Владислав Лебедько, Дарья Орехова

Работа со Сновидениями Коллективного Бессознательного (СКБ)

 

Сон – это чудо матери-природы, сладчайшее из яств в земном пиру» - сказал Уильям Шекспир.
Этот волшебный мир грез и смутных струящихся образов знаком всем нам. Что происходит, когда мы спим – прошлое ли мы вновь оживляем, будущее ли предвидим? А что происходит, когда мы НЕ спим? В самом мистическом произведении Шекспира, пьесе «Буря» герцог-маг Просперо (или тот, кто стоит за ним) приоткрывает нам завесу тайны … «Мы созданы из вещества того же, что наши сны, и сном окружена вся наша маленькая жизнь». Не явности различения сна и так называемой реальности уделяли большое значение теоретики постмодернизма. В связи с этим, как адекватный способ отображения «жизненного сна» приветствовался кинематограф. Сны Бунуэля и Дали, фантасмогорические взаимоотношения людей и оживших предметов Яна Шванкпмайера… В одном из фильмов классика «нового романа» Алана Роб-Грие «Вам звонит Годива» фигурирует таинственная девушка, представившаяся герою как «актриса сновидений». Она рассказывает, что сны на самом деле производятся целой индустрией сновидений со своими экономическими и этическими законами, авторитетами, штампами, интригами, цензурой. Образ мира как сна или мечты бога часто встречается в восточных религиях. Широко известна даосская притча о бабочке. Однажды Чжуан-цзы заснул и ему приснилось, что он бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы. Проснувшись, философ долго не мог понять, кто же он — Чжуан-цзы, которому снилось, что он бабочка или бабочка, которой снилось, что она Чжуан-цзы. В русских сказках герой также часто погружается в чудесный сон, проживает там выбранную им судьбу, а, пробудившись, обнаруживает себя в том месте, где заснул. Интересен, также, мотив перекрестного сна, встречающийся в славянских, цыганских, еврейских и немецких сказках. Сюжет вкратце таков – некто видит сон, в котором ему сообщают, что где-то далеко зарыт клад. Он бросает дом и отправляется в странствие к указанному месту в надежде обрести богатство. Но копает он в указанном месте безрезультатно и приходит в совершеннейшее отчаянье, проклиная свою глупость и те лишения, которые он перенес, добираясь до места, где якобы ждало его богатство. В таком состоянии находит его незнакомец-прохожий и, выслушав его рассказ заявляет: «Да, сны - обман. Мне тоже много раз снился сон, что под одним деревом зарыт несметный клад, но–я не такой дурак, чтобы бросить дом и семью и отправится за сном в (и тут он называет родную деревню незадачливого кладоискателя и приметное дерево у того во дворе.)» В конце сказки, герой с триумфом возвращается домой и выкапывает из под корней дерева горшочек с полновесными золотыми монетами. Важно, что сюжет этот, блестящий в своей симметрии, не единичен и имеет прямое отношение к нашей главе – о  сне коллективного бессознательного. Смелость и смысл - вне ума – вот что могут открыть нам сны, как наши личные, так и общий Сон мира. Повторяющийся сон, вещий сон, храмовый сон, толкуемый жрецами сон, сон - толчок к научному открытию, сон как матрешка (сон во сне), сон как эталон впоследствии искаженной реальности ( мифические «времена сновидений» индейцев Северной Америки), осознанные сновидения последователей Кастанеды… Все эти виды, все разнообразные ипостаси сна, а также нелинейность сна, применимость метафоры сна к разным областям человеческой деятельности и его способность к трансформации говорят нам о том, что сон - это ризома. Это воплощение нового типа символических связей — нелинейных, хаотичных, бесструктурных, антииерархичных, множественных, запутанных. 

В этой главе мы последовательно рассмотрим несколько уровней грёз коллективного бессознательного, начиная от анализа сна конкретного человека и затем – переходя к анализу так называемой реальности как сна и к анализу возможного будущего как сна. Но это только срез ризомы, дальнейшие исследования мира как сна могут вестись по бесконечному количеству путей и направлений. Подробно методология описана в книге «Архетипическое исследование сновидений» В Лебедько, Е. Найденова, А. Исьемина. Здесь же мы приведем  кратко основные технологии и методы: рассказчик-сновидец рассказывает сон или любое повествование, которое мы собираемся изучать как сон от первого лица в настоящем времени. Затем выбираются ключевые образы, и путем метода –ассоциаций, рождающихся для каждого образа, идет раскачка воображения. Затем ведется беседа с образами с возможным выходом на стоящие за ними архетипы. Другой вариант работы – следование за сном и беседа с возникающими образами в процессе рассказа, вследствие чего сюжет сна может измениться до неузнаваемости. Как отмечал Дж. Хиллман: «не давайте застыть образам, струитесь, двигайтесь с ними». В некоторых случаях при подобной работе у сновидения четко ощущается заказчик. Гештальты – фокусы нашей жизни выбираются Совокупным Заказчиками судьбы сновидца и Заказчиками его текущей жизненной ситуации. Если Ведущий преследует не только исследовательские, но и терапевтические цели, в беседе с образами сна желательно выбрать также уравновешивающий гештальт, чтобы дезориентировать жесткую доминанту.

Сейчас мы перейдем от теории к практике, приведем запись нескольких бесед, а потом можно будет обобщить материал. 

Эпизод 1. «Сон, как сон».

 Один из собеседников (сновидица) рассказывает свой реальный ночной сон, сон в обычном понимании этого слова. Рассказ ведется в настоящем времени. Ведущий задает вопросы и комментирует, и, они вместе следуют за трансформациями образов и беседуют с возникающими гештальтами и фигурами.

Сновидица:
Я быстро плыву, я спасаюсь по морю свинцового цвета. Вокруг все угрожающе серо: багряно- низкое небо, серая дымка, сильное, но хаотичное волнение воды. Тут нет волн – идет именно хаотичное волнение. Впереди – берег. Он – серо- сиреневый. Над водой нависают мокрые коряги - ветки и корни голых деревьев без листьев. Основная часть коряг – слева. Концы коряг – в воде. Я хочу быстрее приплыть – мои силы на исходе…
  Вдруг по радио передают: «Очень сильно активизировались подводные течения! Они таковы, что реки, моря и океаны теряют свои границы, выходят из них и скоро затопят все!»
  У меня появляется состояние безвыходности: сейчас выберусь, а все равно все затопит! Но тут я зацепилась за корягу и вылезла на берег. Он небезопасный. Я чувствую – здесь меня ждут новые страхи. Слева лес – гуще. Там невысокий забор. Вдруг я вижу там страшного хищника из семейства кошачьих, вроде ягуара или пантеры. Сейчас это существо прыгнет на меня и мне – конец! И вот она (пантера?) уже прыгает! Я решаю, что она боится воды и залезаю обратно в воду. На этом сон заканчивается.

Ведущий:
Я хочу выделить несколько образов и побеседовать с ними и с тем, к чему они могут привести. Это:

-Образ воды (море)

- образ подводных течений

-зверь (ягуар или пантера).

-Коряги

-Голос по радио.

-Забор.

-образы которые придут в процессе исследования.

Сновидица: Я – Море. Я ощущаю расплавление. Во мне - и мужское, и женское. Их взаимодействие и создает бурление. Это бурление в глубине. Поверхность – граница с воздухом для меня малозначима. Хотя я могу с ней общаться - она родственна мне. Наше родство в сером цвете, различаемся мы в структуре, но задача у нас, пожалуй, общая. Сейчас я как море ощущаю связь с архетипами Титанов и Титанид.

Вопрос Ведущего: Есть ли у тебя, моря, связь лично со сновидицей, Машей?

Море: Нет, на ее месте мог бы быть любой.

Вопрос Ведущего: Море, если мы вернемся назад по времени в тот период, когда деревья были зелеными, а не безлистными корягами? Можем это сделать?

Море: Да. Когда деревья были зелеными, вода была тихой. Тогда было больше женского. Возникают эмоции – кротость, мир, бесконечность, связь с архетипом Лады. Но тогда не было развития, было скучно. Это был переходный период. Потом был момент перелома.

Ведущий: Стань снова морем, подводными течениями. В чем был смысл перелома?
Я – море, его подводные течения. Стало больше вариантов. Я ощущаю ураническую сверхмощь в глубине. Сдвигаются пласты, все происходит на глубине. Наша (течений) цель - изменения в мире. Мы центрированы на себе, но из-за нас меняется структура мира. Оценки нет, есть новая структура, новое мировосприятие.

Ведущий: Мы можем из этого состояния продвинутся вперед, в будущее? 

Течения: В будущем возникает образ переливающегося шара. Гибкосплавность, мягость гибкость, агрессия и жесткость исчезает, но это не скучно, а – радостно, интересно. У меня возникает мысль о групповом сексе, как метафоре неотделимости чувства от информации. Эта мысль возникла еще до начала рассказывания сна, а теперь она всплыла снова. 

Ведущий: Стань снова Машей, выйди из образа течений.

Сновидица: Я – Маша.

Ведущий: Образы, которые проявились в конце беседы, напоминают мне образы романа «Алмазный век или букварь для благородных девиц» Нила Стивенса. Это очень сложный роман в стиле кибер-панк, но я позволю себе привести в несколько сокращенном виде цитаты из него. В этих двух отрывках герой – инженер Хакворт попадает в мир так называемых подводных барабанщиков и за десять лет пребывания там создает сам того не ведая уникальную научную технологию, изменившую мир, обмениваясь занесенными ему в кровь нанороботами (нанозитами) со всем сообществом барабанщиков. Обмен идет через сексуальные взаимодействия.

Сновидица: Да, очень похоже по ощущениям. За течениями стоит архетип Урана и у него послание ко мне, о том, что  я должна информацию соединять с чувствами и получать информацию чувственным путем. Теперь я хочу побыть в образе коряг, нависающих над водой.

Ведущий: Хорошо. Вдох, выдох, ты пересаживаешься на другое место и становишься корягами из сна Маши.

Коряги: Мы - мокрые склизкие скрученные, мы старые но не дряхлые а – «старо-мудрые». Мы понимаем, что внешне можем быть кому-то страшны и неприятны, но мы-то видим нашу красоту. Мы - переливаемся изнутри. Это информационный опыт запечатан внутри нас и он мерцает и переливается. Возникает аналогия с Интернет-сетью, с аксонами и дендритами нервных клеток. В физическом мире мы существуем (как провода, как протоплазма нейронов, как коряги) потому что переход только начался. Потом океан зальет нас и мы станем токами в океане.

Ведущий: Какой архетип стоит за вами?

Коряги: Это – архетип Бабы Яги или какого-то иного божества перехода. Это - акушеры помогающие родится жизнеспособному новому. Поэтому коряги наполовину в воде, наполовину в воздухе. С одной стороны за коряги можно зацепиться (на время), но с другой стороны в нас вцепляться надолго не надо. Надо раскрывать, расширять восприятие, сознание и тогда придет понимание, что энергия и информация может и течь и без проводов.

Ведущий: Возникла еще одна литературная ассоциация - рассказ Артура Кларка «Конец детства» Там человечество при помощи неких инопланетных «акушеров», имеющих кстати классический облик Люцифера, вышло из стадии детства – сообщества отдельных личностей в состояние чистой недифференцированной сети-ризомы из энергии. Этому новому «человечеству» доступно пространство-время. Последний оставшийся на Земле человек старой формации с грустью и восторгом смотрит на это зрелище…

Коряги: Да, эта история отзывается, как метафора она очень подходит для описания тех изменений которые наступают в связи с новыми способами постижения и получения информации.

Ведущий: Коряги, в чем ваше послание именно Маше?

Коряги: Мы можем помочь Маше в момент ее причаливания. То, что мы мокрые символизирует для Маши «чувственную информацию» Информация обязательно должна быть богато эмоционально окрашена, иначе ею можно отравиться. Когда Маша во сне вылезла на берег, она потеряла контакт с чувствами и появилась опасность , которого символизирует– ягуар. В в жизни Маша обычно бежит от чувств и переводит их в сухую и жесткую информацию, которая для нее ядовита. То, что корни во сне ее пугают, знак того, что она живет в режиме «сухой информации».

Ведущий: Мне вспомнилось библейское выражение «он познал ее» применительно к половому акту. Тут это кстати?

Коряги: Да, это имеет отношение к нам и теме «чувственной информации».

Ведущий: Спасибо, коряги, мы можем вас отпустить. Теперь я хочу поговорить с образом «голоса по радио»

Голос по радио: Я олицетворяю государственную структуру. Я гремлю, непререкаемый, стальной, истина за мной! Я вертикаль госструктуры, четко структурированный Логос. Моя Цель – донести это сообщение, сообщение о том, что неизбежна смена логоса. Эта последняя информация, которую я могу и должен донести. Тут нет ничего личного. Мой голос спокойный и сухой, мне не важно, уцелею ли я. 
 Полная безэмоциональность… Для человека, на уровне эмоций, глобальная катострофа – кошмар, но на госуровне это - просто фактор экономики и политики.

Ведущий: Что происходит сейчас с экономикой и политикой?

Голос: Сейчас и экономике и политике приходит конец и мне тоже как прежнему логосу. Я – голос по радио и одновременно с неба, но я не небо.

Ведущий: Где на небе ты локализован?

Голос: Появляется структура в небе, что-то легкое, пластичное, со стальным отливом.
Когда мир изменится, эта структура окончательно трансформируется: сталь станет плазмой, обретет гибкость, многовариантность, красоту. В образе радиоволны - также намек на будущую трансформацию.

Ведущий: В чем послание этого образа конкретно Маше?

Голос: Я реализуюсь в каждом и каждый мое – дитя. К человечеству у меня отцовское отношение. Конкретно никого не выделяю. Не выделяю и ее, так что пусть меня не боится.

Ведущий: Спасибо, Голос. Теперь ты снова (вдох-выдох) становишься Машей.

Сновидица: Да, я – Маша. Теперь надо поговорить со зверем, наверное, это будет наиболее личный образ.

Ведущий: Стань зверем из сна Маши.

Зверь: Я – зверь из сна Маши. Я – загнанный, вытесненный, зажатый.

Ведущий: Где это сжатие в теле Маши?

Зверь: в середине, в солнечном сплетении. Моя воля подавлена, я ощущаю себя связанным какими-то грязными тугими бинтами. От этого я злой и измученный. 

Ведущий: Что сейчас происходит с забором?

Зверь: Забор был больше и острее, сейчас уменьшился. Забор – это загородка, город, коллективность. Это защита, но и ограничения. В городе все рабы, идут на работу, они этим защищены, но несвободны, они как роботы. Сперва я, зверь, рос и набирался сил за забором, а силы брал и из Интернет-пространства – ведь там все вытесненное, все неприемлимое социально.

Ведущий: Что сейчас происходит с забором, после озвучивания его роли?

Зверь: Забор развалился. Бинты, которыми я был связан, подрастрепались.
Злость к бинтам придает силы их разорвать! В этом послание для Маши. Ей нужна агрессия для разрушения оков! Я сейчас – мощный, живой, упругий, шерсть блестит! Я выгоняю ее в воду специально для нужного ей соединения информации и чувства.

Ведущий: Ты сейчас полностью свободен? Какие ощущения в теле?

Зверь: Не полностью. Есть еще сдавливание в животе в пупочной области. 
 Ведущий: Что это?

Зверь: Это Машина обусловловленность материальными благами, это камень в желудке отяжеляющий, большой, неусвояемый.. Образ такой: «сажусь на жопу и сижу ровно»

Ведущий: Под лежачий камень вода не течет?

Зверь: Теперь учащается дыхание, возникает аритмия, болезненно чувствую камни в почках. Теперь я ягуар, придавленный камнем…

Ведущий: Стань этим камнем.

Сновидица: Я камень – круглый здоровенный булыжник. Тот камень, что катит в гору Сизиф. Жизнь Маши приходит зря, направленная на то, чтобы прожить день и наесться в процессе этого дня всякой потребительской дряни и навязанной информации. Маше ее «не переварить» она застревает комом в желудке. Это – Сизифов труд, бессмысленный, бесполезный, унизительный. Когда я, Маша, начинаю ненавидеть этот камень-ком и пытаться его из живота вырвать – он растет. А когда я вспоминаю об изменениях мира из моего сна, об образах течений и коряг – он размывается водой. 

Ведущий: Стань этой водой.

Сновидица: Я – вода, размывающая камень. Я - хитрая вода, активная. У меня есть цель. Я – «исподвольщица», как бы скромная, незаметная, но отражающая и этим формирующая подводные течения. Я -то новое, что вышло в осознание. Я состою из струек - тех людей, которые осознали подводные течения и «остранняют» для других мир. Этих людей можно назвать акушерами-провокаторами, как называет себя герой романа Ильи Эренбурга «Похождения Хулио Хуренито». В этот ручеек входят все поступки, которые сдвигают точку сборки от старой реальности Логоса к новой реальности Ризомы.

Ведущий: Я вижу за этим Архетип Гермеса в ипостаси Трикстера. 

Сновидица: Да, что-то из этого ряда. Все шутники – и Остап Бендер и Ходжа Насреддин, и Ворон и Локи…

Ведущий: Стань сейчас ягуаром.

Ягуар: Я ягуар. Мне стало гораздо легче, я могу встать. Машу ощущаю как очень родственную и близкую, больше не ее хочу пугать. У нее есть возможность сейчас подойти и повзаимодеймствовать со мной.  Я – это ее инстинкты. Дионис и Шива тоже на ягуарах и тиграх ездили …


                                            ***

На этом наша работа со сном Маши заканчивается. Из записи беседы видно, насколько она эффективна в личном плане и насколько сон Маши созвучен тому, что происходит в мире, то есть насколько он «вплавлен» в коллективное бессознательное. Мы спим все вместе, как вместе живем на этой планете. Никто из нас не остров, мы все части «материка» -коллективно создаваемой реальности и тех кто создает ее, и тех возможных реальностей, которые могли бы быть созданы. Мы плывем в море символов, пробираясь между Воображаемым, Реальным и Символическим (Жак Лакан) и обмениваясь кусками информаций и интерпретаций. Поэтому наша следующая беседа будет посвящена рассказу о прожитом «сновидцем» дне (вернее, небольшом фрагменте дня).

«Сновидец» рассказывает день как сон в настоящем времени, а ведущий следует за образами, уточняя, предлагая возможную интерпретацию, провоцируя раскрытие и изменение образов. В результате происходит трансформация и день-сон может проявить свое скрытое послание «сновидцу».

Эпизод2: «День, как сон»

Сновидица: Я сейчас иду из дома в ту квартиру, которую сдаю. Я только что прошла через мост над Невой и мимо часовни, и мимо памятнику жертвам ГУЛАГа (это - страшное место, я обычно его обхожу, но все равно я знаю, что оно - там). Сейчас я прохожу мимо круглой большой клумбы в кольце кленов. Я люблю это место, Тут в земле есть сила, все что там случается, имеет для меня особое значение, особую окраску. Сейчас звонит телефон. Мой квартиросьемщик Андрей (он мой давний знакомый) спрашивает: «Ты где?» Я отвечаю: «иду через садик». Он говорит мне, что вчера сменился код на воротах и хочет сказать мне новый код. А у меня очень плохая память на цифры, поэтому я прошу сказать мне новый код по телефону, когда я буду уже перед воротами. Но он настаивает: «ты его хорошо запомнишь!» И действительно, это – 3,5,7, ряд простых чисел. В этом ряду для меня есть нечто мистическое, как во всей высшей математике.
За этим разговором я дохожу до рекламного щита, обозначающего границу сквера. Его территория заканчивается, а этот отрезок пути между двумя квартирами для меня -интересный. Я уже упомянула, что там есть «плохое» и «хорошее» место…«Плохое» -место, где стоит камень на постаменте (Это –Троицкая площадь) Я всегда чувствовала там какую-то безвинно пролитую кровь, которой напиталась земля и не ходила туда вообще. А один раз все-таки подошла к камню – а на нем надпись: «жертвам Гулага» Такой там памятник тому, как русские убивали русских, символ русской истории. Поэтому идти той тропинкой меня не тянет, хотя там путь получается чуть короче, а хожу я мимо часовни и «ведьминского круга», где клумба и клёны. Получается такой архетипический путь: мост – церковь - круг. А как только я дохожу до щита, сказка заканчивается и начинается реальность, резко заканчивается особое состояние и начинается обыденное состояние.

Ведущий: Опиши свое состояние в месте, которое ты назвала сказочным. 

Сновидица: «Сказка» - здесь все значимо и интересно. Сейчас я вижу пространство световых тяжей, создающееся светом, сложенным в какие-то структуры. Это похоже на «Зону» из «Пикника на обочине» Стругацких. Похоже тем, что каждая точка этого пространства обладает каким- то значимым свойством, тут - большая плотность потенциальных событий. Ведущий: В состоянии такого вИденья как ты ощущаешь место «круг из клёнов»?

Сновидица: круг - это нежность, защищенность, но мне интересно все в этом мире световых структур. Но вот я подхожу к концу светового пространства (где рекламный щит) и там возникает ощущение ненормального перехода одного в другое. Так не должно быть! Ощущение такое, как будто какая-то агрессивная среда подмывает мир гармонии и этот сказочный мир съеживается, распадается на серые хлопья и исчезает. Во рту у меня металлический привкус и я слышу скрежет, даже не как звук, а как вибрацию. 

Ведущий: Вернись в момент, когда ты услышала ряд чисел.

Сновидица: 3,5,7… Я стою в кругу. Это - тор, бублик, космическая станция. В виде тора. И тут что-то сильно связано с русскими сказками.5- это оппозиция, европейская тема, но 3 и 7 цифры русские. Возник образ васнецовских трёх богатырей, совсем детской, наивной, буквальной, лубочной, почвенной сказки . Цифра 5 снова возвращает нас к рацио. Это -пентаграмма, тамплиеры и Гермес Трисмегист (По ощущению). У русских, кстати, в сказках, заговорах, былинах почти нет отсылки к числу 5.Пять для меня сделано из огнеупорного светложелтого кирпича, это вещь логичная и функциональная. Она немного чужда русскому мировосприятию. Венчает же эту вертикаль число 7, оно старше и богато представлено как в русской, так и в общемировой числовой символике. Воспринимается оно как корона, даже с сиянием. Если я вижу числа как кирпичи, то 3 и 7 – красные и замшелые, с оббитыми краями (особенно кирпич-3) Послание этих цифр для меня связанно с Русским Мифосом, европейским Логосом и Мировым Мифосом.

Ведущий: Почему информация по этим вопросам пришла в это время?

Сновидица: Возможно потому, что информация «357» пришла от человека, у которого есть сильная связь с коллективным бессознательным.

Ведущий: в чем послание этого «сна»? 

Сновидица: Послание - о необходимости интегрировать западного вИдения в русское, западного Мифоса и Логоса в русский…вижу эту числовую ось как позвоночник, где 3 внизу, 5 посередине и 7 наверху.  Интеграция происходит с помощью женских энергий, недаром важную роль здесь играет круг.

Ведущий: В чем послание лично для  Ольги?

Сновидица: Важность интеграции именно в ее жизни, важность не усечения чего-то «лишнего», а расширения-гармонизации. Ей пришла пора хорошо научиться пользоваться женской энергией, энергией круга, кольца.

Ведущий: Важную роль тут также играет тот человек, который звонил по телефону.

Сновидица: Да, это - темная фигура, представитель Люцифера, и это - европейская история.

Ведущий: Я чувствую, что мы можем сгустить архетип Люцифера и поговорить с ним по поводу образов твоего «сна». (Происходит сгущение архетипа)

Ведущий: Люцифер, ты здесь?

Люцифер: Да. Образ рекламного щита со мной связан, это - развитие и провокация. Я не забочусь о том, чтобы развитие было не травмирующим. Поэтому для большинства людей мой путь развития - это травма, которая остается навсегда.

Ведущий: Что тут важно для Ольги?

Люцифер: Ольга сопротивляется осознанию неизбежности травмы, неизбежности платы за мои уроки. Она невнимательна к мелочам, поверхностна, развивает свои сильные стороны и приходит к дисгармонии. Тут - отсылка к женскому пути, она должна быть предельно внимательна. Помет мышей в данном случае важнее, чем прилет орла в окно! (Имеется в виду эпизод из книги о Ходже Насреддине, когда он притворялся гадальщиком, чтобы сблизится со своей возлюбленной. Одной вдове, пришедшей к нему с вопросом, удастся ли ей вторично выйти замуж, лжегадальщик уверенно предрек, что все сложится благоприятно, если в течении ближайших трех дней к ней в окно не влетит на рассвете черный орел. Также довольно невнятно он упомянул о том, что она не должна касаться продуктов, испорченных мышами. Но что значат какие-то мыши по сравнению с впечатляющим образом черного орла! И вдова ушла совершенно успокоенная, щедро заплатив предсказателю. Однако, вздумай она вернуться с претензиями, что замуж выйти так и не удалось, хотя орел в окошко не влетал, хитрый Ходжа напомнил бы ей о мышах, к которым она отнеслась с таким пренебрежением…)

Ведущий: Люцифер, к каким еще образам ты тут имеешь отношение?

Люцифер: Я имею отношение к цифре 5. Это - перевернутая горящая пентаграмма. Тут – снова мыши! Мыши отъели кусок начерченной на полу пентаграммы, где должен был быть надежно заперт вызванный Мефистофель, мыши мне дали свободу, дали мне власть над магом. 

Образ Фауста очень важен для Ольги, она себя отоджествляет с Фаустом. Это – снова предупреждение для нее: больше внимания мелочам! В цифре 5 – педантичность, скупулёзность, умение все учесть. Ей надо через цифру 5 выйти на цифру 7. Надо больше плавности, жизни в каждой секунде - жизни, а не схемы. Жизнь сложна, схема проста. Пользуясь схемой, человек имеет иллюзию власти, это сладкая иллюзия.

Ведущий: А что важно тут тебе?

Люцифер: Я хочу, чтобы мне было интересно с помощью этих людей. Я играю с ними, как кошка с мышкой. Игра, танец, позиции выверенного бального танца: «Сатана тут правит бал..» .Человек всегда хочет все упростить и до какой-то степени это нужно, но наглый человек хочет все упростить уж совсем до предела, чтобы ему было комфортно.

Ведущий: И тут?

Люцифер: И тут звоню я…

 

                                                                   ***

Как видно из этой беседы, если бы читатель не был заранее предупрежден о том, что речь пойдет об интерпретации событий так называемой яви, разницы между работой со сном как таковым (эпизод 1) и сном наяву (эпизод 2) он бы не заметил. И тут и там происходит раскрытие и трансформация гештальтов, обнаруживающих свой глубинный смысл как для конкретного «сновидца», так и для сообществ людей разных уровней, вплоть до уровня ноосферы. Поэтому в эпизоде 3 речь пойдет как раз о преломлении глобальных событий «сна Земли» в частной жизни - в частном «сне» конкретного «сновидца».

Эпизод 3: Глобальное событие как сон отдельного человека.

Ведущий: Расскажи, как ты узнала о том, что в Японии произошло землетрясение, унесшее много жизней, и волна цунами разрушила атомную электростанцию? Каковы были твои чувства в связи с этой ситуацией, что за образы у тебя возникли? Рассказывай как сон, в настоящем времени.

Сновидица: Я иду по улице. Я знаю, что в Японии что-то произошло с атомной станцией вследствие землетрясения, что там много жертв и продолжается утечка радиации. Поэтому в мировом сообществе сейчас идет разговор о моратории на атомные электростанции. Я не помню, когда и как я узнала об этом, но сейчас я думаю об этом. Я ощущаю себя так, словно я наелась песка. Что-то внутри очень дискомфортно скребет: как будто спишь, а на простыне – крошки, только сейчас эти крошки – под кожей. 
Я думаю: « Вот ведь и так было нестабильно, так как кончается нефть, а тут и еще этот непорядок с Японией…» Эти тяжелые думы создают ощущение камня, который я за собой таскаю.. Я думаю, что это особенно затронет нашу страну и я чувствую что надо спасаться, а как - непонятно… Сейчас я иду мимо японского консульства и вижу: горят свечки и много цветов, висят гроздьями японские бумажные журавлики. Ко мне приходит ощущение человеческого сочувствия к конкретным людям… Потом -страх за себя, своих близких, за всю планету, очень живой и заботливый. Это очень конкретное человеческое сопереживание и сейчас я кланяюсь этим свечкам которые стоят у консульства и крещусь. Я чувствую, что этим я отдаю дань памяти погибшим и чем-то помогаю живым.

Ведущий: Какой архетип ты чувствуешь за этим переживанием? ( появилось яркое ощущение присутствия архетипа и того, что Сновидица сможет его распознать)

Сновидица: Это – Матерь Лада.

Ведущий: Рассказывай, что еще приходит?

Сновидица: Теперь я дома. Кто-то рассказывает мне, что события в Японии продолжаются и там не могут заделать трещины в фундаменте атомной станции и радиация продолжает излучаться. И что-то такое говорят про то, что японцы не знают, что делать с зараженными радиацией телами погибших. Что неизвестно, куда их девать: к ним даже подойти невозможно. И сейчас я иду по Невскому и вижу группу японцев-туристов. Я ощущаю смущение от того что я их исподтишка разглядываю: смотрю - не заплаканные ли у них лица? Может быть, погиб кто-нибудь из их близких? Мне хочется пялиться на них, но это страшно позорно: открыто показывать, что мне любопытно смотреть на них, а не жалко их. И нельзя показать свою радость от того что «мы-то живы!». При этом фоном идет ощущение, что моя личная жизнь требует срочных изменений, но не резко, а плавно и естественно. И еще кажется, что это (необходимость кардинальных, но плавных и деликатных изменений) относится и ко всему миру…

Ведущий: Теперь мы можем поговорить с образами твоего «сна». То, что ты «наелась песка» и у тебя –крошки под кожей… С чем это ассоциируется?

Сновидица: Цепочка ассоциаций: нефть. Земля – живое существо, под ее кожей была нефть – смазка. Ее выкачали, пожадничали, те, кто живет одним днем. Теперь под кожей Земли сухо и - вот они, крошки в постели! Их насыпали соседи по коммунальной квартире. Возникает образ коммунальной кухни, кто-то кому-то сунул мочалку в суп… Вижу жуткие грязные газовые плиты, всюду непорядок, не хозяйское отношение… Вижу облупленную стену, прогорклый жир на супе большими круглыми пузырями. Чувствую привкус от куриной ноги, которая долго хранилась как стратегический запас в каком-то подземном бункере, «прожила там долгую жизнь» и напитала какой-то отвратительной историей. Теперь я в этом бункере. Вижу замороженные туши. Там происходит какое-то клонирование, кого-то растят на органы. Происходит утилитарное использование человека. Тут отвратительное ощущение, безнадежность, и даже нет «надежды» как понятия. Есть какое-то начальство, которое все это придумало, но которое находится в таком же ощущении. Кто-то запустил этот процесс и все живут в нем, в мутном мире какой-то псевдологики происходящего. Похоже на произведения Сорокина, Пелевина, Татьяны Толстой и иже с ними. Конечный образ у этого состояния: «консервы из клонированной человечины».

Ведущий: Стань этим образом.

Сновидица: Я – консервы из клонированной человечины из «сна» Ольги. Сильная мурашка идет по левой ноге. Прямо шибает холодом! Захотелось есть. Вокруг – стены холодильника в инее, лед воняет, он желтого цвета, чувствую запах затхлого холодильника. На макушке есть ощущение что рядом с ней сосулька. Но мне не плохо, состояние – гармоничное. Я раскачиваюсь из стороны в сторону, как китайский болванчик. Состояние - очень самодостаточное. Мы (консервы) не чувствуем своей утилитарности, не чувствуем, что мы для того, чтобы нас кто-то съел. Мы - вершина некоего процесса, который обрел в нас некое красивое завершение…. Мы теперь именуемся так: «консервы из клонированного человечества».

Ведущий: Что вы символизируете для сновидицы?

Консервы: Конкретно для Ольги у нас сейчас послания нет. А для человечества - мы являемся окончанием некоторой ветви – пути его возможного развития. Эта ветка нас питает хорошо, она мощная. У нее хорошая кора, в морщинах, складках, она живая и красивая. По ней идет энергия, энергия какого-то белёсо-желтоватого цвета. У нас очень энергетичное состояние. Но эта ветка отделена от всего дерева возможных путей развития человечества. Мы - это опухоль, самостоятельная, мощная, сама для себя – прекрасная.

Ведущий: В ответ на эти слова у меня активизировалось раздражение и пошли телесные вибрации. (здесь происходит переход от классического ведения процесса Ведущим с дистанцией по отношению к Сновидцу к живому сопереживанию и взаимодейсвию. Часто в такие момерт ы черех Ведещуго может идти архетипическая сила.Такой прием- ускоряет и усиливает трансформациооные процессы и здесь также происходит выход с личного уровня на коллективный.)

Консервы: Важный момент: возможно, нас никто никогда и не съест. И столько не надо ни электроэнергии, ни нефти. Жрать столько не надо, создавать жировые страховочные запасы. Организм эти запасы уже воспринимает как инородные.

Ведущий: У меня страх по отношению к вам!

Консервы: Он нас и создает.

Ведущий: Сейчас я ощущаю, что пошла трансформация. Кто ты теперь? 

Образ: Я теперь - «подрощенный» ребенок, лет 7ми. Я гляжу на мир. Я стою спиной к большому дереву, ощущаю спиной приятную энергию этого дерева, нашу связь и его поддержку. Дерево гигантское, мощное, вечное, растет на холме. Внизу расстилаются холмы и перелески. Я могу туда пойти, в этот мир. Я чувствую благодарность дереву и любовь к нему.

Ведущий: Как ты можешь это интерпретировать? 

Образ: Каждый выбирает сам - есть ли ему куриную ногу за телевизором или идти в неизвестность. Там, куда я иду, нет собственности и гарантий. Сейчас я вижу дорогу, свернутую в рулон передо мной. Если я останусь стоять, она не будет разворачиваться. Каждый твой шаг и делает эту дорогу. И куда пойдешь, туда она и развернется.

Ведущий: Стань снова Ольгой и расскажи, что ты чувствуешь.

Сновидица: Я чувствую большую усталость и радость, что с этими границами, рамками, сложной системы защит придется расстаться. Хотя и грустно расставаться с привычным, горечи в этом нет… Я думаю о том, как много сперматозоидов погибают, не сумев оплодотворить яйцеклетку, как мал был шанс что мои родители встретились и что родилась именно я. И каждый из нас является существом, которое сумело родиться. И я снова думаю об этих умерших японцах. О том, что это чудо, что они вообще родились.
Смерть не так важна… Сейчас я испытываю к ним благодарность за то, что погибли они, а не я. Но это не постыдное чувство, его не надо скрывать. Это естественно. 
…листья опадают и это нормально…

Ведущий: То есть все прекрасно?

Сновидица: Да нет, не очень. Для меня послание сна теперь можно озвучить так: Если я не откажусь от излишнего манипулирования и контроля то – «дело швах», но если и откажусь, то не факт, что этого достаточно. Иметь путь еще не значит – идти.
      

                                                                ***

В третьей беседе, из которой можно сделать некоторые выводы о настоящем положении дел на планете Земля, мы распространили «сон-явь» отдельного «сновидца» в пространство. Теперь можно исследовать отношения подобного «сна» с линейным временем.

Четвертое наше исследование –Эпизод 4 со «сновидцем», сон которого представляет его возможное (желаемое для него) будущее. Это желаемое будущее рассказывается как сон, в настоящем времени от первого лица. Цель «сновидицы» понять, соответствует ли ее проект будущего тому, что ей действительно нужно, выявить оптимальный для нее вариант будущего и понять, как сделать так, чтобы этот «сон» сбылся. 


Эпизод 4: Возможное будущее или мечта, как сон.

  Мечтой устремлением и главной целью Алены является переезд от родителей в квартиру ее знакомой, которую она сдает на приемлемых для Алены условиях, но пока не ей. Ситуация в реальности складывается так: что шансы на переезд равны 50 на 50. Ведущий предлагает рассказать мечту Алены, как сон и сконцентрировать на образе самой квартиры.

Сновидица: Я поднимаюсь по лестнице. Она - с невысокими ступеньками, широкая. Стены окрашены в сине серые тона. Я поднимаюсь на верхний этаж и захожу в свою новую квартиру, куда я недавно переехала. Она - особенная, нестандартная. Дело тут не только в комфорте. В ней у меня возникает особое состояние. Тут царит дух творчества, тут - особые отношения с людьми. Мне тут уютно, мне нравится «облагораживать» ее в нетрадиционной манере. Я захожу туда и попадаю в свой мир. Это – как глоток воздуха! Пространство квартиры – живое, она – живая! Стены тут могут становиться шире, краски – ярче. У каждого помещения квартиры есть свой сюжет. Из квартиры есть чудесный выход на крышу.  Я выхожу на крышу и там гуляю и это – отправной пункт какого-то путешествия. Я стою на крыше и вижу город. Я могу смотреть во все стороны. У меня – ощущение того, что я могу делать всё, что хочу. Я вижу много дорог и могу пойти по любой. У меня творческое, свободное состояние и ощущение реализованности.

Ведущий: Стань сейчас лестницей из своего «сна».

Сновидица: Я - лестница. Я села по сиротски и скуксилась. Пространство скомкалось. Как будто это был листок бумаги с рисунком лестницы и кто-то смял его.

Ведущий: Кто это?

Сновидица: Это - жесткая большая фигура. Бородатый мужчина в синей рубахе («Синяя борода?»), подпоясанной кушаком. Он крупный, как сказочный великан, грузный, неопрятный. 

Ведущий: Сколько ему лет?

Сновидица: 42 года или 45 лет. К Алене он настроен агрессивно, в руке за спиной – хлыст. Он похож на Карабаса-Барабаса.

Ведущий: Стань этим образом.

Сновидица: Я - великан. Я чувствую раздутость по правой стороне тела. Еще я чувствую свою «грозность», но в ней есть что-то бутафорское. В руках у меня – рисунок с лестницей.

Ведущий: Кто дал тебе этот рисунок?

Великан: Алена и дала. Она сейчас стоит передо мной и протягивает мне этот рисунок, как бы ища спасения. Я отвечаю ей смехом: «Ничего у тебя не получится!» Я - Синяя Борода, провоцирую ее на то, чтобы она зашла в запретную комнату на свою погибель. Во мне много неприязни ко всему живому. Моя задача - не пустить Алену в квартиру.

Ведущий: Почему?

Великан: Я боюсь этой квартиры.

Ведущий: Кто сделал эту квартиру, ты знаешь?

Великан: Аленина душа. Она наивна, но не глупо- наивна, а проста. Этого-то я и боюсь. Боюсь ее простоты, «незацепленности» за всякие хитрости.

Ведущий: Что изменилось теперь?

Великан: Теперь лестница уже реальна. Она мрачная, «грязновастенькая», но широкая и ведет от меня вниз. Внизу стоит Алена, ей надо наверх. Я - крупная человеческая фигура на первом пролете лестницы. Хлыст из моей руки исчез.

Ведущий: Я сгущаю Архетип – «Тень Отца», что-то вроде отца Катерины из гоголевской «Страшной мести».

Великан: Поднимаются зверские сексуальные импульсы. Желание грязного, запретного секса. Но за этим запретом, глубже - теплые чувства и страх этих чувств.

Ведущий: Что ты можешь сейчас сказать Алене?

Великан: Ей сейчас необходимо проживание этих состояний. Проживание «Тени отца» в себе. Их надо отслеживать пласт за пластом и, возможно, надо символически вступить в «зверский половой акт» с Тенью Отца в Воображаемом.

Ведущий: После озвучивания этих запретных тем, что происходит сейчас?

Великан:  Я представил это, представил секс прямо на лестнице с ней и довольно быстро меня отпустило. Сейчас происходит трансформация. Постепенно уходит грубость, возникает более мягкое состояние. Мне 36 лет. Волосы стали светлее, тоньше, чище. 

Ведущий: Сейчас произошел выход части анимуса из-под обусловленности тенью отца. Я хочу сейчас обратиться к Алениному Анимусу с просьбой сопровождать ее в дальнейшем путешествии.

Анимус: Да, я пойду рядом с ней в путешествии и помогу ей, если будет нужно.

Ведущий: Я снова обращаюсь к лестнице. Что происходит сейчас?

Лестница: Я - лестница. Я раскинулась и побелела, но память о прежней грязной лестнице осталась. У меня как бы два состояния одновременно. Я - на втором этаже. 2й этап пути – выбор, какой быть лестнице. Но этот выбор не фатален. Можно быть одной лестницей, а можно другой. Это решение не принципиальное, не судьбоносное и важно как раз осознавать два полярных состояния и помнить о том, что всегда есть противоположное. Это главный урок 2го этажа.

Ведущий: Можешь перенести фокус внимания уже на 3й этаж?

Лестница: Теперь я на третьем этаже. Я - скользкая лестница золотого цвета. Приходит ассоциация – змей Полоз из сказов Бажова. Я - скользкость златоцвета. Я как пленка, захватывающая пространство. Я быстро, жадно распространяюсь. Я – «заглотка». Это очень женское состояние.

Ведущий: Вопрос к Алене. Что ты сейчас чувствуешь?

Сновидица:(говорит придушенным голосом) Как Алена я побаиваюсь этого состояния
 и осуждаю его. С одной стороны, это состояние дает мне возможность всюду быть как дома. Но на шее – ошейник: «можно ли?»

Ведущий: Я очень явственно чувствую тут присутствие богини Кали. Она золотая, танцующая, многорукая, струящаяся…

Сновидица: «Моя» Кали обычно совсем не такая. Она – черная.

Ведущий: Тем не менее давай посмотрим что из этого выйдет, у меня есть ощущение, что это сработает. ( Здесь ведущий следует и немного настаивает на своих сильных ощущениях и отчасти проводит волю архетипа, который желает проявится)Я сгущаю архетип Кали. Кали, ты здесь?

Кали: Да.

Ведущий: Можешь прояснить нам ситуацию? Что значит Аленина придушенность?

Кали: Голос Алены придушен от желания быть липкой, скользкой, неискренней. Сейчас я проявляюсь через нее бессознательно и она не хочет ответственности за эту способность проводить меня. Она хочет оставаться в тени, манипулировать, склизко высасывать.

Ведущий: Что Алена  должна сделать, чтобы изменить ситуацию?

Кали: открыто взять на себя ответственность за свое пространство, убрать ошейник, который мешает ей проводить мою силу на всех уровнях.

Ведущий: Я хочу поговорить с ошейником на шее Алены. Можешь ли пока остаться, пока будет проведена работа с ошейником.

Кали: Да могу.

Ведущий: Алена, стань ошейником.

Ошейник: Я ошейник, который придушивает Кали в Алене. Я - уроборическая змея, кусающая себя за хвост. На шее Алены я возникла впервые в 7 лет. Связано это с переездом в другую квартиру.

Ведущий: Алена, что тогда случилось?

Сновидица: Это была квартира бабушки, папиной мамы и я ощущала, что это не мое пространство. Вскоре после переезда бабушка покончила жизнь самоубийством. Одним из мотивов этого поступка было то, что она хотела освободить нам пространство. Эту мою бабушку я не очень любила и я чувствовала и чувствую вину перед ней. И с тех пор я чувствую вину, если имею право на пространство (любое!) и сомневаюсь, имею ли я право на какое-либо пространство вообще. Другая моя бабушка живет одна в 3-х комнатной квартире, а я с родителями – в маленькой двухкомнатной. Я люблю эту бабушку, но иногда думаю об этом наследстве, квартире, и запрещаю себе об этом думать…

Ведущий: А поговорить с бабушкой о том, что квартиру можно разменять и выделить тебе свое жилье, не приходила в голову?

Сновидица: Я хотела, но мама сказала, это недопустимо. 

Ведущий: Сколько тебе лет? 

Сновидица: 30 лет.

Ведущий: В таком возрасте «мама сказала» - не аргумент.

Сновидица: Да. Сейчас я чувствую что черная змея-кольцо сосет мою силу, решимость, нужную для этого разговора. Я боюсь, что это убьёт бабушку. 

Ведущий: А у тебя есть ощущение, что одну ты уже убила?

Сновидица: Не то что бы совсем я, но какая-то часть меня… Да, я признаю это.

Ведущий: Теперь я чувствую, что Кали проявляется в образе грозной воительницы, на черной пантере, с отсеченной головой демона в руках! Кали, что теперь со змеей на горле Алены?

Кали: Она растворилась. Алена может теперь проводить меня. Меня можно отпустить. Произошла моя трансформация и обмен энергиями.

Ведущий: Хорошо, спасибо. ( процедура отпускания архетипа) Алена, давай вернемся к образу лесницы. Что сейчас с лестницей?

Лестница: Фокус внимания - на 4м этаже. Я такая кайфовая, бело-бело голубая! Ассоциации - лайнер, подьем, перелет, аэропорт.

Теперь я уже на 5м этаже. Это - бетонное пр-во. Я – очень широкая, краев не видно. Сверху – небо. Тут всё прочно. На этой площадке хорошо танцевать чечетку: звук хороший получается! У меня - состояние непривязонности ни к чему, но одновременно - ощущение, что у меня есть прочная опора. Она не провалится. Звучит музыка, я пританцовываю. Сейчас я уже не лестница, а Алена. Мне тут так хорошо, что можно заблудиться, остаться, забыться навсегда. Закружиться в кокон иллюзии. Это урок. Я выбираю идти наверх, а не зависать в кайфе. Я снова на лестнице. Иду по ней, но пока перед глазами - пустое пространство. Неустойчивое равновесие. Дорога возникает под шагами. Пока ты веришь, ты идешь. Теперь - 6й этаж. Фокусируешь веру и идешь. В теле ощущаю стержень. Но стержень смещен немного вправо.

Ведущий: Анимус, ты еще здесь? что это за смещение вправо?

( Поскольку воображение и гибкость у Сновидца развиты хорошо, то он может быстро перемещаться по образам своего сна. В других случаях приходиться все время прибегать к процедуре- вдох-выдох-назовись ).

Анимус: Это угроза потери собранности. Угроза расфокусировки, дисбаланс. Если он будет расти, лестница развалится и возникнет хаос элементов. Алене нужен партнер. Но она должна быть самостоятельной. У нее есть глубинное ощущение того, что партнер – это враг, который может отнять самостоятельность. Она с ним борется, вместо того, чтобы принять его поддержку. Это ведет к перекосу. 

Сновидица: Да, теперь я осознаю это!

Анимус: Осознать - это мало, это надо провести в жизнь. 

Ведущий: Анимус, ты можешь помочь Алене провести это в жизнь?

Анимус: Да. Меня теперь можно отпустить.

Ведущий: Что происходит с лестницей?

Лестница: Я –лестница. Я плато спокойствия, пруд с лотосами, чистая вода, кристалл ароматного света. Это -7й этаж. Возникает синестезия, все чувства (зрение, слух, обоняние и т д ) сливаются. Сейчас я одновременно и субъект и объект. Я – состояние зрелости. Если продолжить метафору с лестницей, я сейчас – площадка перед входом в квартиру.

Ведущий: Мы идем в квартиру. Алена, стань квартирой.

Квартира: Я – квартира из сна Алены. Лестничные пролёты были состояниями Алены, уроками которые необходимо пройти, а квартира – жизненное пространство Даши. Тут - жизненная сила для всех ее возможностей, всех состояний. Состояние лестницы –это вертикаль. А тут горизонталь, тут ходят и делают.
Я - квартира без стен. Тут и сажают растения и мастерят. Тут центр того, что делают в других местах. Это личное пространство, из которого выходят в надличность. Тут -центр в кот возвращаются. Это ресурсное базовое место, место соединения с  Самостью, соединения себя с собой. 

Ведущий: Мы можем выйти на крышу?

Сновидица: Я на крыше, я и – вид с крыши. Все раскинулось передо мной. Но нет разных дорог, разделения на дороги нет. Всё- единое пространство, широкое, раздольное. Я ощущаю гигантское спокойствие. Я пребываю тут по праву. Я и есть пространство, я – наблюдатель и наблюдаемое. Масштаб переживания – космический, чистота и мощь высоких гор. Отличное состояние. Я чувствую завершенность. Процесс можно заканчивать.

 

                                                                   ***

 

Итак, как мы видим, в работе с мечтой или воображаемом будущем, мы можем получить подсказки, ключи состояний необходимых для реализации мечты. Да и проверить эту мечту на прочность, в некоторых случая просто снять зацикленность, в других открыть источник силы и творчества.

Основными преимуществами такого подхода является то, что воспринимая «реальность» как сон, мы придаем ей большую пластичность, снимаем сопротивление и помогает образам разворачивать, как во сне легко и плавно сменяя друг друга.

Итак, как мы видим, в работе с мечтой или воображаемом будущем, мы можем получить подсказки, ключи состояний необходимых для реализации мечты. Да и проверить эту мечту на прочность, в некоторых случая просто снять зацикленность, в других открыть источник силы и творчества.

В самом Магическом Театре  мы также можем широко применять этот принцип. Самое простое, это разбить любой сон, также как мы делали в парной работе, на ключевые образы, и сделать их фигурами. Другой способ: это взять конкретную проблему или ситуацию с которой пришел Запросивец и попросить его увидеть ее, как сон и рассказать его. В дальнейшем из этого сна также выделяются основные  фигуры и далее идет процедура передачи ролей. Это отличный прием перевода ситуации из плоскости «реального» в плоскость «воображаемого» (в субъективном восприятии), который снимает излишнее напряжение, сопротивление и чувство важности. Пластичность приобретается за счет того, что снимается пласт интерпретаций, который ограничивал восприятие ситуации и делал ее травматичной. Мы как бы снимает какой-то пласт символического с ситуации, это переносит фокус внимания Запросивца с личного страдания на творческую деятельность. Процесс начинает литься и трансформации в нем происходят как- бы сами собой.

   Даже если мы не рассматриваем сон или ситуацию как сон в МТ, то тогда мы можем сказать, что все участники МТ- фигуры, зрители, Запросивец, Ведущий в момент Театра попадают в коллективное сновидение на яву. Они оказываются в особом пространстве, окутанные специфической атмосферой, которая как- бы отделяет процесс от привычной реальности, меняет  состояние сознания и развитие сюжета происходит по законам сна. Любая мысль здесь реализуется почти мгновенно, любое действие символично, человек волен делать все, что захочет, может мгновенно переместить в пространстве  времени.

   Еще более не традиционный способ работы в МТ-это метод активного сотворения сновидения из существующего Запроса. Как это можно инициировать? Человек приходит с Запросом, а вы вместо того, чтобы слушать его Запрос, просите его просто выбрать 3, 4,5 фигур под номерами 1, 2, 3, 4 и т.д. Здесь же можно использовать подручные средства- игрушки, окружающие предметы, элементы костюмов. Тогда вы просите Запросивца каждую из фигур под номером либо нагрузить предметом, либо как-то приодеть, либо обозначить какой-то характерной игрушкой ( все зависит от тех средств которые оказались у вас под рукой в данный момент, в конце концов это могут быть даже какие-то фантасмагоричные Имена). Задача, которую мы тут преследуем, минуя сознание сразу пробиться к Душе и ее образам, обойти защиты и пока ум ничего не понимает выйти на актуальную проблему, на запрос Целого. После распределения ролей и создания антуража, вы традиционно спрашиваете участников о их состоянии и дальше начинается полня импровизация. Чудеснейшим образом фигуры начинают отражать блокировки, невротически6е состояния главного героя. Такие Театры хорошо проводить людям склонным излишне все анализировать и погрязшим в собственных интерпретациях, но мало чувствующих. Как правило Запросивец судорожно пытается распознать, осмыслить и интерпретировать то, что происходит, но в такой ситуации сделать это сложно и в конечном итоге ему приходится расслабиться и начать просто чувствоват и воспринимать все как есть-не понятно. Постепенно он вовлекается в игру образов, фокус внимания перемещается с осмысление на чистое проживание, охотно проявляются Архетипы, само собой происходит развязывание узлов и отдача долгов. Мало кто чего понимает, зато все много чувствуют. Дополнительным преимуществом является развитие и воображения и творческого нестандартного подхода к жизни.

  Основными преимуществами такого подхода является то, что воспринимая «реальность» как сон, мы придаем ей большую пластичность, снимаем сопротивление и помогает образам разворачивать, как во сне легко и плавно сменяя друг друга.

    Также такая работа, на подобии осознанных сновидений, приближает нас к осознанию того, что все есть Майя и Сон Коллективного Бессознательного, а мы с вами лишь точки, глаза, которыми оно глядит на себя.

 

 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература...