и “хронические” перегрузки (может быть для этого понадобиться набрать некую статистику, проводя упражнения по ДА регулярно 2-3 раза в день в течении недели).

В тех случаях, когда вам все-таки сложно определить ДА в упражнении “Полимодальная Диагностика”, мы предлагаем другое диагностическое упражнение - ”ВЕСЫ”.

 

“ВЕСЫ”

 

Исходное положение и начало этого упражнения – такое же, как и у предыдущего, но позиция внимания - несколько иная. После того, как вы легли, 20-30 секунд расслабились, сместите внимание в диапазон тяжести-легкости. Ваше тело - как будто бы лежит на 3-х чашах весов (Верх, Середина, Низ) и задача - определить - что тяжелее, где перевешивает (Рис.53д). Для многих, кто испытал трудности в предыдущем упражнении с выделением доминирующих ощущений самых различных модальностей, упражнение “Весы” позволяет легче определить ДА.

   “Перегрузкой” здесь будем считать ощущение «перевешивания», «избытка».

   Внимание:   Старайтесь исходить все-таки из реальных ощущений тяжести в теле, а не из воображения картинки о том, как ваше тело выглядит на весах.

 

Предположим, что проведя ДА, мы обнаружили некий устойчивый фон ощущений (например: напряжения и тяжести) в каком-то сегменте тела. Пусть, для примера, это будет случай “перегрузки Верха” (Рис.53а.) Эта Диагностика дает нам возможность осознать некоторое проявление доминанты (как мы говорили, доминанта имеет множество проявлений - деформаций ИС и работать мы начинаем, не пытаясь сразу же проникнуть «вглубь» доминанты и «разобраться» с ней[12], а учимся практически реагировать на очевидные, реально воспринимаемые проявления, работая с которыми, мы обязательно доберемся и до всей доминантной структуры в целом – это единое образование!). Теперь, имея эту ДА, мы можем попытаться достигнуть баланса (пережить, как состояние!) по доступным нам параметрам - снять “перегрузку Верха” и выровнять фон ощущений[13].   Это можно сделать разными путями, но мы выберем такой, который позволяет решить одновременно несколько задач - попытаемся создать энергопоток. Как правило, для выравнивания состояния при “перегрузке Верха”, целесообразно задавать Нисходящий энергопоток[14], который смещал бы наше восприятие с перегруженного ощущениями верхнего сегмента тела вниз, постепенно “разглаживая” общий фон ощущений (см. Рис.54).

Как правило, Диагностика по трем сегментам (“Верх”, “Середина”, “Низ”) достаточна в начале практики, но иногда имеет смысл выделить более подробную по-объемную Диагностику, чтобы разобраться, что происходит в каждом из семи объемов и строить программу практики, исходя уже из более точной информации (опираясь на интуицию и чувство гармонии, а не на ментальный перебор вариантов!).

Кроме ощущений в объемах, важно учитывать, хотя бы в самых общих чертах, состояние “психики” (это может быть более-менее ровное ее состояние, заторможенность или, наоборот, перевозбуждение), а так же общий тонус организма.

 

 

Глава 12. Сочетанные формы.

 

В этой главе мы приведем примеры использования так называемых сочетанных форм, т.е. определенных сочетаний поз (с соответствующей концентрацией внимания) с дыханием, а так же с некоторыми специальными дополнительными позициями внимания. Сочетание поз с различными вариантами дыхания и дополнительного внимания дает неограниченные возможности в разнообразии и совершенствовании практики поз и позволяет организовывать любые тонкие детали в динамике индивидуального энергопространства. Сочетанные формы оказывают также существенное влияние на интенсивность энергопотоков. Мы лишь кратко, в ознакомительных целях, перечислим некоторые варианты сочетанных форм.

   Сочетания поз с дыханием. Существует система разнообразных дыхательных практик с множеством технических приемов и методов. Некоторая их часть может выполняться во время работы с позами. В силу очень высокой травматичности, обилия побочных эффектов и технической сложности, а также необходимости в максимальной индивидуализации, эта форма не может быть корректно и безопасно описана в тексте.

Сочетание поз с визуальными позициями внимания.   Сюда относится большая группа визуальных позиций внимания (в основном абстрактного диапазона), которые добавляются при выполнении поз (при этом концентрация на ощущениях в объеме и т.п. сохраняется).

Прежде всего – это цвет (просто абстрактное цветовое поле);

   Позиции внимания по "резонансным цепям". "Резонансные цепи" - это один из механизмов, по которым выстраивается практика. Человек - "Микрокосм", и его энергоструктура подобна энергоструктуре окружающего мира. В организме планеты Земля и в Космосе есть объекты и виды энергий, подобные объектам и энергиям ИС человека. Специальные приемы позволяют осуществить такой резонанс и создать такую "резонансную цепь", которая необычайно усиливает движение энергопотоков, меняет масштаб сознания и качество энергии. Примером может служить ориентация тела по сторонам света. Для каждого объема существует резонанс с определенной частью света. Поэтому, если при выполнении позы на некоторый объем, мы сориентируем тело на соответствующую сторону света, то получим существенное усиление эффекта.

   Добавим лишь, что иногда в практике поз важно учитывать такие факторы, как фазы луны, суточные, сезонные и другие ритмы.

   Учесть даже все перечисленное умом невозможно. При наличии определенного опыта необходимые резонансы исследуются и подбираются интуитивно, либо выявляются при консультации с опытным инструктором.

 

Глава 13. Принцип Баланса, как смысловое поле всех манипуляций с позами - энергопотоками.

 

Современный человек живет под влиянием огромного количества факторов (как факторов окружающей среды, так и содержания своего внутреннего мира – особенности и искажения восприятия, избыточная проявленность одной и недостаточная – другой информации, всевозможные ограничения, стереотипы, жесткие фиксации внимания и др.). Все это «дергает» нас в самые разные стороны, с различными ритмами, без всякого согласования, порождая и углубляя многочисленные противоречия и напряжения, что ведет, в итоге, ко все большей и большей изоляции, а следовательно, к разрушению.

В такой ситуации речь не может идти ни о гармоничной, здоровой жизни, ни, тем более, о самосозерцании, самоуглублении, самопостижении. Исходной же позицией, как для гармоничной жизни, так и для самопостижения является позиция равновесия. Только находясь в равновесии, человек может делать осознанные шаги в творческом созидании собственной жизни (во всем многообразии ее аспектов и оттенков), и только из равновесия возможно движение вглубь, к непостижимой (для ума) основе бытия. В любом ином случае действия наши могут быть продиктованы любой из «сил», противодействующей равновесию, а значит, не до конца осознаны, половинчаты, противоречивы.

Стремление к равновесию, выведение этой позиции в доминанту своей практики и жизни мы называем Принципом Баланса.

Для иллюстрации приведем метафору: представьте себе весы, с огромным количеством коромысел. Весы находятся под воздействием множества случайных сил - то в одной чашечке, то в другой что-то прибавляется, что-то убавляется. Причем происходит это в разнообразнейших и беспорядочных ритмах: одни коромысла качаются чуть ли не ежеминутно, другие годами выведены в одно и то же положение, весьма далекое от равновесия. Попробуем уравновесить сразу все чашечки и прийти в идеальное равновесие. Сначала работаем с теми коромыслами, где перекосы сразу бросаются в глаза (и кроме того, если мы чувствуем, что у нас хватит на данный момент сил для их уравновешивания). Достигли равновесия. Занялись следующими, - теми, которые теперь наиболее перекошены. Привели и их в баланс. За это время первое коромысло уже успело «уехать» – непредсказуемые внешние факторы-то продолжают действовать. Наконец, если очень потрудиться, развить внимательность, подвижность и быть столь расслабленным, чтобы успевать вовремя на все реагировать мы, находясь в постоянном «делании» достигаем идеальной гармонии весов. Это – баланс на пределе возможного, баланс динамический, в условиях постоянной переменчивости внешней среды и внутренних реакций на них. Такая метафора очень наглядно демонстрирует как состояние человеческого организма в условиях многочисленных противоречивых факторов, так и саму позицию практики: любое действие практикующего направлено на достижение равновесия. Если взглянуть на ситуацию шире, не ограничиваясь метафорой одних весов, как организма человека, и вспомнить, что мир – сложнейшая динамическая система, где каждый отдельный организм связан со всем остальным, то станет понятно, что приводя в баланс себя, практикующий собой уравновешивает (пытается уравновесить) еще и некое пространство «вокруг» себя, в пределе – весь мир (а практически - ту его часть и те его аспекты, на которые хватает масштаба внимания практикующего). Ситуация сложнейшая, требующая тончайшего интуитивного постижения ситуации, глубочайшей релаксации. В какой-то момент, если масштаб внимания человека, посвятившего себя практике, станет всеобъемлющим, мир утвердится в равновесии внутри этого человека и далее, через каждое его действие устремиться к собственному (мира) балансу. Балансу, не как застывшему состоянию, а как динамическому творческому предстоянию, как основе осознания и постижения.

А начинается все с освоения простейших навыков самодиагностики и подбора той практики, которая ведет к (доступному для внимания в данный момент) равновесию. Через реальное действие (комплекс поз, цикличный бег, работу с суставами, «вертушки», совершение жизненного поступка…) и через определенную позицию внимания. Для уравновешивания одних аспектов состояния-жизни может потребоваться длительная практика с реальными стимулами, а некоторые аспекты могут быть скомпенсированы определенным образом выстроенным вниманием. (Принцип Баланса для человека, посвятившего себя самопостижению не ограничивается психо-физическим равновесием. Он распространяется на всю его жизнь и деятельность: поступки, общение, приоритеты ценностей. Когда ты в равновесии – ты «на своем месте» в мире, в чем бы это внешне не проявлялось.)

Вернемся теперь к основной теме данного текста – позам. Из приведенного в предыдущих главах материала видно, что разнообразных сочетаний поз, вариаций их выполнения, позиций внимания и дополнительных резонансов – неисчислимое количество. И это может дать простор для бесконечной комбинаторики, достижения разнообразнейших состояний, развития всевозможных качеств, способностей и т.п. Кроме того, в распоряжении человека, интересующегося всевозможными психотехническими текстами, семинарами и т.п. сейчас огромное количество и других техник. Но, если та или иная техника выполняется просто из интереса или для развития того или иного качества, а из внимания при этом упускается принцип Баланса, то такие упражнения в лучшем случае ни к чему не ведут, а в худшем, приводят к еще большему нарушению равновесия, усугублению самоизоляции и разрушению.

Так что настоящий - практический смысл всех манипуляций с позами и энергопотоками – это достижение равновесия, как основы для осознанного жизнетворчества и самопостижения.

 

Глава 14. Техника безопасности!!!

 

Напомним несколько простых правил техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе с позами:

  1. Ищите живой, убедительный, постоянно действующий «источник информации» – практика – профессионала, взявшего на себя ответственность за передачу практики.
  2. Избегайте нагрузок и движения энергопотоков через гиперактивные, перегруженные, болезненные зоны и области организма. Происходит захват энергии и еще большая деформация энергопространства.
  3. Любая практика, в т.ч. работа с позами и, соответственно, динамика Энергопотоков, должна быть направлена на баланс, а не на выведение в доминанту тех или иных объемов или энергопотоков или каких либо отдельных «нужных» качеств.
  4. Выбирайте место и время для занятий так, чтобы вас не могли неожиданно отвлечь.
  5. Не занимайтесь сразу же после или до еды.
  6. Работайте с микродозировками. В первый год занятий мы не рекомендуем превышать дозировки 1-5 секунд на каждую позу.
  7. Не занимайтесь практикой поз, когда вы сильно перевозбуждены, утомлены, или находитесь в выраженном болезненном состоянии.
  8. Если в практике работы с позами или через некоторое время после начала регулярных занятий у вас возникают неожиданные перегрузки, устойчивый дискомфорт в ощущениях, эмоциях и т.д. – прервите занятия позами, перейдите в режим релаксации и обратитесь за консультацией к наставнику.
  9. Начинайте осваивать позы с простых форм и позиций внимания.

10.  Подходите к занятиям, как к внутреннему событию, Таинству.

11.  Во время работы с позами не делайте резких движений при входе и выходе.

12.  Созидательная сила любой техники всегда равна ее деструктивной возможности. Будьте внимательны к своим ощущениям. Их гармонизация может быть вашим ориентиром.

 

   Позы – лишь отдельная техника, форма, которая предполагает грамотную, гармоничную связь с другими техниками по законам практики (методологии) и соответствующую жизнь…

 



[1] Принцип Доминанты открыт для науки и социума в начале нашего века академиком А.А.Ухтомским (см.Ухтомский А.А. “Собрание сочинений” Ленинград 1950.)

[2] Позиция внимания – место внимания и его качество.

Например: на позвоночнике, пассивное, в диапазоне ощущений;

Или: на чувстве равновесия, - активно ищущее, неотвлекаемое, позже – погруженное и созерцательное…

[3] Но помните: чем меньше дополнительных напряжений, в т.ч. и телесных, чем глубже релаксация, тем точнее, глубже и эффективнее возникающие состояния и процессы. Хотя ментальные, психические напряжения, попытки «надумать» и вообразить потоки еще более разрушительны и нежелательны. Все происходит как бы само собой.

[4] Речь идет именно о плоскости, одной из многих возможных.

[5] В наших книгах “ВНЕО Тексты из архивов эзотерической Школы” (С.Пб.1997) и “Осознание. Мастерство. Психотерапия?” В.Агеев, В.Лебедько (С.Пб.1997) мы называем такую область восприятия - “восприятием в Пространстве Сил”

[6] См. подробнее книгу “Осознание. Мастерство. Психотерапия?” В.Агеев, В.Лебедько (С.Пб.1997).

[7] Послеобраз – комплекс ощущений, возникший после действия реального стимула (движения, тактильного контакта, нагревания, зрительного образа, звука...

[8] Не забудьте еще условие микродозировок.

[9] Обычно не один год упорного труда.

[10] Вопрос извлечения глубоких следовых сигналов (п/о) и выведения в доминанту их содержательной части – глубочайшая, интереснейшая отдельная тема…

[11] Мы не будем приводить примеры сложной ДА и сложных Стратегий, так как знакомим этой книгой с самыми азами практики, предлагая сделать первые шаги, попробовать. Естественно, если вы, попробовав, хотите продолжать этот путь, то вам потребуется опытный проводник - инструктор.

[12] Тем более, что «глубь» доминанты - это весь фон нашей жизни, то, что никак не бросается в глаза самому себе и не вызывает явного дискомфорта, будучи привычным. А неудовлетворившись очевидными, но «такими простыми» проявлениями доминанты, мы очень быстро придем к банальному самокопанию, все больше и больше окрашиваясь и отождествляясь с хроническими проблемами и напряжениями…

[13] По мере того, как мы будем это делать и научимся осознавать состояние баланса по этим параметрам, будут проявляться следующие, более глубокие “слои” ДА. «Все связано со всем».

[14] Задавать Нисходящий поток при “Верхней перегрузке” - наиболее логично, хотя существует целый класс состояний, которые ощущаются, как перегруженный Верх, но для компенсации которых нужен как раз Восходящий поток. Однако, для различения этих ситуаций необходимо владеть более тонкой Диагностикой. Мы не будем в этой книге обсуждать подобные вопросы отдельно и, предлагаем читателю в случае “Верхней перегрузки” использовать Нисходящий поток в большинстве случаев, за исключением тех, когда при этой Диагностике понижено артериальное давление и в наличии выраженная депрессия.

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература... 
 
Просмотров: 5196