Печать

Владислав Лебедько, Евгений Найденов

 

Видение в МТ и АИ.

 

Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — форма исполнительского искусства. Изначально в первых древнегреческих театрах разыгрывались мистериальные действа в честь бога Диониса. То есть изначально театр был призван отображать жизнь богов, и, очевидно, посвящать смертных в таинства божественных мистерий.

Театр сейчас — это синтез всех искусств, он включает в себя музыкуархитектуруживопись, кинематограффотографию, в общем, любую сферу взаимодействия человека и образа. Основным средством выражения является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя через сценическое действо суть происходящего в архетипическом пространстве. При этом актёром не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение путём прохождения через кульминацию страдания) внутри него происходят изменения.

 

«Если бы современный актер захотел выразить старым мастерам свои сомнения по поводу их веры в самостоятельное существование творческих образов, они ответили бы ему: “Ты заблуждаешься, предполагая, что можешь творить исключительно из самого себя. Твой материалистический век привел тебя даже к мысли, что твое творчество есть продукт мозговой деятельности. Ее ты называешь вдохновением! Куда ведет оно тебя? Наше вдохновение вело нас за пределы чувственного мира. Оно выводило нас из узких рамок личного. Ты сосредоточен на самом себе. Ты копируешь свои собственные эмоции и с фотографической точностью изображаешь факты окружающей тебя жизни. Мы, следуя за нашими образами, проникли в сферы, для нас новые, нам дотоле неизвестные. Творя, мы познавали!»

                                                                                         М. А. Чехов «О технике актёра».

 

Здесь, в этой части главы про вИдение, пожалуй, уместнее всего передать слово гениальному русскому актёру Михаилу Чехову, создавшему уникальную по простоте и глубине актёрскую систему работы с образами. Основы которой, как нельзя лучше, вводят читателя сразу в пространство вИдения. Оригинальный текст несколько сокращён.

«Если в вас достаточно смелости, чтобы признать самостоятельное существование образов, то имея какую либо определенную задачу, вы должны научиться властвовать над ними, организовывать и направлять их соответственно вашей цели.

Не стоит думать, что образы будут сразу являться перед вами завершенными. Они потребуют времени на то, чтобы совершенствуясь, достичь нужной степени выразительности. Вы должны терпеливо ждать. Но ждать — не значит пребывать в пассивном созерцании. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития.

Что же делаете вы в период ожидания? Вы задаете вопросы являющимся перед вами образам, как вы можете задавать их вашим друзьям.

В одном случае вы обращаетесь к своему рассудку. Вы анализируете чувства образа и стараетесь узнать о них как можно больше. Но чем больше вы знаете о переживаниях вашего героя, тем меньше чувствуете вы сами.

Другой способ противоположен первому. Его основа — воображение. Задавая вопросы, вы хотите увидеть то, о чем спрашиваете. Под вашим вопрошающим взглядом образ меняется и является перед вами как видимый ответ. В этом случает он продукт вашей творческой интуиции. И нет вопроса, на который вы не могли бы получить ответа. Разумеется, не на всякий вопрос вы получите немедленный ответ. Могут понадобиться часы, а может быть, и дни и более, в зависимости от значимости вопроса.

Художественный образ, предстоящий внутреннему взору, открыт для меня до конца со всеми его эмоциями, чувствами и страстями, со всеми замыслами, целями и самыми затаенными желаниями. Через внешнюю оболочку образа я “вижу” его внутреннюю жизнь.

Необходимо обладать достаточной силой, чтобы быть в состоянии остановить движение образов и держать их перед вашим внутренним взором так долго, как вы этого захотите. Сила эта есть способность сосредоточивать свое внимание. Все мы обладаем ею от природы, и без нее мы не могли бы выполнить ни одного даже самого незначительного повседневного действия (за исключением привычных). Но сила концентрации, которой мы пользуемся в обыденной жизни, недостаточна. От этой силы в значительной мере зависит и продуктивность изображения. Нужно развить ее в себе.

Если вам случалось наблюдать себя в такие периоды жизни, когда вы в течение дней и недель с нетерпением ждали наступления важного события или встречи с желанным, вы могли заметить, что наряду с обыденной жизнью, вы вели еще и другую — внутренне деятельную и напряженную.

Эта деятельность как раз происходит в пространстве нужного нам внимания. Рассмотрим ее подробнее.

В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него.

Все четыре действия, составляющие процесс внимания совершаются одновременно и представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физического усилия и протекает целиком в области души. Даже в том случае, когда объектом вашего внимания является видимый предмет, и вы принуждены физически пользоваться вашим зрением, все же процесс сосредоточения внимания лежит за пределом физического восприятия зрением, слухом или осязанием. Часто упражнения на внимание ошибочно строятся на напряжении физических органов чувств (зрения, слуха, осязания и т.д.), вместо того чтобы рассматривать физическое восприятие как ступень, лишь предшествующую процессу внимания. В действительности органы внешних чувств освобождаются в тот момент, как начался процесс внимания. Ожидая предстоящего события, то есть, будучи сосредоточены на нем, вы можете, днями и неделями вести вашу повседневную жизнь, свободно пользуясь вашими органами чувств: внимание протекает за их пределами. И даже (вы заметите это при дальнейших упражнениях) чем меньше напряжены органы ваших чувств, тем скорее вы достигаете сосредоточения внимания и тем значительнее его сила.

объектом внимания может быть все, что доступно сфере вашего сознания: как образ фантазии, так и конкретный физический предмет, как событие прошлого, так и будущего».

Так или иначе, образы занимают важнейшее место практически во всех сферах человеческой жизни, и потому дальнейшее изложение будет посвящено вопросам взаимодействия с ними. Вопросам восприятия их и в особенности вопросам позволения самого процесса восприятия, поскольку для рационалистического, разумного современного человека именно позволение играет здесь очень важную роль и во многом определяет процесс сам процесс восприятия, который порой направляется как бы очевидными всем, «правильными» общепринятыми, и от того незаметными доминантами.

С научно методологической точки зрения подход к вИдению в пространстве МТ в буквальном смысле универсален. Настолько, насколько позволяет имеющаяся на данный момент постоянно совершенствуемая философская и методологическая базы.

Под вИдением здесь понимается способность собрать сфокусировать внимание в таком месте или на таком образе, потоке, процессе или ином отражении творящейся реальности, осознание которого даёт ключ для решения стоящей задачи.

Чаще всего (но не всегда, исключением, например, является случай, когда просто знаешь ответ на вопрос) вИдение оперирует в сфере зрительных образов. Почему зрительных? Потому что они самые ёмкие и наглядные, и содержат в себе много слоёв информации, спроецированных из самых разных смысловых пространств. И не только информации, но так же в содержании образов всегда имеются ключи для входа в чувственную составляющую, собственно в Мифос. Совокупность всего знания и является в виде конкретного зрительного образа. Эволюционная приспособленность человека к зрительному восприятию играет свою роль и обусловливает возможность и готовность к входу в Мифос через зрительный образ.

Кроме необходимости увидеть главный на данный момент сюжет или миф заказчика МТ или архетипического исследования на ведущем МТ лежит необходимость уловить ключевые доминанты в сознании заказчика и наметить пути к их ослаблению, для того чтобы стал возможен сам процесс проникновения в глубину сюжета, мифа. Благодаря развитой методологии МТ возможно установление самых различных взаимоотношений с внутренними доминантами сознания, что необходимо, в свою очередь, для индивидуального раскрытия сюжета именно этого Магического Театра и для проникновения под защитные маски личности которые индивидуальны у каждого человека.

В целом антидоминантный подход необходим для разрыхления индивидуальных жёстких личностных структур существующих в границах КИМЛ. Для запускания чувственного движения внутрь, с тем, чтобы оживить более глубокий слой душевных переживаний. Для движения в индивидуальный Мифос человека, располагающийся глубже личностного Логоса. Именно там, как правило, и скрываются зародыши душевных и духовных проблем и сюжеты жизненных ситуаций.  

С точки зрения философской методологии МТ, наиболее полно подход к вИдению отражён в концепции Имажинера, французским философом и социологом, нашим современником Жильбером Дюраном. В русском языке нет прямого однословного перевода слова Имажинер. Это и Воображающий, и Воображаемое, и сам процесс Воображения одновременно.

Имажинер, по сути, творец, творящий самого себя и то, что он хочет в пространстве воображения силой самого воображения и из собственно воображения. Творец творящий сам собой из самого себя. Творец, приносящий часть себя в своеобразную жертву ради жизни, бытия. Имажинер делится на две принципиальные составляющие – Логос и Мифос, из которых, по версии Дюрана, первичен Мифос, порождающий Логос для самоопределения и самопознания. А не наоборот, как считалось в классической логической философской парадигме, берущей начало от Платона и Аристотеля.

Всё, что есть в пространстве Воображения, одухотворено и одушевлено, поскольку сам процесс творения одухотворён и одушевлён, осмыслен. В пространстве Воображения – Имажинера так же имеются всевозможные субъекты, существа, являющиеся сосредоточением локальной воли Имажинера, обладающие примерно такими же свойствами и волей, как и весь Имажинер, но меньшие по масштабу и имеющие специализацию, свой характерный лик.

Это, например, наш общий планетарный Мифос, в котором в свою очередь, существуют Мифосы рас, народов, культур, географических мест, городов, Боги, Архетипы коллективного бессознательного, люди, и всевозможные существа и сущности, обитающие в различных пространствах Воображения – Имажинера и находящиеся с ним и друг с другом во всевозможных творческих взаимоотношениях. И так далее.

Таким образом, в этом пространстве уже есть всё, что только можно вообразить или даже просто предположить. Конечно же, в зависимости от степени возможностей, готовности, восприимчивости, степень доступа в это пространство разная у разных людей. Не важно, кем воображено воображаемое, богами или человеком, или царевной-лягушкой, кажется ли оно объективным, или субъективным, с этой точки зрения оно равнозначно представлено в пространстве Имажинера, то есть в Воображении. И, следовательно, имеет или может иметь при надлежащем стечении факторов, одинаковую силу и возможности по своему влиянию на другие точки-субъекты Имажинера. Так, как порой малозначимая, совершенно ничтожная с точки зрения обычного линейного разума мысль оказывается главной в решении значимого вопроса. Своеобразный эффект бабочки.

Об этом, пожалуй, сказано: «И будет вам по вере вашей». Разумеется, здесь имеется в виду, не слепая вера в то, что кто-то сказал или написал, например, про Воображение или Бытиё, а скорее способность позволить, допустить в себя происходящее. Позволить образам и ощущениям развернуться в своём внутреннем мире. Вступить во взаимодействие с воспринимаемым на разных уровнях себя. И переживая, творя себя в нём, и с ним, познавать его. Познавая и переживая ту значимость и смысл, которые в нём имеется. Не уничтожая её, какими либо приёмами рационализации, просеиванием через сито культурных шаблонов или линейной и поверхностной логикой.

Следующий этап творения – вдохновение нового, часто целительного смысла (Джеймс Хиллман, «Исцеляющий вымысел») в то, что уже есть. Переосмысление, могущее как разрушать старый смысл, так и менять или дополнять его. В пространстве воображения всё возможно, как во сне. И даже возможно, что что-то не возможно. Раз именно всё возможно. Вот такой вот парадокс. И то, что было невозможным вчера или сейчас, вовсе не обязательно будет невозможным завтра.

Люди по разным причинам часто активно пользуются возможностью не знать чего то, не верить и не чувствовать(что не противоречит законам Имажинера), и таким образом закрывают себе каналы творческой взаимосвязи с пространством Воображения, оставляя столько, чтобы как-то жить и не более. Происходит это, в основном из-за каких-то мелких, в общем, сиюминутных выгод. В итоге усилия по обретению выгод суммируются в устойчивую доминанту и перекрывают доступ в пространство Творения.

Воображение - Имажинер творит и воображающего, и воображаемое, и объекта и субъекта. Если не творить ничего, то остаётся угрожающая пустота, надвигающаяся в потоке времени. Таким образом, Дюран (и мы вместе с ним) делает вывод, что Воображение – стратегия поведения перед лицом смерти, перед небытиём. Это, принципиальный выбор – творить, чтобы жить. Жизнь предстаёт как непрерывный процесс творения. И кто не творит, тот и не живёт. Тот, кто отказался от собственного творчества, от пугающих и восхищающих столкновений с неизвестным, кто старается опираться на чужие, «правильные» образы, с этой точки зрения и не живёт вовсе. Такой человек влачит вторичное существование, в его жизни явно не хватает вкуса и сока, огня и страсти, того настоящего, что, собственно и называется жизнью.

Суть вышесказанного практически совпадает с описаниями процесса сотворения мира практически во всех мифологиях различных культур. Род, Один, Брахма, Яхве и остальные творили вселенную из ничего. Они жили в полнейшем смысле этого слова. Творя из своего изначального желания. Просто, брали и творили. Постепенно наращивая сложность и совершенствуя творение. Вплоть до сотворения себе подобных - людей.

Можно перефразировав, сказать – место пусто не бывает, место свято, сама пустота притягивает к себе, бросает вызов, предлагая или вынуждая чем-то себя заполнить. И конечно, сначала из ниоткуда, таинственно, рождается миф, тот самый Мифос, который творит Логос для описания самого себя, и много чего ещё. Воображение в этом свете - насущная потребность всего живого. Не только людей или богов. Весь мир наполнен смыслом. Очень разным. Различаются и скорости и сущностное наполнение творческого процесса, однако если должным образом настроиться, то можно уловить и различить всевозможные вибрации творческого сознания где угодно, хотя бы и в камне.

В современном мире нам приходится, иметь дело с множеством всевозможных производных сущностей и структур, созданных как богами, так и людьми. Всё это представляет собой сложно и хитропереплетённую вязь, ткань современной жизни, в которую мы буквально врастаем собой, проходя определённые этапы отождествления, воспитания, образования, освоения прочих механизмов и инструментов вхождения в нашу общественную реальность.

Отождествление является сложносоставным и многомерным процессом сонастройки-подстройки к происходящим в общественной части Имажинера процессам. Врастание, заключающееся в обретении во внутреннем пространстве необходимых скоростей и позиций внимания, направленных на слияние с важными для жизни в избранной реальности процессами и явлениями. Это действительно где-то слипание, а где-то и срастание с ними, отзеркаливание и отпечатывание этого изображения в своём внутреннем мире, и последующее сохранения этого клише для личного пользования. Так, например, рождаются образцы поведения.

То, что мы обычно считаем «физической реальностью», в этом свете является застывшей частью Воображаемого, проявленной и закреплённой, очевидно, волей Творца - Воображателя, и, соответственно нашей так же. Здесь присутствует общее соглашение на очень глубоком уровне архетипического сознания, на уровне обычно неосознаваемом.    

Созидание исцеляющего вымысла не преследует задачи обмануть, или ввести в заблуждение человека для его «блага», или направить его по пути, видимом лишь вымышляющему. Напротив, выдумка и последствия от неё здесь очевидны всем. Нужно снять привычный контекст, подразумевающий враньё, со слова «вымысел».

Вымысел, изначальная способность вымышлять, мыслить, как олицетворение творческого начала, либидо, в данном случае, позволяет не прилипнуть к какому-то одному смыслу, но продолжить поиск или творение смыслов дальше. Запустить остановившееся в субъективном пространстве время, введя в него возможность какого-то события или событий. Увидеть происходящее с другой точки зрения. Произвести деконструкцию и рекомбинацию ситуации, итогами которой становится новое движение и открываются новые свойства и возможности, и наконец, просто произвольное продолжение творения, в режиме потоковой импровизации.

     Похожим свойством обладает гиперболизация. Например, литературные образы, или образы искусства, наделяемые яркими собирательными чертами. В «обычной» реальности таких фигур не существует, есть прототипы, куда менее яркие и насыщенные, обладающие чаще, зачатками черт сгущенных классиком в едины образ. Но в данном случае, в произведении искусства этот приём позволяет читателю ярко и ясно, пройти путь героя вместе с ним, наблюдая и отождествляясь с ним. И таким образом сохраняется масса времени и впитывается богатейшая пища для ума и души. Здесь очень важен вопрос меры и мотива, и грань между вредом и пользой от гиперболы часто размыта.

У субъекта Воображения - Имажинера всегда есть и, наверное, должен быть выбор, по какой дороге пойти, истинной или ложной. По высшему промыслу для каждого человека действуют свои методы мотивации, наставления его на путь индивидуации, как истинные так и ложные в корне. Но, в своём случае каждый мотив и истинный и ложный способен сподвигнуть человека на действие, реально необходимое в данный момент либо ему самому, либо кому-то ещё. В каком-то смысле эти движущие мотивы равны, равно истинны потому что он верит им и движется под их влиянием.

Известный Де Картовский тезис: «Я мыслю, значит, существую» в пространстве Воображения можно увидеть как: «Я творю, значит, я существую». И, своим существованием я принимаю вызов смерти. Иными словами, я творю перед лицом небытия, и значит, я есть.

В пространстве Воображения – Имажинера творец изначально един со своим творением, поскольку всё находится в одном пространстве и тонкоматериальном движении (повторюсь, мир проявленный понимается здесь как обретшая плоть и застывшая по чьей-то воле часть воображения) и собственно состоит из одного и того же материала – из самого пространства воображения. Происходит таинство соединения в общей среде, и, находясь в этом пространстве, можно и познавать и управлять и переживать всё одновременно. Доступ в пространство Имажинера автоматически обеспечивает вИдение и постижение в той степени, на которую готов субъект он же объект Имажинера - Воображения.

Собственно Имажинер представляет собой гигантский сон, в котором есть всё, и сон и явь и плотная и всевозможные тонкие реальности и в котором всё возможно без каких бы то ни было ограничений и текущие феномены происходят и хаотически, и целенаправленно, и рационально и иррационально.

Продолжая мысль о единстве субъекта и объекта в пространстве воображения, становится очевидным, что практически любое действие, совершаемое в нем, является актом познания себя, происходящем в себе самом. И вопрос понимания и восприятия этого тезиса является вопросом субъективного осознания границ самого себя. Устройство пространства и процессов в МТ, сама его идея изначально направлена на преодоление субъективных границ, на раскрытие и расширение, на взаимодействие и воссоединение с глубинными бессознательными и сверхличностными структурами Воображения.

Прошедший соответствующее обучение, ведущий МТ и Архетипических Технологий, обладающий навыками системного видения и управления своим состоянием, вполне способен сориентироваться в пространстве Воображаемого, уловить ключевые мифы и сюжеты, существующие в сознании заказчика и определить пути оптимального решения текущих и стратегических задач, пользуясь обширной методологией Магического Театра.

Отдельно хочется коснуться вопроса доверия ведущему в процессе МТ. Почему можно доверить управление частью своей жизни кому то? Здесь уместно, пожалуй, изменить вопрос и сформулировать его так: почему вообще возможно или необходимо доверять кому либо кроме себя самого? Или, когда можно или необходимо довериться кому либо кроме себя?

Кроме аргументов, что специалист может лучше выполнить задачу, является, совершенно очевидным вывод – поскольку моих средств и знаний не хватает для решения моей задачи, возникает необходимость разомкнуть свой внутренний мир и обратиться вовне за ответами на вопрос и, возможно, за практической помощью.

Помочь могут, к примеру, книга, близкий человек или кто-то, являющийся авторитетом для меня. Помощь нужно уметь принимать правильно. Доверие не должно строиться на предположении, что кто-то сделает именно то, что я в тайне хочу. Желательно доверие такого порядка, как при сильном душевном кризисе, когда все испробованные средства не сработали, и я готов принять любое решение вопроса. Это в идеале. При такой степени открытости задачи решаются хорошо и глубоко.

Обычно же человек не властен над своими защитными механизмами и вариант, когда заказчик дошёл до «ручки» встречаются в практике МТ редко. Обычно он не может сразу раскрыться процессу, и ведущему, (это одна из его важнейших функций) приходится при помощи специальных приёмов, и особой организацией пространства МТ, творимой для конкретного случая, приводить заказчика в нужное для успешной работы состояние. В состояние доверия самому себе и миру и процессу. Без этого качественная работа невозможна в принципе. Это умение является существенной частью процесса подготовки ведущего и в дальнейшем, после получения передачи на ведение МТ и АИ совершенствуется постоянно.

Таким образом, парадигма Воображаемого-Имажинера и процесс Магического Театра позволяют осуществить беспрепятственный доступ к практически любой реальности вне зависимости от временных, культурных, философских, научных или бытовых обусловленностей, что очень полезно функционально. Так как позволяет свободно втечь в любую реальность и оперировать в ней, ставить и решать практические задачи.

Соответственно, для вхождения в пространство Воображения ключевым моментом является умение управлять вниманием, и развитие чувства доверия процессу. Что в свою очередь достигается, прежде всего, позволением на восприятие, своеобразным размягчением обычных опор и фокусов внимания.

Для начинающих существуют специальные сенситивные тренинги – действия для раскрытия способностей восприятия в основном путём посвящения. Каких-то жёстких систематических практик обычно не нужно, кроме текучей практики деконцентрации, за исключением особых случаев, для людей с различными индивидуальными особенностями.

 

Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература... 
 
Категория: Недавние статьи
Просмотров: 7805