Информация, которую мы излагаем в данной работе, обладает особой уникальностью: публикуется впервые и до этого передавалась исключительно устно.

Первое упоминание об этих так называемых базовых принципах методологии было в книге В.Лебедько и В.Агеева «Осознание. Мастерство. Психотерапия» 1996 года выпуска http://www.bestreferat.ru/referat-407942.html , но - достаточно краткое и неструктурированное.

Авторство таблицы, на основе которой мы далее выстраиваем уже собственно Методологию Импровизации, принадлежит Валерию Агееву, который, при ее создании, в свою очередь, использовал такие мощные концепции, как Методология Г.П.Щедровицкого, Теория Решения Изобретательских Задач Г.С.Альтшуллера, Теория Принятия Решений (ТОП), Теория Игр, Учение о Доминанте А.А.Ухтомского, а также, руководствовался собственной практикой и исследованиями такой легендарной личности в области процессов саморегуляции человеческого организма, как Василий Пантелеевич Шупляк (см. рассказ о нем в книге В.Лебедько «Хроники российской саньясы» в гл.1)

Мой (В.Лебедько) вклад в эту Методологию заключается в том, что, во-первых, обучавшись с 1992г. по 2000г. у Валерия Агеева, и освоив Таблицу Базовых Принципов не только теоретически, но и практически, применительно к выстраиванию практики саморегуляции для себя и людей, которых я консультировал, я сумел с 2000 года трансформировать ее, перенеся Базовые Принципы с области построения техник и технологий саморегуляции, на задачи любых человекоразмерных систем, перенеся их в мой метод «Магический Театр», и, также, создав, на их основе направление в консультировании «Архетипические Технологии», где любое действие консультанта является, с одной стороны импровизацией – то есть, техники и технологии рождаются здесь и сейчас под конкретную задачу – собираются из предельно простых «кирпичиков» - движений, дыханий, звуков, позиций внимания, слов, предложений, жестов, состояний сознания и чувственно-эмоциональных атмосфер; а, с другой стороны, эта импровизация опирается на системное знание Принципов Методологии. Более того, будучи теперь составной частью «Архетипических Технологий» и «Магического Театра», Методология Импровизации применима к широчайшему спектру задач, стоящих не только перед отдельным человеком, но перед сложнейшими человекоразмерными системами (семья, рабочая группа, творческий коллектив, предприятие, научная задача, направление искусства и культуры, муниципальные объекты, административные задачи, отрасли промышленности и экономики в целом, политические задачи, экология, масштабные Ноосферические вопросы и т.п.)     

Конечно, существует множество техник, технологий, прописанных пошагово или каким-то другим образом и кочующих из семинара в семинар, из метода в метод, из одного направления в другое, где-то претерпевая какие-то рационализаторские добавки, но в целом оставаясь на одной основе. При помощи же Методологии Импровизации, мы научимся создавать сами техники, технологии, конкретные приемы, пользуясь перечисленными выше простейшими «кирпичиками». Эти компоненты мы  будем комбинировать в самых различных вариациях, в зависимости от большого количества факторов, контекстов, ситуаций под конкретную или, возможно, какую-то общую задачу. Таких техник и технологий в Магическом Театре и Архетипических Технологиях было создано достаточно много в разные периоды времени.  Повторяю: сейчас мы расскажем о них так, что это начнет вас беспокоить и озадачивать. И если вам хватит внутренних ресурсов и мотивации, чтобы это озадаченное состояние поддерживать в себе несколько лет, то через эти несколько лет вы овладеете всем этим и сможете пользоваться практически. Это касается не только психологических задач, не только Архетипической работы или Магического Театра, но и творческих задач, повседневных житейских ситуаций (вы вообще перейдете к жизни как к импровизационному творчеству, и это очень важно) и даже масштабнейших проектов так называемого Социального Дизайна.

Первая основная метафора (метафора всей работы, которой мы занимаемся): представьте себе некие коромысловые весы. На эти весы капают капли дождя, например. Если весы гибко реагируют на ситуацию, то чаша весов, на которую упала капля, наклонится, капля вытечет, и чаша придет в исходное положение. Это означает, что весы находятся в нормальном, рабочем состоянии. Но если что-то заржавело или где-то накопилось – весы застревают и перестают адекватно работать. На чашу таких весов можно накапать сколько угодно капель – весы останутся в том же зафиксированном положении.

Мы можем метафорически представить человека, как, в принципе, и любую человекоразмерную систему (группу, коллектив, социум и т.д.) в виде огромного количества связанных между собой многокоромысловых весов, отражающих разные аспекты, контексты деятельности этой системы. Все весы постоянно находятся в движении, откликаясь на сигналы внешней среды, и вся система все время движется, перетекает, находится в максимально живом состоянии – состоянии, которое можно назвать также, как и в теории неравновесных систем (в частности, в Синергетике) состоянием минимума энтропии.

Итак, максимально живые самоорганизующиеся системы находятся в состоянии, где, по нашей метафоре, тысячи, миллионы многокоромысловых весов, и все они подвижны и гибко реагируют на всевозможные сигналы. Но так уже мы устроены зачем-то (волею провидения, волею богов или своей собственной бессознательной волей), что в процессе жизни – начиная от зачатия, через рождение и многочисленные факторы воспитания, психотравмы и социальные воздействия (для человекоразмерной системы таких факторов еще больше) – те или иные чашечки весов начинают застревать, работать со скрипом или вообще не работать. На уровне сотен тысяч весов это иногда не очень заметно, но, в конце концов, застревает больше половины, а то и две трети, а то и вовсе девять десятых. Но и одна десятая – это достаточно много, чтобы считать, что жизнь худо-бедно продвигается и мы находимся, так сказать, на плаву и уже привыкли к тому, что эти девять десятых находятся в застрявшем состоянии, более того, мы об этом порой даже и не догадываемся. Мы уже не считаем это проблемой, потому что не помним состояния живости, жизненности, когда все работало, все двигалось, все было подвижно и гибко реагировало на каждый сигнал среды.

Так вот, основной задачей работы в Магическом Театре, Архетипических Технологиях и Социальном Дизайне является увеличение степеней свободы сложных человекоразмерных систем. Что это значит в метафоре многокоромысловых весов? Сначала мы замечаем, что какие-то коромысла, которые были вне поля нашего внимания, какие-то каналы, архетипы зажаты, находятся в заклиненном или едва двигающемся состоянии. Затем приводим одно, другое, третье коромысло в состояние устойчивого неравновесия, когда все находится в движении, все гибко откликается на разнообразные сигналы.

И это не только абстрактная метафора – ее можно перевести на любой другой язык, например, архетипический. Основная задача – это приведение системы в состояние все бОльших и бОльших степеней свободы. А степени свободы – это к тому же дополнительное напряжение для человека и для других сложных систем, которые в наше время используют лишь минимальный потенциал и пространства, и времени, и энергии, и информации, и структуры, и функций.

Так, для большинства людей Свобода страшна, и поэтому они, напротив,  стараются избежать ее, и даже подчинить себя любым дисциплинарным ограничениям и установкам. Об этом писал еще Гегель. Можно сколько угодно декларировать лозунги в духе «Даешь свободу!», а предоставь эту свободу – и человек может изрядно напустить в штаны, что называется. Ведь, зачастую, непонятно, что делать, когда выбор ежесекунден. И выбор этот идет сразу по множеству направлений. А без свободы, вроде бы, все привычно, идешь себе спокойно одним путем, одной дорожкой. Высвобождение каждого нового коромысла – это выход из зоны комфорта, но именно в том и есть ключ к свободе и новым решениям тех проблем, которые нас, возможно, не беспокоят явно, но проявляются в некоторых симптомчиках. Симптомчики – это отражение более глубоких застреваний (если говорить об этой модели). Напомним, что все это обобщается и на сложные человекоразмерные системы.

Существует модель Методологии, состоящая из 9 Базовых Принципов, которые мы сейчас опишем с помощью Таблицы 1. В этой таблице 9 Базовых Принципов по горизонтали и 9 по вертикали – они пересекаются друг с другом.

  Принцип Диагнос-тики (Ди)

Принцип Доминанты

(Д)

Принцип Многофакторности (Мф)

Принцип Стратегии

(Стр)

ОПМ ИГВ Принцип Трансформации (Тр) Объективизация (Об)

Принцип Диагностики

(Ди)

               

Принцип Доминанты

(Д)

               
Принцип Многофакторности (Мф)                
Принцип Стратегии (Стр)                
ОПМ                
ИГВ                
Принцип Трансформации (Тр)                
Объективизация (Об)                

 

Таблицу эту мы можем наращивать в другие плоскости, где будут тройные, четверные и еще более сложные пересечения – умение использовать такие многомерные пересечения - это уже из разряда высшего пилотажа. Хотя и двумерная таблица уже очень сложна.

1) Принцип Диагностики (Ди).

Диагностика – это обнаружение системы в том или ином состоянии и калибровка этого состояния. Калибровка может осуществляться в самых разных системах координат, начиная от физических, где измеряется потенциал (электрический потенциал, потенциал силы тяжести, температуры, сжатия-расширения) и заканчивая более абстрактными. Диагностика может проходить по различным психоаналитическим системам координат (например, оральная-анальная фиксации и т.д.), по юнгианским системам (Тень, Анима, Анимус), по архетипическим (по всему многообразию архетипов – кто-то в дефиците, кто-то в избытке, кто-то совсем не проявлен). В общем, Диагностика разнообразна и охватывает все спектры человеческой деятельности. По мере обучения, человек научается использовать Диагностику, прежде всего с помощь вИдения и чувствования. Когда он просматривает себя, другого человека группу или сложную систему любых масштабов по каким-то параметрам, иногда достаточно секунды или доли секунды, чтобы появилось представление о тех или иных отклонениях по различным диагностическим системам координат. Сначала оно проводится через осознание в символической системе, проговаривается, потом (по мере научения) проговоры станут не нужны – это будет происходить на уровне тонко-интуитивного восприятия.

Применительно к широкому спектру задач, решаемых методами АТ, МТ и СД, нами сгруппировано достаточно большое количество (несколько сотен) диагностических систем координат (см. работу В.Лебедько, Д.Орехова «Системы координат в Магическом Театре»  http://www.lebedko.su/nedavnie-stati/30-avtorskij-razdel/nedavnie-stati/216-lebedkoorehovakoordsysmt  или в книге В.Лебедько Е.Найдёнов, Д.Орехова «Магический Театр и Архетипические Технологии», Пенза, «Золотое сечение», 2013г.

При овладении Принципом Диагностики и наложении его на человекоразмерные системы (будь то группа людей, фирма, отрасль науки или производства, город, социум) сразу будут видны избыточные, проседающие, недостаточные области по самым разным системам координат (скажем, пусть у вас для начала их будет несколько десятков). Отсюда уже будет видно, с чего начинать работу и куда ее вести. Условно говоря, мы видим, где мало и где много – значит, скорее всего, оттуда, где много, надо перемещать туда, где мало. Задача – установить некое равновесие, хоть и неустойчивое, чтобы эта система могла перемещаться из малого в многое и из многого в малое. Диагностика – это отправная точка.

2) Принцип Доминанты (Д)

Следующий принцип (которому стоит отдельно уделить несколько лет обучения) – это Принцип Доминанты (Д), открытый российским ученым академиком Алексеем Алексеевичем Ухтомским. Это замечательный ученый и духовный подвижник, который закончил духовную семинарию в конце 19 века, и взял на себя послушание пойти на медицинский факультет и стать физиологом.  Став физиологом, он и открыл этот принцип.

Краткая, хоть и немного приукрашенная, предыстория, как это происходило. Принцип Доминанты Ухтомского гораздо шире и объемнее, чем учение об условных рефлексах И.П.Павлова, хотя именно последнее изучается в школе и институтах, за исключением узкой специализации студентов, изучающих нейрофизиологию. Принцип Доминанты сложнее, объемнее и действует не только на уровне физиологии, но применителен и к биологическим и к сложным человекоразмерным системам. Ухтомский исследовал лягушек на приборе: он прижигал им лапки электродом, и лягушки демонстрировали павловские условные рефлексы – отдергивали лапку от раздражителя. Но кроме этого, ему пришла идея – прижигать лапку во время стимуляции у лягушки интенсивного глотательного рефлекса. В этом случае (стимуляция рефлекса+прижигание лапки), лапка почти не отдергивалась, но лягушка стала еще более интенсивно глотать. Можно сказать, что появился некий господствующий очаг возбуждения, который суммировал на себя все попутные раздражители. Здесь мы подходим к самому большому секрету того, как функционируют сложные системы – Принципу Доминанты. Само определение таково: Доминанта – это господствующий очаг возбуждения в системе. Ухтомский подчеркивал, что этот очаг расположен в нервной системе, хотя при этом он оговаривал, что данный очаг не располагается в каком-то ее конкретном отделе, но является сложной констелляцией центров, расположенных на разных этажах центральной и периферической нервной системы.

Мы же подразумеваем действие Принципа Доминанты в любых сложных системах.  Доминанта, в данном случае суммирует на себя сигналы, как специфические, так и неспецифические. Специфический сигнал – это сигнал, который относится непосредственно к зоне возбуждения. Предположим, у вас головная боль. Если вы при этом постукиваете себя по голове, то, естественно, головная боль (определенного типа) будет усиливаться. Постукивание в этом случае – специфический сигнал. Если бы вы постукивали себя по шее, то сигнал был бы еще тоже специфическим, так как стук отдавал бы в голову. Постукивание по плечам – уже менее специфический сигнал, по грудной клетке – уже совсем не специфический. Но если Доминанта стала жесткой и устойчивой, то даже постукивание по грудной клетке будет усиливать боль в голове. Жесткая Доминанта суммирует на себя не только специфические, но и неспецифические сигналы: зажегся или потух свет, проехала по улице машина, кто-то что-то сказал, вам что-то вспомнилось – это неспецифические сигналы, но они косвенно подкрепляют  жесткую Доминанту. Важно понять, что сама головная боль Доминантой не является – это лишь ее проявление. Доминанта – это что-то более глубокое, что имеет много «отростков и щупалец», и головная боль – это только одно из таких «щупалец», а остальные проявляются по-другому. Сложно придумать ситуацию, когда головная боль была бы именно ядром доминанты. Ядро – это некая, как это называл Ухтомский, констелляция центров: и на уровне центральной и периферической нервной системы, и на уровне событий, которые происходят с человеком, и на уровне его системы ценностей, и на уровне мировоззрения, и на уровне общественно-политических, социальных, культурных явлений.

Все это в совокупности и составляет Доминанту, и живем мы в первую очередь в мире неких жестких глобальных Доминант (социальных, экономических, религиозных, культурных, дискурсивных). В зависимости от них формируются наши личные Доминанты, которые уже шлифуются воспитанием, детскими психотравмами, обучением и множеством других факторов, вплоть до общественно-политических. СМИ сейчас научились формировать доминанты настолько, что люди пропускают как специфические, так и неспецифические сигналы. Достаточно простой пример из недавних событий (май 2014г. – начало конфликта на Донбассе): по российскому телевидению показывают беженцев, якобы из Донецка, бредущих где-то по Ростовской области. Я телевизор не смотрю, но в тот день и час зашел к родителям, у которых федеральные каналы работают с утра до ночи. При этом, будучи пропитаны пропагандой, они буквально не замечают то, что отчетливо вижу я – люди идут на фоне высоких гор со снежными вершинами – это в Ростовской-то области! Совершенно ясно, что эти кадры взяты совсем из другого места и, скорее всего, из другого временного контекста (возможно, это кадры из Средней Азии, например, времен 1990-х).  Беженцев много, и внимание обращается, прежде всего, на это, а снежные вершины уже никто не берет в расчет, потому что сформирована Доминанта, и то, что к ней не относится, уже зрителем игнорируется и как бы изымается из поля внимания.

Люди, которые умеют управлять массами или отдельными людьми, знают законы Доминанты и пользуются ими, создавая подобные фейки в целях пропаганды, понимая, что когда ядро Доминанты сформировано – второстепенные детали и даже, порой, грубые несоответствия уже не будут замечаться, а суммируются в ядро Доминанты. А любой спор с человеком, обработанным пропагандой – только усилит его позиции, т.е. Доминанту.

Доминанта имеет 4 основных свойства. Первое - это свойство возбудимости:

Доминанта возникает при возбуждении какого-то участка системы. Предположим, я начинаю себя методично бить по косточке на руке. Если я буду бить с редким ритмом, то боль затухнет прежде, чем я снова ударю себя по косточке. Например, я бью раз в минуту, а боль затухает в течение 5 секунд. В этом случае, конечно, Доминанта не образуется. Но если я буду себя бить по руке достаточно часто – раз в 5 секунд или даже чаще, то время затухания сигнала (и это не обязательно должна быть боль – это метафора) будет больше, чем время появления нового. Соответственно, сигналы будут умножаться, и через какое-то время возникнет устойчивая боль. При этом если я на пару часов перестану бить себя по косточке, у меня будет оставаться болевой очаг – по сути, сформированная Доминанта. Конечно, эта Доминанта кратковременная, в конце концов она рассосется. Или вот еще пример из классической драматургии: коварный Яго методично через определенные интервалы времени подбрасывает Отелло ложные аргументы, свидетельствующие о неверности Дездемоны. И, несмотря на заведомую ложность этих аргументов, в сознании Отелло через некоторое время возникает сильнейшая Доминанта ревности, приводящая к трагическому финалу этой шекспировской пьесы.

Если учитывать, что Доминанты, определяющие нашу жизнь, а также историю сложных человекоразмерных систем, формировались годами и десятками лет, а мировые Доминанты складывались тысячелетиями, то это уже сверх-устойчивые, монументальные структуры, которые поди попробуй сдвинь.

Но для того и существует Методология, чтобы научиться работать с этими жесткими Доминанта, которые напрямую, казалось бы, не разрушить. Ведь, как мы уже писали, жесткая Доминанта суммирует на себя неспецифические сигналы, поэтому, если даже начать разубеждать человека в чем-то, спорить с ним, доказывать обратное (вспомним того же Отелло, которого пыталась разубедить жена Яго), это только будет только подкреплять Доминанту.

Здесь мы подходим к следующему принципу – свойство суммации. Все сигналы, которые напавляются в сторону доминанты, какими бы они ни были, лишь ее укрепляют. Это могут быть сигналы положительные или отрицательные. Например, с точки зрения разговорной стратегии, - мы стали о чем-то говорить, выступать за некую идею – через какое-то время эта идея становится Доминантой, а еще позже, если продолжать ее подпитывать – уже жесткой Доминантой. И, если, вдруг после этого мы начнем выступать  против этой идеи или будем просто нейтральны к ней – все это будет содействовать все равно ее укреплению! Принцип суммации работает именно так, что сначала Доминанта поглощает специфические сигналы, а затем переходит из гибкого состояния в жесткое. Этот переход можно отследить потому, что она начинает поглощать уже не только специфические для нее сигналы, но и неспецифические тоже. Вот сам механизм этого перехода от того положения дел, когда Доминанта находится в стадии становления, и ей можно еще достаточно легко управлять к стадии жесткости и незыблемости, в которой уже она управляет ситуацией – очень важно научиться определять и теоретически и, безусловно, практически!

Важно понять, что Доминанта не есть зло. Чтобы пошевелить пальцем, поднять руку, сказать слово, подумать мысль, необходимо создать очаг возбуждения в системе. Чтобы сжать кисть, мне необходимо послать туда определенное количество энергии. Для совершения любого, даже малейшего действия, необходимо сформировать ту или иную Доминанту.  Такие Доминанты кратковременны, потому они гибкие, перетекают друг в друга, и, как подчеркивалось выше - суммируют на себя только специфические сигналы. Но как только Доминанта начинает суммировать уже неспецифические сигналы, она становится жесткой. Есть формы невроза с навязчивым повторением какого-то действия: любой сигнал стимулирует это навязчивое повторение, например, человек вынужден мыть руки каждые 10 минут, подчиняясь любому случайному сигналу, возбудившему Доминанту данного невроза. Еще пример – чем отличаются фобия и генерализированная тревожность? Когда человек, например, боится змей или ездить в лифтах – это конкретная фобия, она реагирует на специфический сигнал (лифт, змея и т.п.). Генерализированная тревожность – это когда человек начинает бояться всего. Он может не смотреть какие-то фильмы, не читать книги, избегать любого общения – и круг Доминанты растет и растет. В таких случаях медицина пока что располагает только лекарственными возможностями притормозить зону пускателей этих Доминант и изысканными психотерапевтическими способами, как правило, длительными, чтобы выйти в корень самой Доминанты.

Говорят, что малые Доминанты подкрепляются окружающими их более масштабными Доминантами. Моя личная Доминанта, определяющая сценарий моей жизни подкрепляется групповой – моим референтным кругом общения. Мой референтный круг общения зависит от социальной среды, в которой это происходит, социальная среда – от политической и культурной ситуации, от истории, климата и многих других причин. Конечно, все это сложные фундаменты, и если просто лавировать внутри этой сложной многофакторной Доминанты, то это еще не будет импровизацией. Это, все-таки лавирование внутри одной и той же Доминанты, может быть, с увеличением небольших степеней свобод и небольшим ее «раскачиванием». Импровизация – это когда мы можем переходить от одной Доминанты к другой уже на уровне мировоззрения. Сегодня мы верим в Аллаха, завтра – в Аполлона и Афину, послезавтра мы атеисты, и каждая наша позиция искренняя и обоснованная. По сути, мы можем быть кем угодно. Это уже мировоззренческие категории, поэтому МТ, АТ и СД опираются на очень большой спектр мировоззренческих подходов, начиная с герметической философии, неоплатоников, алхимической философии, классической немецкой философии (Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг), философии экзистенциализма (Сартр, Хайдеггер) и заканчивая философскими системами Юнга, Лакана, Делёза, Деррида, Фуко, Жижека и Хиллмана. Все эти учения в какой-то степени противоречат друг другу, имеют малую степень пересечения друг с другом. Но Магический Театр или Архетипическая Технология, выполняемые, например, из философии постструктурализма, совсем иные и ведут к другим результатам, нежели МТ и АТ, опирающиеся на философию герметизма или неоплатонизма. Тем не менее, опытный специалист по АТ и МТ имеет способность подвинуть свое мировоззрение от одной философии к другой, а это уже некий базисный фундамент психики – и он у специалиста по АТ и МТ должен быть подвижным и не зацикленным на какой-либо жесткой Доминанте того или иного учения или верования. Но в момент конкретной работы, как образно выразился К.Кастанеда – «Воин не верит, он должен верить».

Еще два свойства доминанты: устойчивость возбуждения и инерция.

Устойчивость возбуждения проявляется, например, в том, что после моего постукивания в течение 5 минут по косточке запястья, эта доминанта будет устойчивой еще пару часов: мне достаточно будет прикоснуться, и она вспыхнет вновь. О свойстве инерции у Ухтомского есть замечательное предложение: «Старый дряхлый конь, много лет стоящий в конюшне, оживает и начинает трепетать при звуке боевой трубы». Боевая труба в данном случае раздражитель, который всколыхивает уже угасшую Доминанту, хотя конь давно уже не на службе, а на мирных работах. Это прямая аналогия тому, что однажды созданная Доминанта никогда не исчезает полностью и может разгореться снова при адекватном раздражителе. Другое дело, если этот раздражитель вовремя отследить и перевести в русло другой Доминанты, научиться отводить эти сигналы и не подкреплять старую Доминанту.

Следующее, что важно знать о Принципе Доминанты:

Для Доминант существует три уровня сигналов. Сигналы, которые подкрепляют Доминанту, находятся в пределах какого-то достаточно широкого спектра. Но у этого спектра есть нижний и верхний пороги. За верхним порогом Доминанта уже не подкрепляется, а наоборот, разрушается. Например, у вас сильная зубная боль. Хлопает форточка, летит комар – все подкрепляет эту боль. Вдруг вы узнаете, что выиграли миллион долларов. Этот сигнал (в зависимости от системы ценностей) может быть сверхсильным и эту доминанту не подкрепить, а хотя бы на время разрушить или вывести за порог влияния. Можно создавать такие сигналы, но, во-первых, это достаточно рискованно – есть опасность, что вместе с доминантой разрушится и ее носитель. Во-вторых, не всегда понятно, какой сигнал будет сверхсильным, но безопасным для системы в целом.

С другой стороны, за нижним порогом спектра существует очень интересная область сверхслабых сигналов. Это те сигналы, которые Доминанта не успевает поглощать. Во-первых, это сигналы, не совпадающие с ритмом данной Доминанты: например, они слишком медленные или слишком быстрые. Во-вторых, их интенсивность и зона воздействия такова, что они не воспринимается данной Доминантой. Например, головная боль уже усиливается от неспецифических сигналов, когда я похлопываю себя по груди и по животу. Но если, к примеру, я почешу себе пятку, это никак не повлияет на боль. Как я могу использовать такой сверхслабый сигнал? Я могу начать периодически почесывать себе пятку, создавая новый очаг возбуждения сверхслабым сигналом. И если я действительно буду это делать с определенной регулярностью, то постепенно энергия от очага перевозбуждения в голове перетечет в пятку, и у меня уже будет гудеть пятка (пример, конечно, отвлеченный, это скорее метафора, чем рабочая модель). Такого рода практики вполне реальны. Если есть перевозбуждение нервной системы, а это достаточно серьезное состояние, если вы с ним знакомы (когда, например, вы не можете ни заснуть, ни думать о чем-то), то можно воспользоваться достаточно простыми при емами. Например, взять резинку для волос и растягивать ее пальцами достаточно регулярно и довольно долго. Не сразу, но в течение нескольких часов такое перевозбуждение, которое снимается только изрядной дозой снотворного или какого-то другого препарата, уйдет благодаря пальчиковой работе. Это как раз и будет задействование сверхслабых сигналов. Это важно понимать как метафору с одной стороны и как рабочий причем – с другой.

Именно по такому принципу, в то время еще стихийно, сработали марксистские кружки в предреволюционной России. Сам по себе каждый такой кружок из 3-5 человек не представлял опасности для власти, да она и не имела возможности его обнаружить или контролировать. Такой отдельный кружок был своего рода сверхслабым раздражителем для Доминанты власти. Но, большое количество таких кружков, разбросанных по городам и весям всей страны, незаметно для Доминанты создали в массах предреволюционные настроения, явившиеся важным фактором для обрушения Доминанты монархического строя.

Например, в архетипической работе мы можем создать какой-то удаленный новый очаг возбуждения и начать культивировать в процессе работы совсем другой архетип, не связанный с доминирующим в данной системе никакими мифологическими сюжетами, и даже никакими мифологическими аллюзиями. Мы культивируем его до тех пор, пока не произойдет создание новой Доминанты и перетекании в нее энергии из старого очага. Не дожидаясь, пока новая Доминанта станет жесткой, мы начинаем создавать еще одну, и за ней следующую. Если удастся непрерывно сменять Доминанты, считайте, что вы вышли в режим импровизации. Важно понять, что нужна именно непрерывная смена Доминант, когда они не успевают начать реагировать на неспецифические сигналы, а возникают лишь по мере ситуационной надобности.

Но это еще не все: здесь снова срабатывает Принцип Диагностики и мы видим, что научились управлять лишь поверхностными Доминантами. Обнаружатся новые «коромысла», которые мы раньше не замечали, или вскроются более глубокие проявления Доминант, и с ними снова нужно работать, чтобы увеличивать степени свободы.

Важно, что Доминанта, как правило, работает под порогом сознания, и в этом весь подвох. Это неявное влияние, но тотальное. В этом смысле особого внимания требует (как привязка к Диагностике) именно выслеживание косвенных признаков обусловленности жизни и деятельности человека или сложной человекоразмерной системы тем или иным убеждением. Убеждение – это частный случай Доминанты.

«У меня нет проблем», - говорят многие люди, просто потому, что их внимание тормозится на уровне зоны комфорта, переход за которую покажет, что проблемы все-таки есть. И именно выслеживание поможет обнаружить эти проблемы. Если же посмотреть глубже, то там обнаружатся еще блокировки, заторы, другие Доминанты. Но для этого нужно выслеживать, и достаточно тщательно. На наш взгляд, это хорошо обозначено некими действительно понимающими христианскими подвижниками. Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» Достоевского, когда говорит со своими учениками в монастыре, произносит такую вещь: «Знайте, что каждый из нас виновен за все происходящее на Земле». Если копать в самую глубину, выйти за уровень личностных Доминант, мы обнаружим, что причастны к Доминантам коллективным, Доминантам Истории. Глубина подобного самопознания необычайна, работа, необходимая, чтобы такой глубины достичь может длиться десятилетиями.

Создание микросигналов, способствующих образованию Контрдоминант, подобно рытью ямы в песке. И если мы перестаем обращать на это внимание и оставляем Доминанту на ее собственное попечение, ямка засыплется. Необходимо копать все время, без устали, в каком-то смысле не щадя своих усилий, чтобы вырваться на свободу. Потому мы и говорим, что приступая к какой-то практике (например, практике деконцентрации, которая дает вход в рабочее состояние), заниматься нужно не менее 4 раз в неделю. Если меньше, то ямка в песке засыплется, если 4 раза и больше – то есть шанс, что мы овладеем этим навыком, когда мы сможем входить в деконцентрацию как говориться «по щелчку» и оставаться в ней неопределенно долгое время. Это Доминанта, но необходимая и гибкая.

Здесь возникает первая смычка – Диагностика Доминанты (Ди/Д).

Уже здесь все непросто:  Диагностика Доминанты действует только в случае, если Доминанта явная. В остальных случаях нам необходимо диагностировать уже не Доминанту, а ее проявления. Это можно делать через другие Принципы: Многофакторность, Стратегии, Объемно-Пространственную Модель (ОПМ), Трансформацию и др. Иными словами, нужно проводить Диагностику уже других режимов. Подчеркнём, что, например, Доминанта Диагностики (Д/Ди) – это совсем другое, чем Диагностика Доминанты (Ди/Д). Доминанта Диагностики – это, с одной стороны, зацикленность на Диагностике, с другой – это Доминанта в Диагностике. Иными словами, это когда мы постоянно диагностируем одним и тем же способом: начинаем, например, с цвета лица или просматривания ОПМ, а другие схемы Диагностики проходят мимо нашего сознания, либо мы о них помним, но откладываем на следующий раз. Возникает накатанная дорожка, проторенный путь, и такой способ Диагностики для специалиста становится доминантным.

Важно различать историю про форму и содержание. Доминанты, к которым есть толк обращаться, скорее про форму, а не про содержание того, что вы делаете. Например, в Доминанте Диагностики важнее не то, что ты содержательно делаешь какие-то шаги, а то, что сам принцип Диагностики постоянно укладывается в какую-то одну и ту же форму, в какую-то одну и ту же изначальную предпосылку, которая тебя предопределяет. Можно брать даже разные методики, но стремление найти что-то одно в человеке, подвести его к какому-то одному определенному образу останется. Причем, когда вы толкаете человека всегда в одну какую-то лунку, то, скорее всего, эта ситуация говорит как раз о вашей зацикленности на одном и том же способе Диагностики, который стал для вас Доминантным, затмив все прочие. Или взять Доминанту в технологии. Например, мы сегодня поработаем с  ключевым предком, вы увидите, что это работает, и каждую проблему, с которой к вам будут обращаться, начнете просматривать через эту технику, а про другие технологии забудете. Многие психологи берут какой-то один метод и протаптывают единственную стратегию. Увы. Сейчас сработала одна технология, а для следующего раза давайте выберем другую. Не только потому, что она могла бы оказаться здесь самой эффективной, а чтобы вам самим не застрять и не сформировать  свою Доминанту (в данном случае - Доминанту Стратегии /Стр)).

Доминанта – это не какое-то монструозное чудовище, которое необходимо победить. Доминанта – это необходимое условие для функционирования системы как единого организма. У специалиста действительно есть свой конёк - выделяющие его Доминанты. Хирург видит через определенную призму всю жизнь и весь мир, хотя хирурги нужны. Есть категория людей, которые называются бухгалтерами. Это, можно сказать, диагноз: очень мало бухгалтеров, которые друг на друга не похожи – некой определённой для каждого бухгалтера чертой, как, впрочем, и для многих других профессий.

Сами мы, например, пытаемся уйти от определения себя психологами. А вот люди, которые работают в области междисциплинарных исследований, обладают системным взглядом. Они видят все с точки зрения и психологии, и философии, и культурологии, и религиоведения, и литературы, и искусства, и естественных наук. С другой же стороны они могут решать конкретные задачи в каждой из этих областей, и довольно качественно. Но ответ на вопрос о специалисте очень неоднозначный: может быть, да, а может быть, и нет.  Пожалуй, здесь мы подходим к Принципу Многофакторности.

3) Принцип Многофакторности (Мф).

С одной стороны, говорить о Принципе Многофакторности можно долго, с другой достаточно сказать лишь немногое. Любое выделенное явление или выделенная Доминанта (наша согласованная реальность – это тоже Доминанта) подкрепляется большим количеством факторов. Фактор – это какой-то феномен, событие, условие, обстоятельство, которые так или иначе связаны с процессом, явлением, образом, который мы рассматриваем. Фактором может быть время, климат, географическое положение, социальная ситуация, политическая ситуация, исторический контекст, родовой контекст, генетика, физиологическое состояние человека и т.д. Набор этих факторов сам по себе подкрепляет Доминанту.

В то же время, можно переходить от одной Доминанты к другой, меняя факторы: меняя социальное окружение, место жительства. Поэтому самыми гибкими людьми издревле считались путешественники, кочевники. Сейчас для этого необходимы не только внешние путешествия, которые стали очень простыми: достаточно сесть в самолет, и максимум через половину суток оказаться на другом конце земного шара.

Важны еще и внутренние путешествия – по различным мировоззрениям, системам ценностей и т.д. Здесь мы, конечно, приходим к такому кощунственному выводу, к которому в свое время пришли буддисты и первые христианские мистики: «нет ничего святого». Когда Бодхихарму спросили, что такое просветление, он ответил: «Пустое место и ничего святого». Нет никакого преимущественного, выделенного мировоззрения для внутреннего кочевника. Он понимает, что каждая точка зрения, каждое мировоззрение равноценно любым другим.  Другое дело, что есть некий путь сердца. Есть внутренняя Доминанта, которая для вас приоритетнее просто потому, что это путь сердца. Но это уже мы выходим за постмодернистскую плоскость. Постмодернизм в этом отношении уравнивает все точки зрения, и этот плюрализм очень похож на плюрализм буддистов или христианских мистиков (особенно первых и уже таких как Майстер Экхарт, Сузо, Таулер), которые видели бескачественность основы всего, пустотность. Но в отличие последних, он исключает путь сердца, который идет уже за исторической фазой посмодерна.

Мы отвлеклись от темы, но смысл в том, что изменение набора факторов приводит к изменению Доминанты. Поэтому существует Диагностика Многофакторности (Ди/Мф). Мы не можем схватить какую-то Доминанту в человеке (или в сложной системе), что называется, за хвост - просто потому, что она находится вне нашей зоны комфорта или вне нашего внимания. Но есть косвенный способ – начать с диагностики факторов. Это некий классический опрос старого земского врача: в какой семье родились, чем питаетесь, творог чьего производства покупаете (коровы и разных местностей едят разную траву). У меня есть знакомый доктор, к которому человек может обратиться с насморком, и он скажет: «Ешьте творог, произведенный в таком-то районе Курской области».  Именно оттуда потому, что в траве того района Курской области - определенный состав микроэлементов. Это реальный случай, человек за неделю вылечил насморк. Но это было еще в советские времена, когда продукты привозили на колхозные рынки.

Итак, Диагностика следует по некоему внутреннему опроснику:  в какой климатической зоне человек живет, из рабочей он семьи, интеллигенции или аристократии, где родился и как в это время стояли звезды, каков его круг общения и т.д. Такой опросник можно формировать, записывать, запоминать и затем внутренним взором пробегать и просматривать, какие факторы в центре и не подкрепляют ли они Доминанту, которую нужно «ущучить».

Многофакторность Доминанты (Мф/Д) – это определение тех факторов, которые подкрепляют Доминанту. Условно говоря, это те столпы, те киты, на которых покоится Доминанта. Убери мы эти факторы – мы обесточим Доминанту. Поэтому умение их диагностировать приведет к тому, что сначала мы сможем их увидеть, а потом начать с ними работать. Мы сейчас рассматриваем только верхушки айсберга, остальное вы сами будете постигать на опыте.

Доминанта Многофакторности (Д/Мф) – это такая ситуация, когда для того или иного исследователя, консультанта или группы консультантов сам принцип Многофакторности становится определяющим в работе и он (они) может(гут) этого даже не заметить, продолжая упорствовать и буквально превращая сам Принцип Многофакторности в Доминанту своего мировоззрения, оттесняя все остальные Принципы на периферию. Это чревато также тем, что в данном случае исследователь зацикливается на частностях и теряет целостную картину, поэтому, если вы отследили в себе эту тенденцию, попробуйте изменить ее и перестроиться, хотя переход к новому и потребует определенной работы внимания. Для архетипического консультанта естественным является бдить за тем, чтобы ни один из Принципов сам по себе не становился жесткой Доминантой. А часть задачи, например, решалась бы путём выведения Принципом Многофакторности во временную Доминанту, в другой части задачи временной Доминантой становился бы другой Принцип и т.д. В этом и проявляется импровизация – мы всегда уходим от накатанных дорожек...

4) Принцип Стратегии (Стр).

Стратегия – это последовательность в пространстве и времени определенных действий. Выбор Стратегии – это выбор последовательности действий каким-то образом расположенных в пространстве и времени. Скажем, из ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач), из Теории Принятия Решений (ТПР), из Методологии Щедровицкого - мы можем взять множество Стратегий.

В частности, в Магическом Театре и Архетипических Технологиях используется несколько основных Стратегий. Самая сложная из них – точечная, когда одним точечным действием попадаешь, как говориться, в десятку, и либо решается проблема, либо что-то изменяется, либо выбивается стул из-под всей гигантской Доминанты одним точным действием. Конечно, чтобы загасить Доминанту, нужно точнейшее попадание, но возможно обесточить какой-то канал, убрать мощный фактор, который подпитывал, например, патологическую ценность в человеке. Одним жестом, одним словом, одним взглядом. Мы сейчас говорим о психологии и психотерапии, но, естественно, все это распространяется и на другие сферы жизни, и на другие сложные человекоразмерные системы.

Например, человек верит в то, что в мире все фатально и случайностей не бывает, а вы ему что-то метко сказали, и у него все его фаталистическое мировоззрение рухнуло и зародилась новая еще гибкая Доминанта вероятностной модели мира. Или – наоборот.

Еще одна простая  Стратегия, которая используется в большинстве психологических, психотерапевтических, тренинговых практик – это линейная  Стратегия. В этой Стратегии понятны и видны все шаги от начала до конца. Большинство Стратегий по телесноориентированной работе, НЛП, пятишаговый рефрейминг, десятишаговое перепрограммирование – все это расписано линейно. Конечно, такая Стратегия не годится для многосторонней глубокой работы, но в ряде случаев она совершенно необходима.

А вот при адаптивной Стратегии известно только то действие, которое производится сейчас. Когда это действие заканчивается, возникает большая возможность самых различных выборов (точка бифуркации), и, далее необходимо очень быстро решать - что делать дальше. И так далее, после каждого следующего шага.

Циклическая Стратегия – Стратегия, по которой пройденный материал сразу или через некоторое время повторяется, причем, теперь с каждым разом можно идти глубже, потому что борозда была вспахана в первый раз; а в следующий раз она «прокапывается» еще глубже. В частности, это может быть линейная Стратегия, несколько раз циклически повторенная, либо адаптивная стратегия, зафиксированная во второй и третий и т.п. раз, как уже ставшая линейной, к которой возможно возвращаться еще и еще.

При разветвленной Стратегии одно или несколько действий работают сразу во многих направлениях. Как раз сейчас мы работаем по разветвленной Стратегии. С одной стороны, идет подача материала (информационное взаимодействие), с другой стороны, во время этого взаимодействия происходит работа с системой ценностей, а это уже далеко не ментальный уровень: перестраивается ваша структура мировоззрения, все ваше мировоззрение в принципе, идет работа с эмоциональной подачей (ведь мы что-то говорим отстраненно, а на что-то делаем упор, интонируем, выбиваем какие-то стульчики из-под определенных факторов). Итак, все эти задачи решаются параллельно.

Стратегия случайного поиска применяется тогда, когда вы не можете найти отправной точки – хаос, не от чего оттолкнуться. В этом случае вы наудачу предпринимаете одно действие, второе, третье. Через несколько таких попыток вы попадете в отправную точку, а дальше можно применять линейную стратегию, адаптивную, циклическую или разветвленную.

 Хаотическая стратегия отличается от Стратегии случайного поиска своей целенаправленностью. Например, если у человека очень жесткая структура и ее необходимо расшатать. Применив хаотическую стратегию, допустим, на тело, можно начать растягивания, похлопывания, поглаживания по самым разным участкам: то по животу, то по плечу, то по спине. Так система становится более или менее равномерной, энергия перераспределяется. Или же мы создаем очаги возбуждения то в интеллектуальной сфере, то в эмоциональной, то в ценностной, то вновь в интеллектуальной, так что внимание начинает, в результате, свободно перемещаться между всеми этими структурами, если ранее, например, это было затруднительно. Применительно к каким-то творческим задачам, например, написанию книги – мы пишем, например, начало, затем сразу придумываем концовку, потом какой-то промежуточный эпизод, затем вновь возвращаемся к началу, а потом завершаем работу с тем промежуточным эпизодом и беремся за какой-то еще и т.п. Часто это помогает в ситуации, когда писатель привык писать книгу линейно с начала и до конца. Порой, при таком подходе, писатель упирается в тупик – написав несколько страниц – долго не может двинуться дальше. В этом случае можно предложить ему как раз хаотическую Стратегию, оставить недописанные первые страницы, и, пока его воображение будет трудиться над ними неосознанно, он может выдумать концовку книги или даже несколько вариантов концовок, а затем вновь возвратиться к началу или начать обдумывать какой-то отдельный эпизод из середины повествования.  

Объемную Стратегию объясним следующей метафорой. Художник-импровизатор начинает рисовать картину, и зритель, наблюдая, не может понять в его действиях никакой логики. Художник поставил мазок то в одном краю полотна, то в другом – зрителю непонятно, что происходит и каков замысел, непонятно даже, что именно рисует художник. Возможно, непонятно и самому художнику. Но в конце возникает вполне связанная картина – из недоступных для логики шагов, из различных мазков вдруг сложилось нечто целое. Это - Стратегия нашей жизни, когда мы мечемся туда-сюда, а в конце жизни (или через какое-то время) оглядываемся назад и видим, что ничего лишнего не было. Не то чтобы что-то было не зря – просто сейчас мы все осмысливаем с других позиций, сознание становится шире. Безусловно, отнюдь не каждый человек способен даже к концу жизни увидеть ее в объеме и многосвязности – а, говоря языком Архетипических Технологий – найти ту метафору, в которой его жизнь предстанет многогранным Эпосом. Конечно, умение работать по объемной Стратегии – это наивысшее мастерство. Это касается и работы с большими коллективами и со сложными человекоразмерными системами; это относится и к методам Социального Дизайна, когда работа с микросигналами в социальном поле моет выстроить совершенно другую картину социальной ситуации. Но это отдельная интересная тема для перспективных исследований.

Вложенная Стратегия применяется, когда внутрь одной Стратегии мы можем помещать другие. Например, один шаг адаптивной Стратегии может вмещать в себя 4 линейных шага, а следующий адаптивный шаг – 3 линейных шага; либо внутри циклической Стратегии несколько линейных шагов а несколько адаптивных и т.д. Можно увидеть на примере своей жизни, что в каком-то ее этапе выделялась линейная стратегия, а внутри нее было несколько адаптивных шагов, внутри адаптивных – стратегия случайного поиска и т.п. Здесь мы уже переходим к Диагностике Дтратегий (Ди/Стр). Проводить ее можно по разным системам координат. И теперь, если мы с точки зрения Стратегий, проанализируем свою жизнь или запишем свою работу с пациентом или группой на камеру или диктофон, мы отследим, какими Стратегиями пользовались – другими словами, произведем Диагностику.  В результате мы моем обнаружить Доминанты наших Стратегий. Например, окажется, что вы всю свою жизнь пользуетесь исключительно линейными Стратегиями, а адаптивных почему-то избегаете, или наоборот. Что вас страшит в других Стратегиях? Что там за вторичная выгода? Или, может, вы боитесь чего-то?

Это можно применять и к себе, и к клиенту, когда он приходит к вам и рассказывает свою жизнь и к любой сложной человекоразмерной системе. Вы замечаете, что человек, например, в своей жизни пользуется исключительно какими-то определенными Стратегиями, и тогда вы выстраиваете контрстратегии, непривычные ему. Например, в Магическом Театре вокруг человека, привыкшего пользоваться линейными стратегиями, создается хаос. Ведущий намеренно создает этот хаос, чтобы увести запросивца от привычных ему Доминант поведения.

Стратегия Диагностики – это некий план диагностики. Например, сначала вы применяете Диагностику по Объемно-Пространственной Модели, затем смотрите по физическому телу (измеряете градусником температуру, делаете анализы и т.д.).  Здесь можно вдруг заметить, что Стратегия все время одна и та же – это Доминанта стратегии (Д/Стр) – вашей стратегии как консультанта.

Выбор же работы с Доминантой (в зависимости от ее истории, от факторов, в зависимости от других критериев, которые мы еще не рассмотрели) – это уже Стратегия Доминанты (Стр/Д). Какие мы выберем пути: линейное комбинирование, создание микросигналов, либо возьмем циклическую Стратегию или разветвленную –  с каждой Доминантой будут разворачиваться новые формы работы.

5) Объемно-Пространственная Модель (ОПМ).

ОПМ - это условная координатная сетка полного спектра человеческих переживаний и восприятия. Распределены они по 7 Объемам и 7 Пространствам.

Именование не чакрами и телами, а Объемами и Пространствами не случайно, это язык Пост-Традиции. Слово «чакра» (или даже «энергетический центр») подводит, как правило, к буквализму восприятия. Например, последователи Блаватской и др. в буквальном смысле считают, что где-то в определенных сегментах физического тела расположены некие разноцветные спиральки и думают, что они действительно в таком виде существуют. Увы, это регрессия к вульгарному материализму. В физическом Пространстве таких спиралек нет – это метафора, такая же, как и метафоры т.н. «тонких тел».

Итак,  7 Пространств – это градация по плотности:  начиная с физической проявленности (материально сконцентрированное, ощущаемое), Пространства Сил (энергии, телесных ощущений, категорий тяжесть-легкость, тепло-холод и т.д.), мы двигаемся в направлении многосвязности и нелинейности следующих метафор. Следующий их уровень – Пространство Отражений (эмоциональных переживаний). «Отражений» - потому, что в этом Пространстве отражается то, что происходит в более «высоких» и более «низких» Пространствах. Это Пространство в котором физические процессы, ощущения, мысли события и ценности обретают эмоциональную окраску.

Далее следует Пространство Имен (образное, логическое мышление – собственно символическое).

Пространство событий. Поднять руку, выйти прогуляться, съесть суп – это простые физические действия. Может быть, они вызывают определенные ощущения или эмоции (мне приятно, что я вкусно поел, я радуюсь, что светит солнышко), но событиями не являются. События же – это такой градус и накал происходящего, что потом вспоминаешь и думаешь: «Вот это да! Вот это был момент!». Это качественно иное состояние сознания, в котором достаточно высокая степень переживания.  Она может быть не сильно эмоциональной, но это место перекрестка, где происходит какой-то выбор, поступок. Например, для кого-то событием будет получение премии или большой суммы денег. Если бы получил меньше 50 тысяч рублей – это было бы не событие, а больше – уже Событие. Для кого-то и миллион долларов не событие, а, например, какая-нибудь бабушка нашла в парке кленовый лист и смотрит на него – для нее это Событие! Для ребенка практически весь его день – одно непрерывное событие. Увидел чей-то взгляд, кто-то накричал, где-то споткнулся – все накалено до предела! Чем старше мы становимся, тем реже с нами происходят События, но для человека, который начинает практиковать, ситуация меняется – плотность Событий возвращается к детской. Такой накал достаточно трудно переносится, это - энергозатратно, но тем не менее, это уже высокое качество, это топливо для алхимической трансформации, для преобразования жизни. Бессознательные события происходят все время. Вы встретились с человеком, обменялись рукопожатиями – это событие, но в осознание оно еще не вышло. А вот встретились Пушкин с Вяземским, которые не виделись полдня – у них объятия, поцелуи, слезы. Для них каждая встреча - событие. Они ждут его, предвкушают, а потом долго и трепетно вспоминают. Для людей той культуры События были каждый день. Это не значит, что прежнее время лучше или хуже, но оно для многих творческих людей было более насыщенным событийно. Сейчас формально вроде бы больше явлений происходит, но стало меньше вот этих самых внутренних Событий, которых дожидаешься с нетерпением и забыть потом не можешь. А иногда События происходят внезапно. Это означает, что некоему явлению мы придали очень большую значимость. Но все же, наше время можно описать очень точной метафорой из песни Олега Митяева: «… и праздниками календарь уже не радует души…»

Выше – Пространство Ценностей. Ценности – это не какие-то установки, сознательные правила или принципы, которые чаще всего относятся к категории ментальных представлений из Пространства Имён: я думаю, что я честный, хороший, аккуратный и т.п.

При этом  я представляю, что я такой-то и такой, но двигают мной совершенно другие механизмы.  Иногда вот так подлавливаешь человека: «Ты говорил, что ты такой в семейной жизни, а оказывается,  нет». Почему? Потому что двигателями Сбытий и всех других действий являются мощные, которые и называются ценностями. Какая ценность перевесила, туда человек и пошел. Мы достаточно редко осознаем ценности. У редкого человека, который действительно осознает себя достаточно глубоко, представления о себе совпадают с реальными убеждениями, ценностями. Убеждения – это то, согласно чему мы совершаем поступки. Мы поступаем так или иначе, руководствуясь не представлениями, хотя нам бы этого хотелось, а ценностями.

Помните историю из фильма «Сталкер» про некого человека по имени Дикобраз? Он хотел воскресить брата, а в волшебной комнате на него посыпался поток денег.  Он представлял, что хочет спасти брата, но истинной ценностью оказалось получение денег.  То же происходит и в Магическом Театре, например. Человек пришел с тем, что хочет изменить свои взаимоотношения с мужем или женой, а получает на выходе совершенно другое. И, как правило, с этим соглашается, потому что в сознание выводится именно тот уровень запроса, именно та ценность, к которой он действительно обратился. Но это еще не поступок. Выбор осуществляется на уровне Пространства Ценностей. Витязь на распутье находится действительно в ценностном переживании:  направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – женишься, прямо пойдешь – смерть найдешь... Куда идти? Такой  накал выбора в этой ситуации переживается - ведь обратно уже не вернуться и не переиграть.

А выбор происходит все время, только чаще всего мы его не осознаем. Когда попадаешь в это Пространство сознания, там для тебя происходят пиковые переживания, о которых пишут экзистенциалисты и великие писатели и поэты. Кастанеда говорил про ужас и восторг от того, что ты человек. Уровень ценностей (когда ты осознаешь свою ценность) – это такое переживание, которое не забывается годами. Это уже не просто Событие, а сверхсобытие, это нечто кульминационное. Таких моментов в жизни - по пальцам пересчитать можно.

Выше только Пространство Предназначения.

Важный момент по поводу организации всей этой линейки. Во-первых, разделение по пространствам достаточно размыто. Самое «тонкое» в Физическом Пространстве – это самое «толстое» в Пространстве Сил, самое «тонкое» в Пространстве Сил – это самое «толстое» в Пространстве Отражений. Сама эта линейка – продукт Пространства Имен, и адекватно посмотреть мы можем только вниз. В более тонкие пространства (Событий, Ценностей, Предназначения) сознательный взгляд, по большому счету, невозможен: когда мы пытаемся туда посмотреть, мы сразу же начинаем это отфильтровывать, оцифровывать в образы и раскладывать по полочкам. Потому, например, из Пространства Имен никто до сих пор не научился предсказывать События. Все теории предугадывания катастроф, игры на бирже - вероятностны. Продумать в пространстве имен, что происходит на более более высоких уровнях, практически невозможно.

Попытки все-таки сделать это у человечества не прекращаются. Создана очень мощная математическая дисциплина – «Теория Игр», где разбирается всего один пример – игра в покер. Но там такой мощный математический аппарат, который сравним с аппаратом квантовой физики. Фактор икс, то, что не предсказать, есть всегда, и это как раз разница между плотностями Пространства Имен и Пространства Событий. Про ценности мы можем сказать еще меньше, а про предназначение – лишь промолчать – настолько там всё нелинейно. Если говорить о Нострадамусе, Ванге, то есть такой феномен, как создание Событий. Ванга, например обладала достаточным потенциалом создания событийных коридоров. Человек слышал от нее «предсказания», а суггестивная сила их была настолько велика, что он попадал в коридор этих событий. Некоторые люди с сильным потенциалом могли даже неосознанно выйти из этого коридора, и тогда т.н. «предсказания» не сбывались. Но это лишь один из вариантов ответа о феномене предсказания.

Еще одна метафора про Пространства: они не расположены как некий слоеный пирог. Скорее более адекватным образом были бы это взаимопроникающие друг в друга плотности вероятностей, кластеры.

В некоторых источниках аналоги Пространств называют тонкими телами (эфирным, астральным, ментальным, каузальным, буддхиальным и атманическим), но это лишь сбивает с толку, навязывая сразу буквальное их понимание как некой матрешки, расположенной в физическом пространстве, что, опять же, есть регрессия к вульгарному материализму.

Теперь двинемся по 7 Объемам. Если пространства – это различная плотность, то Объемы – это некие специфические спектры энергии.

Заметьте, что мы можем использовать эту модель (ОПМ) к любой сложной человекоразмерной системе. Есть физическое Пространство группы, есть эмоциональное Пространство группы, есть Пространство Имен группы и Событий группы, есть Пространство Событий социума, есть Пространство Событий Ноосферы – то, что вообще является определяющим. Они резонируют с индивидуальными событиями, ценностями и т.п.

Вернемся к спектрам. Каждую область  спектра назовем Объемом. Часто их называют чакрами, но это название как означающее уже имеет определенное  доминантное означаемое, увы, воспринимаемое слишком буквально, а не метафорически. Поэтому мы и не будем пользоваться этими доминирующими означающими – чакрами.

У каждого Объема есть какая-то функция, за которую он отвечает, но указать расположенность его в теле достаточно проблематично. Например, первый Объем – копчиковый. Условно он локализован в области копчика, но за функцию выживания копчикового объема в организме отвечают и ткани, и кости, и спинной мозг и головной. Копчиковый Объем – это некая констелляция всего в организме или сложной человекоразмерной системе, отвечающего за выживание. Второй объем – мочеполовой: основные его функции размножение и изобилие. Пупочный Объем – структурирование и управление. Грудной Объем – расширение (в самом общем смысле), горловой – творчество, межбровный – синтез, макушечный – связь с Универсумом.

Важно, что в ОПМ Объемы и Пространства пересекаются. Каждое Пространство разбито на спектры. В Физическом Пространстве проявлены все 7 спектров, в Пространстве Событий также есть события, которые условно относятся к функционированию копчикового Объема (т.е. есть такие события, которые про выживание), мочеполового Объема (про изобилие и размножение) и т.д. Вот и получается такая координатная сетка, которую можно использовать, во-первых, как инструмент Диагностики, а во-вторых, - и это не менее важно, чем Диагностика – мы получаем надежный способ пройтись по всему спектру в каждом Пространстве, используя систему координат ОПМ. Конечно, Доминанта будет проявляться во всяких сопротивлениях этой работе, но для начала нам важно увидеть, где густо, а где пусто, какие из 49 клеточек расположенных на пересечении 7 Пространств и 7 Объемов – переполнены энергией, информацией, структурой и функциями, а какие – вовсе пустуют. Зная этот рисунок, мы уже с помощью различных технологий можем перераспределять энергию по всем клеточкам более-менее равномерно, что в начальной нашей метафоре многокоромысловых весов, равнозначно приведению всей системы в состояние неустойчивого равновесия, то есть, минимума энтропии и максимальных степеней свободы и развития.

Кроме Диагностики ОПМ (Д/ОПМ), мы можем говорить и о Доминанте ОПМ (Д/ОПМ), можем посмотреть Многофакторность ОПМ (Мф/ОПМ), т.е. те факторы, которые поддерживают дефициты и избытки энергии, информации, структуры и функций в клеточках ОПМ; можем посмотреть Стратегии, по которым передвигаются энергии в ОПМ и т.п. Очень полезно задаваться все время вопросом - откуда, из какой клеточки я веду Диагностику (факторов, Доминант, Стратегий)? Не является ли эта клеточку уже жесткой Доминантой, а, стало быть, не пора ли перейти в другие клеточки и работать из них? В частности, такие вопросы приведут уже к тройному пересечению - ОПМ Доминанты Диагностики (ОПМ/Д/Ди). Просто о Доминанте Диагностики (Д/Ди) мы говорили ранее, но не уточняли, откуда она идет. Например, вы пользуетесь только диагностикой физиологический как хирург или реаниматолог – естественно, вы работаете с копчиковым Объемом Физического Пространства. Но вы в этом застреваете, нарабатываете себе жесткую Доминанту и все видите через разрез копчикового Объема физического тела. Другой человек, к примеру, видит только через Пространство Сил, и это тоже Доминанта. У отдельных групп и коллективов вырабатывается групповая Доминанта восприятия тех или иных явлений. А это уже определенный перекос в нашей метафоре многокоромысловых весах.

6) Индивидуально-групповое взаимодействие (ИГВ).

Самый простой тезис касательно ИГВ: человек – существо социальное. Наши реакции, наши Доминанты, наши факторы обусловлены взаимодействием, явным или неявным, с другими людьми. Это может быть взаимодействие с действительными другими людьми (по Лакану, через маленького другого к большому Другому), но так происходит редко. Это могут быть наши родители, близкие, настоящие или бывшие друзья, знакомые, любовники, герои фильмов, ради которых мы можем делать какие-то дела, смотря их глазами на себя и даже не осознавая этого. Это может быть Папа Римский, президент, мировая закулиса, Буратино, глазами которого мы на себя смотрим и с точки зрения которого модулируем свое поведение. Как правило, мы даже не отдаем себе отчет, чьими глазами мы себя самих и других людей воспринимаем. Сейчас у нас происходит ИГВ, в процессе которого сталкиваются мнения, пересекаются знания, что-то попадает в вас, что-то не выходит из нас. В группе может не проговориться что-то, о чем можно рассказать, потому что в таком составе группы какие-то архетипы раскрываются, а какие-то нет. В другой группе все бы происходило иначе.

Расширимся от группы до социального слоя, в котором мы живем, или охватим западноевропейский или азиатский социум – везде мы увидим воздействие, влияние, по крайней мере, в основном фокусе внимания. И это тоже может оказаться Доминантой. Если эта Доминанта жесткая, то от нее хотелось бы перейти к созданию гибких Доминант, а при гибкой Доминанте очень полезно видеть процессы, происходящие с консультантом или с группой, через призму ИГВ. Например, человек, который выходит на Магический Театр с запросом, отражает, также, запросы очень большого количества людей, и в том числе ведущего, а не только самого себя. Через Диагностику ИГВ (Ди/ИГВ), через видение Доминант ведущему удается захватить вниманием многих людей. Причем если изменится состав группы, изменятся и Доминанты, связи, другие клеточки в ОПМ активизируются. Каждый человек запускает в ОПМ какую-то клеточку, а какую-то гасит, включает новые архетипы, которые раньше в других группах не задействовали. Иногда моя речь «пробуксовывает», а в иные моменты льется свободно. Пробуксовка - это включение сопротивления – общегруппового, как единой системы в данный момент. Какая-то клеточка заблокировалась, и всей информации приходится продираться через разного рода блокировки. Блокировки образуются потому, что таковы структуры наших Доминант:  сошедшись вместе, они что-то обостряют, а что-то скрывают.

Далее – запись фрагмента лекции в группе как раз по теме ИГВ:

«Мало того, что я сейчас чувствую эту группу, моя речь подстраивается именно под эту группу, под ее запрос. Поэтому для каждой группы информация идет по-новому. Запрос – это уровень ценностей (не ментальный). Можно сказать, что запрос группы – понять, как работает таблица, но это будет рационализация. Если рассматривать нашу работу как работу по разветвленной стратегии, то мы действительно в каком-то смысле обмениваемся знаниями. Как ведущие, мы тоже получаем знания: через обратную связь от группы, через проговаривание каких-то новых моментов, которые сами до этого не проговаривали, и т.д. Но это только на одном уровне. На другом мы решаем какие-то иные задачи, многие из которых даже не осознаем. И с этим можно только как-то осознанно работать. При этом Доминанту в любом случае стоит диагностировать и  расшатывать. Если это практиковать в течение многих лет, происходит безумное расширение сознания. Более того, сознание становится хронически расширенным. Уже представить себя в прежнем суженном состоянии невозможно. Это будет происходить незаметно, естественно, а окружающие будут замечать и удивляться. Так что эта схема как раз и рассчитана на расширение сознания. Если идет пробуксовка, мы идем в обходные пути, начинаем приводить примеры, метафоры, уходим в сторону, шутим.

ИГВ – сложная вещь. Сколько томов по групповой динамике написано психаналитиками, сколько поставлено экспериментов – мы посвящаем этому несколько семинаров. Конечно, большая часть работы пролонгируется вперед, и та информация, которую мы даем, будет распаковываться в течение месяцев или лет.

Более того, мы можем осознать в себе желания Другого - общность с людьми воображаемыми, с которыми вы никогда не встречались: артистами, писателями, героями романов, мифологическими персонажами, предками, которых уже нет. Это огромная площадка взаимодействия, которое происходит постоянно. Когда мы проводим диагностику ИГВ, мы можем видеть, что меняется в ОПМ при выведении в Доминанту группы отдельного персонажа, человека. Сдвигается вся динамика ОПМ, меняется Многофакторность. В МТ, АТ и СД вы наблюдаете за поведением группы как единого субъекта бессознательного. В поведении, реакциях отдельных членов группы гораздо проще выследить механизмы срабатывания бессознательного. От вас требуется только смотреть, что происходит, и отдавать этому отчет. Например, сейчас в группе кто-то что-то спросил и начал этим вопросом создавать препятствие нашей речи. Группа это подхватила: вопрос задал второй, потом третий – и сейчас мы на грани создания Доминанты. Это говорит о том, что материал, который мы пытаемся транслировать, встретил сопротивление, иначе этих вопросов бы не возникло.

Причем важно не впрямую указывать на сопротивление, а вскользь, либо стоит дать сопротивлению развиться настолько, чтобы его заметил сам сопротивляющийся. А сопротивляемся мы все, потому что, видимо, задеты какие-то ценности, к которым мы боимся шагнуть из зоны комфорта. При этом снимается важность оценки, дескать, кто-то что-то плохо сделал. Это не он сделал, это в группе произошел выстрел и проявился через него. При таком понимании из-под меня выбивается сама основа оценки, я уже не могу никого корить. А когда у меня получится не делать это по отношению к кому-то, я скоро и сам от себя отстану.

Зададим аналитический вопрос: что сейчас происходит в группе? Ты считаешь, что задаешь сейчас вопрос. Но его задаешь не ты – через тебя этот вопрос проговаривает группа и сама же на него отвечает. Происходит внутренний диалог группы с самой собой. Поэтому я и спрашиваю, что происходит. Нужна интерпретация членов группы, хотя бы на уровне ответов, рефлексии: через кого я себя сейчас оцениваю? Через кого я проецируюсь, модулирую свое поведение? Через Буратино, папу Карло, президента?

Давайте проведем Диагностику. Тема ИГВ вызвала в ОПМ группы определенную модуляцию Пространства Отражений. Эмоции - пупочный Объема, попытка структурировать, агрессивный напор – из-за чего? Из-за того, что включился копчиковый Объем – страх выживания: рушатся какие-то столпы представлений о себе, о других, о мире. Это очень хороший показатель, мне нравится, что происходит. Рушится одно, строится другое; поэтому это не просто лекция – идет практическая работа.

Сейчас, кстати, сейчас у нас наблюдается Доминанта ИГВ (Д/ИГВ), хоть и не жесткая. Если человек уже не может прожить без группы и бросается из тренинга в тренинг каждый день, то можно сделать вывод, что Доминанта ИГВ у него стала жесткой. Здесь можно ее снимать, например, ограничением групп, как в фильме «Бойцовский клуб»)...

7) Принцип Трансформации (Тр)

Трансформация – переход чего-либо в новое качество. Есть добавление знаний: вы прочитали параграф учебника по биологии, узнали, что существуют митохондрии, эпителий и т.д. В следующем параграфе вы прочитали про виды, подвиды и приплюсовали это знание к предыдущему. Произошла не трансформация, а присоединение: к одному знанию прибавилось другое. Если же создается такая ситуация, как сейчас – вроде бы мы даем информацию, но при этом изменяется состояние сознания, причем не разово, а навсегда – то это уже Трансформация. Бывает, что человека выкидывает в расширенное состояние сознания, а затем все возвращается обратно, и ничего не меняется. Но до этой лекции (которая лекцией не является) и после нее мы с вами - разные люди, каждый относительно себя. Учебник Ухтомского по Доминанте читают многие, есть целый Институт Ухтомского при Санкт-Петербургском Университете. Однако трудно сказать, что у всех, кто читает о Доминанте, происходит Трансформация. Качественное изменение состояния сознания (после которого остается след) происходит тогда, когда мы целенаправленно этим занимаемся с точки зрения методологии. Трансформация – это сдвиг на уровне ценностей, и этот процесс устойчивый. То, что раньше было для вас ценным, расширилось и стало другим, поменялись какие-то акценты в системе ценностей, поменялся образ себя и образ мира – произошло преображение.

Это может произойти в результате психотерапевтического сеанса, Магического Театра, архетипической работы или даже падения на голову кирпича. Как правило, целью Магического Театра и Архетипических Технологий является трансформация, т.е. преображение одного качества в другое. Зачастую мы не можем предсказать, что именно сдвинется в системе ценностей, потому как большая часть работы в МТ и АТ идет по адаптивной Стратегии (если это не заданные Линейные стратегии, когда можно предвидеть результат). Можно говорить только о вероятностных моментах, но целью всего является способность к самостоятельному достижению Трансформаций в себе и в сложных человекоразмерных системах.

Если вернуться к метафоре многокоромысловых весов, то Трансформация – это когда застывшее коромысло становится подвижным и гибким. Мы получаем дополнительную степень свободы (а это и есть расширение сознания) и теперь можем посмотреть на какую-то ситуацию не только с привычной точки зрения, но и с новых.

Трансформация Диагностики (Тр/Ди) – это выход на новый уровень Диагностики, когда она переходит от анализа к мгновенному интуитивному пониманию: когда вам не нужно загибать пальцы про себя, а вы сразу видите всю картину. Ее не обязательно вербализовывать – просто вам понятно, что нужно делать, вам понятна отправная точка с позиции тех систем координат, которые вы освоили в жизни, и чем больше их у вас в арсенале, тем объемнее будет эта картина.

8) Принцип Центра-Приферии (Ц/П).

Наверняка вы видели множество черно-белых рисунков, на самом простом из которых ваза и два лица. Посмотришь так – видишь вазу, посмотришь эдак – видишь два лица. Это и есть выведение чего-то в центр (в зависимости от того, на чем мы фокусируемся): в данном случае в центре оказывается, например, ваза, а лица уходят на периферию. Но это еще не Доминанта, здесь еще нет суммации, инерции, возбудимости. Например, в ходе Магического Театра ведущий держит в центре внимания запросивца и забывает про группу напрочь, либо слышит просто отдельные реплики. В какой-то момент это переходит в Доминанту, так как ведущий привыкает к работе в этом режиме. Но у него есть инструмент - Диагностика Центра-Периферии (Ди/ЦП), и на следующем МТ он решает держать фокус уже на группе, а затем вводить во внимание зрителей и не обращать внимание на то, что происходит с запросивцем и актерами. Конечно, все не так просто, возникает сопротивление Доминанты. Если смешивать термины психоанализа и Ухтомского, то мы увидим, что сопротивляется именно Доминанта, потому что мы стягиваем все к привычным схемам сознания.  Переведение внимания в другой спектр, хотя бы поверхностно, непривычно. Поэтому выведение привычного на периферию – это очень хороший прием для раскачки Доминанты.

Если же взять Центр-Периферию Многофакторности (ЦП/Мф), то здесь мы выводим в центр внимания другие факторы, нежели те, на которые привыкли ориентироваться. Самый простой пример: я замечаю, что по дороге из дома на работу хожу по одному и тому же маршруту. Маршрут в данном случае и есть центральный фактор. Я оставляю этот маршрут на периферии и иду другим путем: зигзагообразно, по другой улице и т.д. В этом случае я регулирую центр-периферию не только во внимании, но и своим поведением, своими Стратегиями. В МТ и АТ это выведение в центр каких-то факторов, доминант, диагностик, действий, фигур. Какое-то время я держу в центре внимания запросивца, затем переключаюсь на фигуры, далее возвращаюсь к зрителям, обращаюсь к теме, которая является центром внимания у всех фигур, к идеологии, философии, анекдоту и т.д. Способность гибко переводить центр внимания и периферию – очень хорошая способность, которую нужно просто тренировать. У этого принципа тоже есть глубинный, я бы сказал, эзотерический смысл. Эзотерическое – это когда поваренная книга для тебя является сакральным знанием: ты видишь в ней не только буквально написанное, но и какие-то метафоры алхимических превращений. Так же и здесь: сначала для вас Доминанта – это просто слово, потом за ним вскрывается смысл, потом – физические ощущения в теле. В конце концов, доходит до того, что вы весь мир видите как совокупность перемещающихся Доминант. Это и есть эзотеричность, когда одно понятие проникает сквозь мысли, чувства, ценности, когда физическое тело ощущается на уровне каждой клеточки. Так же и с Центром-Периферией: пока мы этот принцип разобрали на ментальном уровне, даже не затрагивая эмоциональный, потому что мы сейчас прошли фазу Трансформации, и пока нам нужно выйти из нее в легкий флер ментальных построений.

Многое в науке совершенно консервативно. Есть определенные рамки, ограничения, за которые порядочный ученый не имеет права выходить – точнее, считает, что не имеет права. Нужны показания осциллографа при прижигании лягушке лапки и т.д. Это нормальный научный подход, каким выковываются другие качества: ученые учатся внимательности, тщательности, научной принципиальности. Это тоже индивидуационный путь, просто другой. Здесь еще важно не рациональное объяснение, которое было сейчас дано, а иррациональное: то, что заключается в слове «Передача». Идея Ухтомского была порядком напитана в той традиции, откуда мы ее взяли. И ее уже не просто давали, а сообщали с этим потенциалом, зарядом – на ней уже накопилась радиация, трансформирующая энергетика. Услышать об этом от нас – совершенно другое, нежели узнать от ученого из Института Ухтомского, даже если он трижды академик. Как говорил Милтон Эриксон, мой голос останется с вами. Хотите вы того или нет, вы будете вспоминать это через год, и через 2, и через 10 лет.

Очень полезная рекомендация – сделайте себе колоду из 81 карты (типа Таро) и вытаскивайте их наудачу, делайте расклад на текущую ситуацию. Допустим, вытаскиваете карту и смотрите на ситуацию с точки зрения этой карты. С одной стороны, вы проходите обучение, вникаете во все это глубже, с другой, просто решаете задачу своей жизни.

Карты делаются и оформляются самостоятельно, одних на всех не будет, да это и не нужно. Не следует трубить на каждом перекрестке, как это происходит с другими системами типа Таро – это сакральное знание.

9) Принцип Объективизации (Об).

Это выведение неосознанного на уровень сознания с помощью каких-либо надежных, рационально понятных индикаторов и замеров, делание неявного явным. Способов много: можно измерить приборами, можно проговорить в речи свои ощущения, чувства. Каждая обратная связь является Объективизацией, потому часто к ним и обращаемся. Проговорить свое состояние, что ты сейчас чувствуешь, что случилось – это все Объективизация, перевод неких абстрактных ощущений в осознание. Очень важно в этом смысле прописывание. Написание статьи – это тоже Объективизация. Поэтому у нас существует Альманах, где публикуются работы и сторонних авторов, но прежде всего тех, кто проходит обучение, и ведущих. Если ты что-то вынашивал в себе и создал новую форму – это Объективизация твоего внутреннего усилия, твоего внутреннего мира. Создание и рационализация технологии, работа над тем, что происходит в виде прописывания, сочетания новых форм – все это относится к Объективизации. Но это явление многомерное, а пока мы говорим об Объективизации в чистом виде. Сейчас мы другие клеточки (Диагностика Объективизации (Ди/Об), и Объективизация Диагностики (Об/Ди), Доминанта Объективизации (Д/Об) и Объективизация Доминанты (Об/Д) и т.д.) не будем затрагивать, а оставим на самостоятельные медитации на каждую клеточку нашей большой таблицы. У Объективизации много разных граней, но отдельно отметим один момент, который она дает (это из области техники безопасности). Если в процессе вас занесло куда-то не туда, то она здесь очень пригодится. По сути, Объективизация как обратная связь, как отдавание отчета, что происходит, раскладывает по полкам и устраняет облучение, так сказать. В МТ и АТ объективизация постоянно транслируется фигурами и архетипами, и это уже другая форма Объективизации. Из потаенной оси кристалла, о которой говорил Юнг, они вдруг превращается в живые существа и вступают с нами в диалоги, говорят через нас…

 

ВЛАДИСЛАВ ЛЕБЕДЬКО, 2016