Печать

Магический Театр (МТ) – это метод психотерапии, глубинного самоисследования и социального дизайна, созданный в 1992 г. в Санкт-Петербурге Владиславом Лебедько. Коротко опишем, что происходит в ходе Магического Театра. Проблема, озвученная как тема МТ, анализируется Ведущим и разлагается на структурные элементы – Фигуры Театра. После этого Ведущий вводит ряд участников МТ в состояние Зеркала (состояние чистоты восприятия) и Запросивец (инициатор запроса) при помощи специальной процедуры передаёт этим участникам выбранные Ведущим части озвученной проблемы. Участники становятся Фигурами Театра. Далее происходит некое спонтанное взаимодействие между Фигурами и Запросивцем, проявляющее вытесненные в индивидуальное бессознательное (З.Фрейд) или же архетипические (К.Г.Юнг) аспекты и отношения проблемы. В ходе этого действия Ведущий может участвовать в происходящем, применяя к Запросивцу и Фигурам широчайший спектр методических приёмов, в числе которых: постструктурная телесная работа, терапевтическая метафора, элементы гештальт- и арт-терапии, авторские архетипические технологии, вербальный анализ происходящего в адекватном случаю контексте (мифологическом, культуральном, историческом, философском) парадоксально меняющий очевидный контекст, и множество иных, всякий раз в уникальном порядке и сочетаниях.

Уникальным элементом МТ является погружение во многих случаях на архетипический уровень коллективного бессознательного (К.Г.Юнг), откуда рассматриваемая проблематика проецируется на уровень индивидуального сознания и событийную реальность, и последующее взаимодействие с архетипическими сюжетами и фигурами для диагностики или трансформационной работы. После разрешения конфликта и изменения «расстановки сил» во внутренней реальности Запросивца (будь то отдельный человек или целая социальная система) преобразованные Фигуры «собираются» обратно в систему с меньшим количеством напряжений и высвободившимся ресурсом. Технически для этого производятся процедуры обратной Передачи, снятия Зеркала, экологической проверки и обратной связи. В целом Магический Театр может длиться от 15 минут до нескольких часов. После этого обнаруживается, что изменения, произошедшие в ходе Театра, проявляются и в самой жизни Запросивца, внутренней и внешней. Методология МТ чрезвычайно изысканна, и почитать о ней подробнее стоит в посвящённых ей работах авторов и их учеников.

В 2011 г., накануне своего 20-летнего юбилея, Магический Театр обогатился новой психотехнологической разработкой, получившей название: Магический Оперный Театр.

Участники обучающих и методических семинаров, по неожиданному предложению автора метода В.Лебедько, запели. Выразительность и терапевтическая эффективность первых же Театров с применением вокала и мелодекламирования всех участников Театра поразила даже видавших виды Ведущих. Нам хотелось бы подчеркнуть закономерность этого кумулятивного эффекта, поэтому приведем ниже некоторые теоретические обоснования для методики Магического Оперного Театра, а также некоторые методические рекомендации для Ведущих.

Звукотерапия в истории человечества

Первую информацию о влиянии звуков и ритмов мы находим в работах античных философов. Так, одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах, через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком понятии, как такт. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль.

По свидетельству учеников Пифагора, им были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

Согласно учению Пифагора, сама Вселенная представляет собой грандиозный монохорд, чья струна протянулась от земли до небес. Ее верхний конец соединен с абсолютным духом, тогда как нижний — с абсолютной материей. Изучение музыки как точной науки ведет к познанию всех проявлений бытия. Пифагор прикладывал открытый им закон гармонических интервалов ко всем природным явлениям, стремясь доказать, что и стихии, и планеты, и созвездия связаны между собой гармоническими отношениями.

По мнению другого греческого философа Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство со своей общиной.

Музыку как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Он подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад – мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался им как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский – как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалась сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную в дорийском ладу.

Вообще, у античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия, древнейшего из врачей (покровителя врачевания), являлись символами связи искусства и медицины. Асклепий пением и музыкой лечил больных, утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире.

Из семи принципов, лежащих в основе герметической философии, два связаны со звуком: Принцип вибрации («Ничто не покоится — все движется, все вибрирует») и Принцип ритма («Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает — маятникообразное колебание проявляется во всем»).

Погружаясь еще глубже в глубину веков, мы обнаружим, что мифы разных народов повествуют о сотворении мира при помощи звука. Так, египетский бог Тот создал Вселенную голосом. Постулат о вибрации как первоистоке Вселенной лежит в основе науки о звуке, тщательно разработанной в мистических школах Древнего Египта, Рима, Греции, Индии и Тибета. Стоит понять, что за этим фактом стоит больше, чем поэтичная метафора.

Терапевтические механизмы воздействия звука

Влияние музыки на функциональные системы организма в России первым стал изучать психоневролог В. М. Бехтерев. Выдающийся русский врач отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость.

Воздействие музыки на уровне ощущений основано на том, что нервная система, а с ней мускулатура и все тело обладают способностью реагировать на ритм, на структуру музыки. Поэтому музыка влияет на все функциональные системы человека. Частота сердечных сокращений, пульс, кровяное давление, дыхание, мышечный тонус и другие телесные переменные зависят от высоты, силы, звука, тембра, темпа, тональности музыкального произведения.

Одним из первопроходцев в области звукотерапии был английский доктор медицины, остеопат Питер Гай Мэннерс, который исследовал воздействия звука на структуру человеческого тела и протекающие в нем химические процессы. Исходя из предпосылки, что болезнь вызывается сбоем резонансной частоты, он подобрал звуки, соответствующие здоровому уровню вибрации различных органов. В здоровом организме совокупная частота колебаний всех его частей представляет собой гармоничный аккорд. Если в теле поселяется недуг, то вибрация определенного органа начинает выбиваться из общей гармонии. Следовательно, направив звук, происходящий из какого-либо внешнего источника, на пораженную область, можно перенастроить ее звучание на верный лад, оказав тем самым целительное воздействие на всю систему. На основании своих исследований он создал медицинский прибор циматикотрон - генератор целебных звуков.

Использование музыки в священных церемониях и шаманских ритуалах восходит к глубокой древности. И лишь недавно было доказано, что при помощи звука можно воздействовать и на мозговые волны. Как показывают исследования российских исследователей (Козлов В.В., Бубеев Ю.А.), музыка может оказывать влияние на деятельность человеческого мозга, на его волновые характеристики, стимулировать интеллектуальную деятельность и поддерживать вдохновение. При записи электроэнцефалограмм при восприятии музыки у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций были зафиксированы функциональные изменения в ЦНС. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортикоталамических и кортиколимбических кругах. Волновые пакеты, возникающие как следствие воздействия структуры музыкального произведения, синхронизируют ритмическую активность различных участков коры головного мозга, могут создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга.

Именно в России был создан и метод звукового пренатального воспитания – «Сонатал» (Лазарев М.Л.), построенный на непрерывном развитии эмоционального интеллекта ребенка. Метод одобрен Минздравом с 1996 года. Будущая мама общается с еще не рожденным ребенком при помощи пения, осознанных прикосновений и движений. Во время выполнения комплекса тщательно разработанных вокальных и двигательных упражнений матерью у ребенка возникают межнейрональные связи, способствующие сохранению нейронов (часть из которых обычно угасает к рождению) и формированию пренатального ядра его личности.

Можно предположить, что из всех возможных источников звука именно человеческий голос наделен наибольшей целительной силой. Ведь ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высоты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты звучания человеческого голоса. Диапазон, доступный человеческой гортани, простирается от горлового рева тибетских монахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструменты, подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, которые в природе не встречаются. Следовательно, звуковое воздействие на организм человека через голос – самое эффективное.

Но и это еще не всё.

С точки зрения концепции о репрезентативных системах в НЛП - преимущественных модальностях получения человеком информации из внешнего мира (Бендлер Р., Гриндер Дж.), можно видеть, что в ходе Магического Оперного Театра мы задействуем аудиально-тональную репрезентативную систему, выделяющую, в первую очередь, звуки и тональные последовательности. А в нашей культуре абсолютное большинство информации, которая воспринимается человеческим мозгом, поступает через зрительный канал. Слуховое же восприятие у большинства людей в обыденных условиях развито довольно слабо (исключая профессиональных музыкантов). Приковывая внимание к непривычной репрезентативной системе в контексте уже неоднократно обдуманной Запросивцем проблемы, мы создаём условия для расшатывания когнитивных стереотипов – устойчивых последовательностей нейрональных связей, которые и заставляют «ходить по кругу проблемы», не давая возможности увидеть парадоксальное решение. Основатели НЛП утверждают: «Если вы будете работать с формой, то вы достигнете по крайней мере таких же хороших результатов, как если бы вы работали с содержанием. Инструменты, направленные на изменение формы, гораздо более доступны. Изменить форму гораздо легче, и изменения получаются более устойчивыми» (Бендлер Р., Гриндер Дж.).

Некоторые рекомендации Ведушему

Понятно, что название «Магический Оперный Театр» условно. В зависимости от сюжета, настроения, атмосферы Театр с поющими Фигурами может стать опереттой, мюзиклом, - все эти формы являются допустимыми. Одного не следует допускать – распада общего резонансного звучащего пространства. Для этого сам Ведущий должен продолжать петь или, в крайнем случае, мелодекламировать, даже если Фигуры начинают говорить или проявляют сильные эмоции, будто бы мешающие им продолжать петь. Поэтому Ведущему тут пригодится большая доля собственной артистичности и харизмы.

Магический Оперный Театр вряд ли стоит проводить в начинающей группе, пока участники не чувствуют себя достаточно раскрепощёнными в пространстве МТ. Задача может оказаться для участников слишком сложной, если необходимость петь заберёт львиную долю внимания и отвлечёт их от контакта с происходящими в Театре процессами, в том числе внутренними. Если всё же Ведущий выбрал именно эту форму МТ, придётся уделить особое внимание вокальной, двигательной, дыхательной разминке. Такая разминка нужна в любом случае, ведь даже профессиональные певцы распеваются перед выступлением. Во-первых, нагрузка на голосовые связки в ходе длительного Театра порой оказывается весьма существенной, а значит, хорошо подготовить. Во-вторых, разогретый голосовой аппарат способствует открытому прохождению звука, а значит, более яркому и свободному проявлению чувств – что нам и требуется во многих случаях. Что касается группы, имеющей не очень много опыта в МТ, пусть разминка будет особенно тщательной. Она несет не только функцию подготовки вокального аппарата к нагрузке, но и психологическую, поэтому лучше включить в нее игровые, шуточные элементы, снимающие зажимы, переводящие в атмосферу спонтанных проявлений. Экспериментируйте с тембром, темпом, высотой звука. Убедитесь, что вокальный аппарат участников подготовлен к свободному прохождению звука, а сами они позволяют себе открытое выражение эмоций (в том числе и «социально неприемлемых») и не стесняются петь, несмотря на отсутствие профессиональных навыков.

Существует огромное множество вокальных упражнений. Приведём некоторые из них. Начинать лучше всего с пения гласных звуков. Пойте гласные звуки — «О» или «А» — на разных высотах, последовательно переходя от самых низких тонов к самым высоким или наоборот. Старайтесь пропеть каждый ряд тонов на одном дыхании.

Хорошо начинать со звука «Ом». Пение этой древней мантры позволит вам сразу же создать в кругу резонанс. В процессе пения естественным путем возникнут гармоники, поскольку звук «Ом» содержит в себе большинство существующих гласных. Начинайте петь «Ом» с длинным звуком «Мммм». Затем, постепенно открывая рот, переходите к звуку «У», расширьте его до «О», а потом, полностью открыв рот, — до «А». Теперь начинайте медленно закрывать рот, возвращаясь обратно к «Мммм». После этого попробуйте попеть отдельные гласные, такие как «А», «И» и так далее.

Уделите внимание вибрации в различных резонаторах тела: животе, грудной клетке, голове. Тело каждого человека — уникальная система разнообразных вибраций. Попробуйте определить, в какой точке тела звук вызывает резонанс. Например, от высокого «О» вы ощущаете вибрацию в шее, а от низкого «А» — в животе. Если вы достаточно попрактиковались в пении гласных, попытайтесь задать звуку определенное направление. Например, направьте звук «Эй» в большой палец ноги, а звук «О» — в левое ухо, и наоборот. Прислушайтесь к своим ощущениям.

Групповое упражнение. Пусть участники встанут в круг, а человек, на которого будет направлен звук, ляжет посередине. Когда все расположились, одновременно начинайте петь, направив звук на человека в центре круга. Важно, чтобы всех участников упражнения объединяло общее стремление, то есть все они вкладывали в звук одинаковое намерение. Человек в центре круга может петь собственную гласную, мантру или слово. Он может также предложить цветовую окраску звука и понятие, которое вы должны вложить в свое пение. Например, зеленый цвет и понятие «любовь» или золотой цвет и понятие «исцеление». Это же упражнение может стать отдельным приёмом уже в ходе Оперного Магического Театра.

Разминку следует проводить перед озвучиванием запроса и раздачей ролей.

Можно объяснить участникам: «Не зажимайтесь. Пойте свободно. Неважно, чтобы звук был красивым – важно, чтобы он соответствовал тому, что вы чувствуете в данный момент, со словами или без слов. Вы можете выбрать, с какой интонации начать петь, а все последующие изменения произойдут сами по себе. Если получится громко, не ограничивайте себя в громкости. Дайте звуку полную свободу. В вашем голосе могут вдруг появиться неблагозвучные интонации, которые так же внезапно сменятся гармонией. В других случаях звук будет резким или, напротив, мелодичным, от начала до конца фразы. Не удивляйтесь: характер вашего пения будет зависеть исключительно от того, что сейчас пропевается через вас в Театре. Просто позвольте вашему голосу жить собственной жизнью».

В ходе самого Театра Ведущему нужно отслеживать, насколько Фигуры и Запросивец находятся в контакте со своими чувствами. Возможно, участники будут выпадать в профанирование процессов, отвлекаться на технику вокалирования – тогда придётся обращать их внимание на то, что они фальшивят: «Ты врёшь сейчас», «Так ли действительно чувствуешь ты?», «Ты, Фигура, почему молчишь?»

Зрителей Оперного МТ тоже можно и нужно вовлекать в процесс вокалирования! Здесь как нельзя кстати так удачно появившийся не столь давно в МТ эпитет «хор» (отсылка к древнегреческому театру). Групповое пение создаёт высокоэнергетичный фон и способствует мощной динамике процесса, сильно включает эмоции и самих зрителей, а также порождает общность групповой энергетики, что само по себе несёт терапевтическим эффект.

Пойте и экспериментируйте! И ваш профессионализм будет расти, а пространство Магического Театра становиться богаче с каждым Вашим экспериментом!

Литература

Античная музыкальная эстетика/Сост. А. Ф. Лосева. – М.: Музгис, 1960.

Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек - в принцы: нейролингвистическое программирование. - Екатеринбург, 1996.

Голдмен Дж. Целительные звуки. - М.: Издательский дом «София», 2003.

Козлов В.В. Психология дыхания, музыки, движения. – М., 2009.

Козлов В.B., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: системный подход. - М., 2005.

Лазарев М. Мамалыш, или рождение до рождения, - СПб., ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Лебедько В., Найденов Е. Магический Театр – методология становления души. - Самара, Бахрах-М, 2008.

Лебедько В., Найденов Е. Магический Театр: введение в метод. - Пенза, Золотое сечение, 2011.

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М.: Владос, 2001.

Фрейд З. Введение в психоанализ.

Хиллман Дж. Архетипическая психология.

Юнг К.Г. Человек и его символы.

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература...

Категория: Недавние статьи
Просмотров: 5617