Печать

Владислав Лебедько 

О Духовной Практике

Определить, что же такое Духовная Практика, – задача безумная, ибо если бы такое определение существовало, Практика перестала бы быть Духовной. Но я сделал уже довольно смелое заявление о том, что Духовная Практика и Психотерапия очень далеки друг от друга и между ними почти нет ни объединения ни взаимодействия, поэтому мне необходимо как-то обосновать свое заявление. Дальше я попробую дать не столько определение Духовной Практики (Д.П.), сколько ряд ассоциаций, возникающих при обращении к своему личному опыту.

Прежде всего, необходимо отделить Д.П. от того, с чем ее наиболее часто путают. Итак – это не психотерапия, не оздоровительная система, не целительство и не "холистическая тусовка", не религия, не философия, не Восток и не Запад, не "секта" и не "община". Это не самосовершенствование, не решение проблем, не достижение каких бы то ни было способностей и возможностей (все это может быть, а может и не быть следствием). Духовная работа – это предельно трезвая попытка[1] разобраться и пережить, как же "оно все есть на самом деле", кто "я" и Зачем ? Попытка, не прекращающаяся ни на минуту, дотянуться до себя Настоящего. Для того, чтобы на самом деле (не иллюзорно) добраться до этого, чтобы успеть это сделать в течении жизни, как раз и нужно упоминавшееся выше качество жизни Подвижника. Внутренняя работа – способ жить в устремлении к Истине, к Смыслу, устремлении, исходящем из самой высокой настройки сознания, из Абстракции и к Абстракции.

О Д.П. невозможно судить со стороны, будучи отстраненным наблюдателем, но только изнутри. Вы можете прочитать все книги о Традициях, о настоящей работе, прослушать кучу лекций, пройти множество семинаров, пообщаться с настоящими Мастерами – Ваше знание о Д.П. останется нулевым иди даже скорее – отрицательным, так как может сформироваться некая модель того, что она из себя представляет, какой может быть, а какой нет, каким "должен быть" Мастер, а каким нет. На самом деле, настоящая Практика всегда ускользает от наблюдения со стороны. Она – не то и не это, она – всегда не то, что Вы знаете и предполагаете. Все книги о Д.П. от истинного положения вещей отстоят неизмеримо далеко (в том числе, естественно и эта книга) – на что, кстати, серьезные авторы так или иначе намекают.[2]

По форме Практикой может быть все, что угодно и в то же время только то, что актуально[3]именно для данного человека и именно в данную минуту, при условии, что это не ограничивается каким-то специальным временем, а происходит все время.

Никакие психотехники и технологии не имеют смысла сами по себе (в отношении Д.П.) Вообще, внутренняя работа идет от механизмов, а не от техник: это исследование тончайших внутренних реакций и механизмов того, как я устроен – от физического тела до судьбы. Кстати о техниках – для осуществления многих техник и технологий, которые описаны в книгах, для того, чтобы они приносили не только поверхностный, но и глубокий опыт – нужны "ключи", которые могут быть переданы исключительно индивидуально конкретному ученику.

Переживания – тоже не цель. Любые хитрые состояния сознания и т.п. – не за ними гонится практикующий. Предельно возможная на данный момент полнота и цельность – переживание, являющееся критерием того, что Вы на Пути. (Для избежания галлюцинаций на этот счет нужен Мастер, свидетельствующий и подтверждающий Ваш субъективный опыт своим "видением").

Одним из критериев того, что человек находится в Практике, является существование единственного приоритета, с которым он соотносит любой свой выбор, любое действие и приоритет этот – Смысл. (Для Подвижника – все отдано Богу и нет в его жизни ничего, что могло бы составить альтернативу). В отличии от Подвижника прошлых веков, современный практикующий человек, при определенной подготовке, живет в гуще событий и может иметь любую собственность (включая не только материальную, но и интеллектуальную, эмоциональную, событийную), но в любой момент готов от всего отказаться (кстати часто гораздо сложнее отказаться от своих планов, идей, целей, переживаний, картины мира, чем от материальной собственности).

Каждая проблема или сложность, которая встречается на Пути – это шанс, который дарует жизнь, для того, чтобы исследовать и постигнуть как же она устроена. И чем больше этих проблем и чем они сложнее, тем больше вероятность постижения и преображения.

Следующий аспект, который хочется отметить, это то, что Духовная Практика – это не целевая жизнь. Целей там нет. Есть непрерывно раскрывающийся поток смысла, самодостаточный в каждую минуту. Конечного результата по сути дела и нет, да он и не важен. Если для неофита важно двигаться к Просветлению, то через какое-то время эта цель исчезает. (Кстати и Просветление возможно тогда, когда оно перестает быть целью). На самом деле в Практике Сферы и не может быть цели. Сфера уже есть. Она реализует сама себя. Хотя и здесь не все так просто и однозначно, как на словах.

До того, как человеку удается совершать усилия почти круглосуточно, он проходит через длительный ряд тренировок, начинающихся с "включения" на несколько секунд. Даже первого секундного опыта достаточно, чтобы понять, что удерживаться в Практике очень трудно. Это можно сравнить с переживанием, когда ты несколько суток не спал и, несмотря на смертельную усталость, продолжаешь бороться со сном. Поэтому на вопрос – что же конкретно делает практикующий человек, в чем же заключается его Практика ? – можно ответить так – он делает все то, что позволяет ему не "заснуть", а непрерывно пребывать в Обращении. Внешне часто это может выглядеть как вполне обычная жизнь, но понять, в чем же заключается Практика, может тот, кто знает, насколько такая жизнь действительно отличается от "обычной". Умение определить, что именно поможет тебе во всякий момент не "заснуть" и сделать правильный выбор– это, наверное, одно из самых сложных искусств, нарабатывающееся огромным разнообразием практик – тренинговых, энергетических, событийных, жизненных выборов и т.д. А начинается все, как правило, с самых "простых" вещей – умения правильно сидеть, ходить, дышать, молчать... Практика состоит и из глобальных вещей и из мелочей: как одевается рубашка, через какое плечо развернуться...

Еще один, весьма важный момент, состоит в том, что Духовная Практика – не убегание от жизни, а скорее наоборот, существенное ее усложнение. Ученик всегда выбирает ту ситуацию, в которой ему будет наиболее трудно, там где нужно Работать, где подчас выстоять возможно только при наличии устремленности и внутренней честности (и это не разовые события, а позиция жизни). Выбор судьбы, настолько сложной, насколько ты можешь взять на себя (тщательно рассчитав, чтобы не надорваться, с одной стороны, и не схалявить с другой). Все навыки, умения, нарабатываемые в Практике, нужны, прежде всего, чтобы достойно выбрать и встретить свою судьбу, ни на секунду не забывая, что ты есть Свет.

Практикующий человек в современной ситуации должен быть не просто адаптирован к жизни, а уметь адаптироваться к любым, самым сложным и неимоверным ситуациям, не теряя в них своего Смысла.

Если вернуться к вопросу выбора правильного (т.е. достраивающего до Целого) действия, то для этого необходима полнейшая непривязанность к любым поступкам и планам. В любой момент Диагностика может подсказать, что требуется ограничение по какой либо, ставшей уже привычной или даже полюбившейся деятельности или общению и т.п., которые становятся Доминантой, образуя жесткие связи и реакции, и что необходимо вывести в фокус внимания совсем другую деятельность или общение с совсем другим человеком, или срочно изыскивать возможность отправиться в принципиально другие климатические или социальные условия, не говоря уже о постоянной смене режима жизни, стереотипов питания, ролевых стереотипов, привычек... Положение очень динамично и, если Подвижник полностью ограничивал себя почти по всей мирской информации, современный практикующий делает это очень гибко, избирательно, на необходимое время, удерживая Баланс в очень подвижной ситуации. Ничто не остается устойчивым и неизменным в подобной Практике. Рушатся все стереотипы и нормы поведения, всякая понятная извне логика, все представления о себе, мире, вся жизнь претерпевает постоянные, подчас драматические изменения. Ты последовательно, трезво и осознанно отказываешься от всего, что было твоим "я", причем не в виде разового изменения, а непрерывно – новые стереотипы, новая картина мира просто не успевает формироваться и закрепляться. Человек сначала разучивается делать сложные, потом и простые вещи, а затем учится заново, с самого начала.

Этот период в Практике – самый тяжелый и болезненный (не для всех обязательно такой), когда идет полная "разборка". Практикующий в этот момент, казалось бы близок к полной дезадаптации и держится "на пределе". Затем, постепенно у него появляется возможность к адаптации (причем уже к чему угодно). Здесь он уже может выбирать ту функцию, то действие, в которых он реализует Смысл, в которых он Целостен и которыми он оформляет в Мире свое переживание Целостности, воплощает его в жизнь. Если говорить о "глобальных" функциях, то они на данном этапе могут быть для каждого человека совершенно своими – психотерапия, копание грядок, игра на флейте, путешествие..., но уже то, что Мир ждет от него, т.е. то, через что он вписывается в свое место в Мире, свое Предназначение. Не следует думать, что Предназначение связано только с выбором некой профессиональной деятельности: любое действие не более и не менее важно, чем любое другое – еда или сиденье в туалете для такого качества жизни, не более и не менее важны, чем написание книги, лекция, картина... Внутренне Практика – это Одухотворение любого действия, осветление его, реализация Сферы через него и в нем...

И еще одно... Духовная Практика по-настоящему начинается с осознания "последнего выбора", последнего шага – отказа от формы и "прыжка в суть", в неведомое, а потому шаг этот и желанен и безумно страшен одновременно, это – готовность умереть по-настоящему, отказаться от всего сразу, от мира форм... Приходит этот момент, когда ты полностью осознаешь всю свою потрясающую зависимость от самых пустяковых вещей, свою обусловленность, несвободу буквально во всем, когда бессмысленно возвращаться обратно и прятаться – сорваны уже все защитные механизмы и прятки невозможны. С другой стороны – пугающая беспредельность, которую ты еще совсем не знаешь, где негде укрыться от самого себя, где ты абсолютно одинок и где нет никаких компромиссов...

Этот предельный "момент" может длиться годами. Поэтому, так называемый Путь к себе состоит из единственного шага, который делается постоянно...

1997 г .

 


[1] Именно попытка, так как нет никаких гарантий успешного результата.

[2] Книги, теории, семинары – это, как правило, информация для "новичка". О том, что происходит тогда, когда человек, пройдя иногда многолетний "новичковый" период, занимает позицию Ученика, написать в принципе невозможно, и все тексты дают лишь намек, который "новичок" конечно же истолкует и поймет по-своему, и это нормально, т.к. задача книги – проявить мотивацию к поиску.

[3] Актуально, т.е. "достраивает" до Целого (см. главу "Актуализация в учебном процессе...").

 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература... 
 
Категория: Недавние статьи
Просмотров: 5900