Владислав Лебедько, Ольга Мазур

 

Архетипические технологии

 

Несколько лет назад в нашей творческой группе (Владислав Лебедько, Евгений, Найденов, Максим Михайлов и др.) появилась необычная способность – возможность «фокусировать» архетипы на Магический Театр[1], а потом и просто «на» человека, которому нужны были некие переживания, информация от архетипического источника (духа, божества, явления). При этом переживаются мощные энергопотоки, вызывающие отчетливые изменения психофизического состояния (телесные функции и ощущения, эмоции, озарения и инсайты, информация дотоле неизвестная и т.п.). Скажем так: удалось найти (на самом же деле – вспомнить) уровень языка[2], где в очень свернутом виде каждое слово содержит огромную совокупность смыслов, переживаний и ощущений, намоленных и намысленных миллионами людей вокруг осей – архетипов коллективного сознания и бессознательного. Архетипы же не возникали на голом месте. Они являются некими «резонансными пространствами» в едином энергетическом поле Универсума. И когда мы произносим определенным образом, находясь в определенном состоянии, эти слова, происходит развертка огромного числа смыслов и ощущений, доступная для переживания. В нас разворачивается архетип, как совокупность общечеловеческого опыта на «резонансной частоте». Это переживание можно, при помощи специальной процедуры, передавать «оператору» и, затем, вести с ним беседу, где он отвечает от имени архетипа. Нужно только, чтобы «оператор» был достаточно сенситивен.

Работу с архетипами мы активно вели и на наших семинарах, на которых с 2000 года делался акцент на исследование Мифологического сознания и способы достижения мифологического восприятия себя и мира – восприятия всеединства и целостности, путем переживания всего (и, прежде всего, – себя самого и своей души) как Живого, одушевленного, связанного со всем и растворенного во всем.

 

Мы выделяем три основных вида Архетипических Технологий:

 

1.   Работа с архетипом в режиме Оракула;

  1. 2.      Архетипическое Путешествие;
  2. 3.      Архетипическое Исцеление;
  3. 4.      Архетипический Исцеляющий Вымысел (возрастная регрессия, работа с фигурой ключевого предка, историческая регрессия).

 

1. Работа с архетипом в режиме Оракула достаточно проста: на одну или несколько фигур фокусируется (ются) тот или иной архетип (ы) (в случае, если фокусировка происходит на несколько фигур – архетипы, как правило, разные). Далее у появившегося таким образом Оракула Ведущий, Запросивец и другие фигуры могут спрашивать необходимую информацию, касающуюся хода Театра, необходимости каких-то действий, проверки рабочих гипотез Ведущего и т.п. Естественно, Оракул не всеведущ, но через него можно получить необходимую информацию по различным контекстам сюжетов жизни Запросивца, возможностям данного Магического Театра. Особенно этот прием полезен, когда происходит пробуксовка, или начинающий Ведущий оказывается между выбором нескольких стратегий дальнейшего развития МТ и нуждается в подсказке.

 

2. Метод Архетипических Путешествий открылся творческой группе, руководимой В.Лебедько, на семинаре «Русский Дух и Русская Душа»[3] в январе 2007 года [4]. Эта технология базируется на методе «Активного воображения», разработанном Карлом Юнгом[5] и его последователями (особенно Джеймсом Хиллманом[6]). К «Активному воображению» мы добавили один существенный и принципиальный момент – «фокусировка» архетипа «в участнике» воображаемого путешествия[7]. Путешественник создавал намерение на «маршрут» - тему путешествия (это могли быть, например, известные темы – путешествие в глубины моря или в подземный мир, а могли быть и новые, разработанные нами маршруты, исходя из особенностей того или иного архетипа), а приглашенный архетип многократно усиливал эффект воображения, создавая ощущение психоделического путешествия по мирам (с абсолютно достоверными психофизическими состояниями) и, кроме того, архетип являлся проводником и вожатым путешественника, а также сообщал ему ту или иную необходимую информацию и помогал ориентироваться. Люди, имевшие психоделический опыт, признавались, что «Архетипическое Путешествие» на порядок превосходит опыт приема «грибочков» или иных психоделиков, холотропного дыхания[8], шаманских путешествий и т.п. Кроме того, на семинаре (и далее – в процессе написания книги) путешественника сопровождал партнер – Ведущий, который направлял его вопросами, просил отождествляться с теми или иными образами, получать от образов, встречающихся на пути, информацию и многое другое. Путешественник получал, кроме самого эффекта путешествия по мирам, богатую информацию о разных слоях своего внутреннего мира, которая потом использовалась на Магических Театрах[9] и т.п.


Учитывая тот факт, что развитие сознания отдельного человека повторяет эволюцию сознания человечества (отраженную в мифологии[10]), мы могли также получать мифологическое описание некоторых процессов нашего общего человеческого прошлого, а также получать метафорическую информацию о разнообразных мирах нашего сознания.

В каждом путешествии повествование идет от первого лица (путешественника), как диалог с той или иной богиней. Большая часть полученной нами в путешествиях информации имеет метафорический характер, хотя кое-где мы обращали внимание на некие детали и расшифровку полученных метафор. Описания некоторых путешествий могут показаться местами противоречивыми, тем не менее, мы не старались снять эти противоречия, ибо эти описания предназначены большей частью для образного восприятия и стимуляции правополушарного мышления, а не для логических умозаключений. Из путешествий по различным мирам получился своеобразный коллаж, дающий как бы отдельные мазки на полотне картины мира Мифологического восприятия, которое, на мой взгляд, очень важно именно в нашу эпоху для оживления и одушевления сознания людей и окружающего нас мира.

Архетипическое Путешествие используется как самостоятельный метод в различных Архетипических Исследованиях, но может иногда входить в ткань Магического Театра на отдельных этапах. Как правило, в ходе МТ оно занимает от 5 до 20 минут, во время которых Запросивец или какая-то из фигур отправляется в Архетипическое Путешествие, а остальные участники, включая зрителей, в это время находятся в медитативном состоянии, также осознавая некие образные ряды, резонансные с процессами того, кто находится в путешествии. В результате Архетипического Путешествия на МТ могут быть сняты отдельные блокировки, получены ответы на актуальные вопросы, а также создана новая атмосфера для усиления динамики Театра.

 

Приведем пример Архетипического Путешествия одной из участниц МТ.

 

Как пишет сама участница: «В ходе этого Архетипического Путешествия мне в метафорической форме удалось увидеть и пережить тот Путь, который мне предстоит пройти после МТ в дальнейшем. Я привожу этот пример в качестве яркого переживания, но не стремлюсь расшифровывать образы: они интуитивно ясны мне и будут разворачиваться в дальнейшей жизни. Читатель может воспринять мое повествование как некую сказку, в которой зашифрован смысл движения по Пути знания.

Итак, после того, как Ведущим был сфокусирован во мне архетип Бабы Яги, я почувствовала интенсивный энергопоток, который воспринимался как ощущение тепла и вибрации во всем теле. Я перевела внимание на образный ряд и мое путешествие с Бабой Ягой началось:

Я в лесу. Передо мной огромные валуны. По этим камням вверх ведет тропинка. Я поднимаюсь по ней. Баба Яга говорит, что эти камни – те препятствия, которые мне необходимо преодолеть. Я поднимаюсь все выше, подъем заканчивается, и я оказываюсь в сосновом лесу. Землю устилает густой мох. Тропинки больше нет – я останавливаюсь, не зная, куда идти.

- Бабушка, что это за лес?

- Это твоя нерешительность. Надо просто идти.

Я иду. Под ногами бурелом, ноги тонут во мхе, воздух густой, пропитан влагой. Баба Яга говорит, что бурелом – это нерешённые задачи многих людей, общества в целом. Идти непросто, но меня не пугают препятствия. Вскоре я вижу просвет между деревьями и полянку, на которой стоит огромный дуб с дуплом, больше похожим на пещеру. Это дерево – некий переход. Я, не раздумывая, вхожу в это дупло-пещеру, оглядываюсь назад и вижу освещенную солнцем полянку, на которой только что стояла. Я протягиваю руку вперёд, пытаясь нащупать стенку дупла, но не чувствую её. Я делаю шаг, затем ещё и ещё, и оказываюсь в полной темноте. Я продолжаю идти; где-то вверху вдруг появляется дневной свет, похожий на конец тоннеля. Неведомая сила начинает поднимать меня к нему.

Поднявшись, я оказываюсь на краю высокого, вровень с облаками, обрыва. По левую сторону от меня - море, и я чувствую кипящую в нём жизнь, а по другую – горное плато бескрайнее и ровное, с опалённой солнцем травой. Мой взгляд скользит вдоль кромки обрыва – она теряется в облаках. Баба Яга поясняет, что этот обрыв, как две грани жизни: кажется, что упадёшь с него и разобьёшься, но там, внизу, тоже жизнь, ещё более бурная. Я поворачиваюсь к плато и бегу по нему. Пересекая мой путь, проносится табун лошадей. По словам Бабы Яги, этот табун – моя внутренняя энергия, сильная и необузданная, это мой ресурс. Я запрыгиваю на одну из лошадей. Меня охватывает огромная радость от единения с этим сильным животным, чувствую, как подо мной двигается молодое, полное сил тело. Мы на огромной скорости мчимся по плато, без дороги, без цели. Мы с лошадью – единое целое, первобытная мощь. Я вспоминаю о цели своего путешествия и лошадь переходит на шаг, понимая меня без слов. Прошу Бабу Ягу разрешить мне придти к ней в гости.

Передо мной возникает избушка на курьих ножках. Самая настоящая, из сказок. Я спешиваюсь. Меня поражает реальность и величина этих куриных лап. Я смеюсь – сказки очень правдивы, до мелочей. Подпрыгиваю и висну на локтях под окном и тут же со смехом падаю на траву, вспоминая, что избушку надо попросить повернуться. Избушка будто слышит мои мысли и поворачивается ко мне лестницей. Я поднимаюсь по ней и немного медлю перед дверью. Затем стучусь; дверь открывается и я шагаю во мрак, который сначала немного пугает.

Меня встречает Баба Яга – старушка в старой, чистой, но неопрятной одежде, уже практически превратившейся в лохмотья. На ней тёмно зелёная длинная юбка, тёмно синяя рубаха и распахнутая длинная коричневая жилетка. Она стоит босиком на деревянном полу в пол оборота и искоса смотрит на меня колючими зелёными глазами, которые поражают своей живостью и цепкостью. У неё не очень морщинистое лицо, крупный нос картошкой, насмешливая улыбка и глубокие лучики-морщинки в уголках глаз. Мы смотрим друг на друга – знакомимся. У меня нет страха перед ней, наоборот, - есть ощущение, что мы давно знакомы заочно. Она обнимает меня одной рукой за плечо и ведёт в комнату.

В избе царит полумрак, рассеиваемый тусклым дневным светом из крошечных окошек. Вдоль стен стоят лавки и маленький деревянный стол совсем рядом с дверью. Я осматриваюсь. Поднимаю голову и вижу, что потолком является сама крыша, под которой висят пучки какой-то травы. Бабушка смотрит на меня внимательными и хитрыми глазами. Чувствую её вопрос: «Зачем ты пришла?» Не слышу, а именно чувствую то, что она говорит. И так же мысленно отвечаю: «Это инициирующее путешествие, Бабушка». Она улыбается мне, поднимается с лавки и направляется в соседнюю комнату, где только что меня встретила. Я понимаю, что она хочет мне что-то дать. Вскоре Яга возвращается с небольшим мешочком в руках, на ходу кладя в него две лапки – заячью и лапу какой-то хищной птицы. Она вручает его мне. Положив его на стол, я ослабляю кожаную тесёмку. Внутри кроме этих лап я нахожу еще множество артефактов, среди которых круглый красный полупрозрачный камушек и холщёвый мешочек с травками. Я не знаю предназначение этих артефактов и вопросительно смотрю на Бабушку. Она улыбается и касается ладонью моего лба. По всему моему телу проходит горячая волна, сопровождаемая дрожью, и на мгновение я превращаюсь в Рысь – большую серо-голубую кошку с огромными сильными лапами и янтарно-жёлтыми глазами, я буквально чувствую их цвет. Рядом с собой вижу голову огромного тигра. В то же мгновение видение исчезает и я снова обретаю облик человека. Это превращение меня почему-то удивляет меньше, чем полученные артефакты. Я спрашиваю, что означает это превращение. Бабушка говорит, что мне даны сила и способности этого удивительного животного, его обострённое чувствование и выносливость.

- А что делать с этими артефактами?

- Придёт время и ты сама всё поймёшь.

Меня отвлекает посторонний звук, какое-то время я не могу сосредоточиться на разговоре с Бабой Ягой. И вдруг я вижу, что она уходит от меня. Я бросаюсь за ней. Когда я её догоняю, она оборачивается ко мне – на её лице читается злость и раздражение. Я понимаю, что бездарно трачу драгоценное время, отвлекаясь; падаю на колени и прошу прощения. Баба Яга смягчается и с улыбкой поднимает меня с колен. Мы снова оказываемся в комнате. «Спрашивай, - говорит она, - пока ты здесь».

- Каков мой путь? (куда мне дальше идти?)

- Ты уже выбрала свой путь.

Я рассматриваю её руку, костлявую, обтянутую кожей; кладу на неё свою, невольно сравнивая обе наши руки. Она улыбается, хитро щуря глаза: «У тебя такие же руки будут».

Я спрашиваю разрешения побыть в её избе ещё и чувствую её ответ: «Будь здесь, сколько хочешь».

- Бабушка, а можно будет ещё придти к тебе в гости?

Она смеётся: «Куда ты денешься?!» (Разве у тебя есть другой выход?!)

Спустя некоторое время я выхожу на улицу и вижу огромного огненного Дракона. Меня охватывает волна благоговейного трепета и восхищения одновременно. Без слов я понимаю, что этот Дракон принадлежит мне, это ещё один подарок Бабы Яги.

Дракон наклоняет ко мне свою огромную голову и меня обдаёт его горячим дыханием. Мы внимательно смотрим в глаза друг другу, знакомясь и изучая. По мне растекается радость, как если бы я обрела что-то очень долгожданное, что давно искала. Всё внутри отзывается любовью к нему, и я понимаю, что наши судьбы неразрывно связаны. «Победить в себе Дракона», - вспоминаю я чью-то фразу, которая тут же трансформируется в другую: «Приручить своего Дракона».

Я запрыгиваю к нему на спину, перекинув за плечи мешочек с артефактами, и мы стремительно взмываем в солнечное небо. У меня захватывает дух от скорости и мощи, а еще от ощущения нашей крепнущей связи и единения. Мы огромной тенью проносимся над лесами и залитыми солнцем лугами. Меня охватывает ликование, причудливо сочетающееся со спокойствием.

Вскоре перед нами возникает высокая отвесная скала. Мы легко скользим вертикально вверх вдоль неё и вскоре оказываемся на её острой вершине. Я спрыгиваю со спины Дракона, а он обдаёт меня пламенем, будто облизывает. Пламя не причиняет мне вреда, только окутывает приятным теплом и светом. Нет ни испуга, ни удивления, как не удивляют объятия близкого друга. Дракон поднимает голову, вытягивает шею, на которой огненными всполохами играет солнце, и издаёт торжествующий крик, который волной разносится по всей Земле. Этот радостный вопль возвещает Миру о нашем прибытии: «Мы здесь!»

Я смотрю на клубящиеся под нами облака и мне очень хочется увидеть землю. Дракон, будто прочтя мои мысли, наклоняет голову вниз и могучим дыханием развеивает дымку. Внизу показываются поросшие лесом горы и деревушка в горной долине. В этот момент я вспоминаю обо всем, что произошло в избушке Бабы Яги. «Что означает голова Тигра?»

В тот же миг Дракон подхватывает меня и спустя пару мгновений мы приземляемся у избушки. Меня перестает удивлять его мгновенная реакция на мои мысли – наша связь не только душевная, духовная, но и ментальная – мысли, возникающие в моей голове, одновременно возникают и у него.

Спрыгнув с его спины, я захожу в избушку, в которой была совсем недавно. Баба Яга сидит в углу у окна и что-то вяжет. В этот момент она больше всего походит на обычную бабушку, ждущую внуков со школы. Я подбегаю к ней и сажусь в ногах.

- Бабушка, что означает Тигр, которого ты мне дала? Для чего он?

Она улыбается в ответ доброй улыбкой: «Не торопись, девочка! Всему своё время. Ты всё поймёшь однажды, а пока присмотрись получше к этому животному». Она устремляет взгляд в окно, за которым на поляне резвятся два огромных тигра. Меня завораживает размеренная грация этих крупных кошек. Возникает сильное желание пообщаться с ними, и я, поблагодарив Бабушку за помощь в путешествии и подарки и попрощавшись с ней, выхожу на улицу.

Тигры встречают меня дружелюбно и с интересом. Один из них кажется мне знакомым. В его взгляде читается хитрая улыбка, как намёк на что-то, о чём я забыла. И, действительно, я вспоминаю, что он приходил уже ко мне во сне. Тигр мысленно расплывается в широкой улыбке.

Я все больше привыкаю к такому бессловесному общению. Оно является нормой в этом гармоничном Мире. Слова не нужны – есть потрясающе тонкое чувствование и единение всего живого. Каждая травинка, веточка, птица, животное связаны друг с другом незримыми нитями и сосуществуют как единый Организм в любви и согласии.

Тигр разрешает мне обнять себя и погладить. Я чувствую себя очень комфортно в тигриной компании и они нисколько не настораживаются в моём присутствии, а играют, катаются по траве, прыгают.

Моё путешествие подходит к концу и я на прощание ещё раз подхожу к своему Дракону, чтобы обнять его. Я заглядываю в его огромные жёлтые глаза – он не прощается со мной, зная, что мы скоро снова увидимся.

На этом мое путешествие заканчивается, и я внезапно понимаю, что за это короткое время я стала уже немного другим человеком. Я готова идти дальше. Я начинаю осознавать смысл Пути…»

 

Мы можем видеть, что в результате этой работы, благодаря Активному воображению, с одной стороны, и «фокусировке» архетипа, с другой стороны, Запросивица проделала достаточно интенсивную работу души, в результате которой в метафорической образной форме ей стали ясны и перспективные задачи, и возможные трудности в их реализации, а также произошел энергетический эффект, заключающийся в снятии некоторых блокировок, сдерживавших её развитие. После включения этого Архетипического Путешествия в МТ (длилось оно около 20 минут), дальнейшая работа в МТ пошла с более острым накалом (учитывая, что до того возник некий тупик в ходе МТ, который и был преодолен с помощью Архетипического Путешествия).

 

Итак, Архетипическое Путешествие является одной из архетипической технологий, разработанных нами, имеющих как самостоятельное применение, так и использующихся в Магическом Театре.

 

3. Следующая архетипическая технология – Архетипическое Исцеление. Она также может применяться как в индивидуальной терапии, так и в МТ, как еще один кратковременный (от 5 до 20 минут) элемент, позволяющий интенсивно и быстро снять мощные глубинные психологические защиты и выйти на корни проблематики Запросивца. В аналитической работе для достижений подобного эффекта иногда требуется полгода работы. Здесь же, благодаря «фокусировке» архетипа и выходу за пределы доминирующих в социуме и в психологии атмосфер Афины и Аполлона, защиты снимаются так, что для всех присутствующих (Запросивца, зрителей и актеров) происходящее воспринимается как само собой разумеющееся и никак далее не влияет на самооценку Запросивца – в атмосферах Диониса, Афродиты, Ареса, Аида, Гермеса, Люцифера и других, те глубинные комплексы Запросивца, о которых он не мог бы спокойно говорить в Аполлонической атмосфере, испытывая сопротивление, а зрители, в свою очередь, могли бы быть шокированы такой степенью откровенности, достигнутой уже через несколько минут после начала групповой работы, на которой они, может быть, в первый раз видят друг друга, - в вышеперечисленных атмосферах всё это происходит естественно, не вызывая сопротивления Запросивца и шока зрителей, напротив, и во время применения этой архетипической технологии, и после, и у Запросивца, и у зрителей происходит принятие произошедшего, увеличение доверия к миру, резкое расширение горизонтов сознания, которое с тех пор у всех участников становится способно воспринимать ранее шокирующие вещи спокойно и с пониманием.  Приведем несколько примеров.

 

  1. Случай Андрея. Психосоматическая проблема, заключающаяся в наличии лишнего веса (более 20 кг.), а также в затруднениях в доведении многих дел до конца.

 

Приводим описание самого Андрея (имя и некоторые детали изменены).

 

«Ведущий сразу после озвучивания мною запроса «сфокусировал» во мне архетип Аида. Я почувствовал мощный и тяжелый энергопоток. Моё тело при этом налилось какой-то густой тяжелой силой и я воспринимал его как бы состоящим из земли или глины. Ведущий обратился к Аиду с просьбой показать мне ключевую ситуацию, которая запустила мою проблему. Удивляясь сам себе, я услышал, как мои же губы произнесли: «Возраст 6 лет, на моих глазах погибла моя двоюродная сестра». Я как Андрей снова переживаю тот роковой день, рыдаю. Ведущий просит рассказывать, несмотря на мои рыдания, что я вижу. Я описываю события мая 1966 года, когда мне было 6, а моей сестре – 11 лет. Сестра Наташа верховодит на улице в большой детской компании, берет Виталика (своего брата), друга его, меня и мы бежим на бульвар. И вот Виталик с другом перебегают дорогу, и что-то орут - типа «ура, военные едут». Действительно, по улице едет колонна военных машин. Наташа тоже собирается перебежать, но держит меня за руку, а я просто стою и не двигаюсь. Как будто какая-то сила меня пригвоздила к месту. Тогда Наташа вырывает свою руку из моей и бежит через дорогу. Я остаюсь стоять. И в этот момент из-за колонны выруливает такси и сбивает ее. (У меня с тех пор часто такое состояние бывает. Встаю и все, и с места меня никто сдвинуть не может. И сам не понимаю, почему так происходит). Далее у меня иногда возникает на внутреннем экране картина. Я стою и смотрю, как орет на меня отец. Мать сидит рядом и молчит, она спряталась. Я вижу, как они с матерью испуганы, и весь свой страх буквально сливают на меня. А я чувствую себя преданным, так как меня отец обвинил в смерти Наташи.

И тут Ведущий меня спрашивает:

- А ты хотел убить отца?

Вот это ВОПРОС!!! Я чувствую, как Я внутри разлетаюсь на маленькие кусочки, и пока « разлетаюсь», неожиданно для себя слышу, как мои губы говорят «ДА».

Только после этого внутри я понимаю, что в тот момент, когда мой отец на меня кричал, я действительно хотел его убить, я посчитал его трусом и предателем. Он стал орать, испугавшись, и он даже не стал меня слушать… а просто орал.

А через год отец умер… И у меня возникло внутри чувство что это я его убил…

И снова вопрос от Ведущего:

- А тебе хотелось самому умереть?

И сразу воспоминания… Приходит то, что я так долго прятал, даже, и наверное в первую очередь, от себя.

- Действительно, хотелось.

Я не понимал, почему столько внимания уделяется больному, умершему, а живущий рядом ребенок игнорируется. Мне хотелось внимания и участия и я мечтал, что я умру, тогда они сразу все ко мне прибегут да плакать и причитать начнут.

        Снова слышу слова Ведущего:

- Представь: тебе 6 лет, ты лежишь в морге мертвый, голый с номером на большом пальце ноги…

- Представил…Б-р-р-р … А потом я представляю, как вся толпа родственников пришла в морг и стала плакать, поднимаюсь со стола, грожу пальцем своим родичам – ага, пока был жив, значит, меня замечать не хотели, а стоило умереть - тут же стал нужен, тут же приперлись все – и из меня буквально вырывается истерический смех…

       

В этот момент Ведущий обращается к Аиду, и тот отвечает моими губами:

Ведущий: Здравствуй, Аид.

Аид: Здравствуй.

Ведущий: Что ты можешь сказать Андрею по сути его запроса?

Аид: Да, Андрей обратился ко мне с просьбой, и я дал ему свою энергию. Она тогда нужна была ему для защиты, Для того, чтобы он был таким большим и страшным, чтобы никто не посмел подойти к нему и закричать на него, он хотел убивать всех, кто посмеет плохо с ним общаться. Он хотел тогда заставить всех его бояться. Кроме этого у него была еще одна задача. Это была его миссия, которую он взял на себя еще до рождения. Помочь перейти в другой Мир своей сестре и отцу. Для этого я и дал Андрею свою энергию. Да, я готов забрать ее, отдать ему то, что он мне дал в то время.

Ведущий: Андрей, ты готов отдать Аиду его энергию?

Андрей: Да, Аид, я благодарю тебя за твою поддержку, и я отдаю тебе твою энергию, которой пользовался, которая помогла мне выполнить свое обещание и помогла мне остаться в живых.

Я чувствую, как идет передача - как будто из меня уходит та тяжесть, которую я ощутил в начале работы. Моё состояние сильно меняется. И приходит понимание, что в этой жизни все делается не просто так, для всего есть вполне определенная цель и что я выполнил то, что обещал, и что теперь мне нужно отдать эту энергию Аиду.

После завершения процесса передачи Ведущий благодарит Аида и отпускает его, а я еще долго прихожу в себя, слушая, как люди, наблюдавшие за процессом и помогавшие мне своим вниманием, делятся впечатлениями. Я чувствую, как внутри меня происходят буквально «перестроечные» процессы, как меняется мой взгляд на ту ситуацию, как стирается «лишняя» информация, отработанная, действие которой завершилось, и как мое тело наполняется спокойствием и удовлетворением».

 

Через 2 месяца мы общались с Андреем - он похудел на 10 кг., был бодр и полон энергии, говорил о том, что теперь доводит дела до конца, не испытывает больше гнетущего чувства вины, которое было с ним более 40 лет, и, к тому же, у него появилось принятие других людей, а также гораздо больше доверия к жизни, чем раньше, и в целом - совершенно новое восприятие жизни, более глубокое и объёмное.

 

2. Приведем в качестве примера еще один случай с достаточно редким разрешением ситуации. В данном случае запрос участницы МТ заключался также в психосоматической проблеме. Назовем Запросивицу Ирой. Запрос Иры: несколько месяцев болит правое плечо. Ни с какими другими заболеваниями это не связано, была у врачей по разным поводам. Болит сам сустав.

 

Сразу после озвучивания запроса Ведущий фокусирует в Запросивице архетип Ареса.

 

Ведущий: Арес, помоги, пожалуйста, Ире почувствовать импульс или желание, которые она не реализует.  

Арес: Хорошо.

Ведущий: Ира, что приходит?

Ира: Чувствую желание размахнуться…

Ведущий: Чья сдерживающая сила?

Ира: Дракон. Его лапа у меня на этом плече.

Ведущий: Побудь этим драконом, влезь в его шкуру.

Дракон: Я дракон. Я мощный, сильный. Очень много огня.

Ведущий: Чего ты хочешь от Иры?

Дракон: У меня ощущение, что она просто каменная, и попала под лапу. Она мне вообще неинтересна.

Ведущий: Рассмотри её поближе.

Дракон:  У меня к ней жалость. Стоит такая безжизненная.

Ведущий: А в тебе, наоборот, есть сила, потенциал и огонь того, чего в ней нет?

Дракон:   Да.

Ведущий: Арес, означает ли это, что Дракон предлагает ей выйти в жизнь, а она его смахивает или сбрасывает?

Арес: Да, и она, наоборот, покорна. Что положишь, то и понесет.

Ведущий: Эта сила твоя, Арес?

Арес: Да. И еще чья-то.

Ведущий: Что мешает ей захотеть пробудиться, наполниться огнем?

Арес: Такая сила, как правило, связана с какой-то влюбленностью. Но в конце уже приходят разочарование, и следом истощение.

Ведущий: Ира, ты хочешь влюбляться?

Ира: Да, хочу.

Ведущий: Как ты сдерживаешь себя от этого?

Ира: Существуют периоды затишья, после которых я отдаюсь влюбленности. Она быстро заканчивается, после чего у меня идет период смуты, безразличия, вязкости.

Ведущий: У меня возник мифологический сюжет. У Афродиты, которая отдавалась всем и всегда без ограничения, всё-таки был муж - Гефест. Однажды ему удалось соорудить ловушку, и застать Афродиту с Аресом. Боги пришли и посмеялись именно над мужем, но в какой-то момент Арес с Афродитой всё же оказались в одной сети, в ловушке. Это момент напряжения и ожидания наказания. Они же не знали, что боги встанут на их сторону и осмеют Гефеста. Ира, чувствуешь ли резонанс с моими словами?

Ира: Да. Мама как-то раз очень сильно обвиняла меня в неподобающем общении с мальчиком, да и вообще называла меня проституткой с 13-ти лет. Хотя я поцеловалась-то впервые в 19…

Ведущий: Арес, уже «горячо»?

Арес: Да.

Ведущий: Ира. Повтори за мной слова и почувствуй, как они в тебе отзовутся.

«Я с отрочества хотела и хочу страстной влюбленности, страстей. Хочу намного чаще, чем это происходит. И те обвинения, которые мать произнесла, соответствуют моему воображению».

Ира повторяет.

Ведущий: Что чувствуешь?

Ира: Хотелось бы это сбросить, но я ощущаю, что это уже вросло в кости. Все кости правой руки буквально пропитаны этим.

Ведущий: Арес, можно вместе с тобой еще пригласить Кащея Бессмертного?

Арес: Да.

Ведущий: Кащей, здравствуй! По делу тебя пригласили?

Кащей: Да.

Ведущий: Скажи, Кащей, как Ира утрамбовывала чувство вины в свои кости? Эта просьба была обращена ею бессознательно к тебе?

Кащей: Да.

Ведущий: Кому она хотела мстить этим? Своими костями, напитанными виной. Это ведь месть?

Кащей: Матери. Это немой укор.

Ведущий: Ира, представь и скажи матери это: «Мама, полюбуйся! Вот кости. Они насквозь пропитаны моей виной. Это тебе!»

Ира повторяет.

Ведущий: Что с мамой происходит, Ира?

Ира: Она злится, так как она не понимает, зачем я ей это даю, и она никак не может их использовать.

Ведущий: Что ты чувствуешь?

Ира: Мне обидно и больно. (Плачет).

Ведущий: Скажи матери, что тебе больно и обидно.

Ира, после трудностей, так как, по ее словам, образ матери уходит или разговаривает и не слушает, а также после споров с Ведущим, просит помощи у Кащея, чтобы удержать внимание матери, и проговаривает это несколько раз.

Ведущий: Та, кто не слышит, та, кто уворачивается – это твоя часть, которая не хочет слышать о твоей обиде.

Ира: Мне очень больно и обидно от того, что я запихала это в кости. Я настолько боюсь это полностью прочувствовать, что запихала это в кости.

Ведущий: Посмотри на это как на сон. Это твоё воображаемое. Реальность мало чем отличается от воображаемого. Когда мы в воображении совершаем инцест, изнасилование, убийство, ненавидим, то считаем, что это нормально. Но повторюсь: так называемая реальность и воображаемое вообще в каком-то смысле неразличимы, и каждый из нас многократно совершал так называемые тяжкие грехи в воображении и не винил себя за это. И сейчас ты можешь почувствовать, что, если между воображением и реальностью нет особой разницы, то можно простить себя практически за всё. (В этот момент осуществился переход в атмосферу позволения, причем такой, что все присутствующие также испытывают интенсивные психофизические переживания, многие плачут или смеются, иные просто расслабляются. Ира тоже плачет, потом смеется и перестает сопротивляться).

Ведущий: Кащей, что Ира может сейчас сделать, чтобы отдать тебе вытеснение этой обиды в кости? Ира может отдать твою силу, на которой это было сделано?

Кащей: Пусть попробует.

Ведущий: Ира, повтори: «Кащей, я отдаю тебе твою силу, которую использовала, чтобы отравлять свои кости ядом обид, ненависти, мстительности, вины».

Ира повторяет.

Ира: Пространство стало яснее.

Ведущий: Кащей, тебя можно отпускать?

Кащей: Да.

Ведущий: Спасибо, Кащей. Ира, что с тобой сейчас?

Ира: Вижу ящерку на плече.

Ведущий: Ира, спроси сейчас ящерку, что она хочет от тебя?

Ира: Ей нужно тепло. У меня желание, чтобы она жила в моем пространстве.

Ведущий: Возьми её в руки. Подержи. Погрей. Арес, что эта ящерка символизирует и означает для Иры?

Арес: Гибкость, юркость, связь с землей.

Ведущий: Арес, где ящерке лучше жить?

Арес: В контакте с Ирой.

Ведущий: Это связано с твоей силой, Арес? Теперь Ира может проводить твою силу? Страстность, ярость, если понадобится.

Арес: Да.

Ведущий: Арес, тебя можно отпустить?

Арес: Да.

Ведущий: Спасибо, Арес. Ира, в твою жизнь вошло позволение. Что сейчас с тобой?

Ира: В плече стало теплее и легче разворачивать. Больше ясности.

 

После применения этой архетипической технологии, занявшего по времени 15 минут, Магический Театр продолжился с большей интенсивностью и часть фигур уже в ходе этой работы претерпели качественные трансформации.

 

 

4. Следующую группу архетипических технологий мы назвали Архетипическим Исцеляющим Вымыслом (следуя идеям Джеймса Хиллмана[1]). Они основаны на той гипотезе (неоднократно проверенной нами на МТ практически), что энергию сразу нескольких психотравм, относящихся к одному контексту и определяющих какую-то сюжетную линию жизни Запросивца (ведомую тем или иным архетипом), можно сфокусировать в некоем событии, которое могло быть, а могло и не быть запускающим данную группу травм (возможно, оно было и периферийным), а затем разрядить эту энергию в катарсисе либо согласно концепции мифологического сознания «отдать долги» тому архетипу, который и ведет сюжетную линию, связанную с данным контекстом. В этом случае само травматическое событие или его «причины» могут быть искусственно сформированы как некий исцеляющий вымысел – метафора, за которой стоит тот или иной архетип. И результатом применения Архетипического исцеляющего вымысла будет являться не только симптоматическое исцеление, но и преображение одной из сюжетных линий жизни человека, в которой отныне будет проявляться больше точек-развилок для сознательного выбора, а также свобода и креативность. Мы активно используем на МТ три типа Архетипических Исцеляющих ВымыслоВедущий:

 

а) Архетипическая возрастная регрессия в некую дату из детства и, может быть, даже перинатального периода жизни Запросивца, которую видит Ведущий, доверяя своему воображению, и, далее, с опорой на телесные ощущения и образы, возникающие у Запросивца (а также других фигур МТ) при точном названии даты (год, месяц, число, час, иногда минуты) метафорически моделируется некое событие Исцеляющего Вымысла (при этом часто Запросивец даже вспоминает конкретные события и остро переживает связанные с ними эмоции – в этом случае моделирование совпадает с живым воспоминанием). А далее происходит отреагирование данного события в виде катарсиса или «отдачи долгов» архетипу.

Приведем пример работы с Запросивцем, которого назовем Антоном. В ходе Магического Театра проявился дополнительный запрос, заключающийся в страхе общения, страхе быть отверженным, обиды в общении, причем проявляемых даже по отношению к фигурам МТ. Антон на вопрос Ведущего, не напоминает ли это ему какой-то сюжет отношений с родителями в детстве, признался, что его мать проявляла резкие перепады любви-ненависти по отношению к нему.

 

Ведущий фокусирует в Антоне архетип Изиды.

 

Ведущий: Изида, ты здесь?

Изида: Да.

Ведущий: По делу тебя пригласили?

Изида: Да.

Ведущий: Антон, что и как чувствуешь, когда тебя отвергают?

Антон: Укол в середине груди.

Ведущий: Как глубоко?

Антон: 3 сантиметра

Ведущий: Точечный?

Антон: Да

Ведущий: На что похоже, представь, кто и чем тебя колет?

Антон: Шпагой. Женщина, лет 30, ни на кого из тех, кого знаю не похожа. Симпатичная.

Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что уколы и страх открыться связаны с невыраженным (пока не буду называть, каким именно) чувством к матери?

Изида: В том числе.

Ведущий: Антон, что чувствуешь?

Антон: Сильнее стало ощущение в груди.

Ведущий: А к этой женщине?

Антон: Страх, обида, отвержение, ненависть.

Ведущий: Хочется сказать ей об этом?

Антон: Боюсь это сказать.

Ведущий: Я хочу попросить тебя сказать этой женщине следующие слова: «СУКА!!!». И повторить их громче и громче.

Антон (неуверенно, потом громче, при помощи и накале Ведущего): Сука! Сука! Сука!!!!

Ведущий: Антон, повторяй: «Сука, я ненавижу тебя!»

Антон: Сука, я ненавижу тебя!

Ведущий: Мама! Сука! Ненавижу!

Антон (неуверенно, потом громче):Мама! Сука! Ненавижу!

Ведущий: Что-то произошло?

Антон: Да, но не пойму пока, что именно. Состояние похоже на сильное опьянение.

Ведущий: Изида, что сейчас произошло через это выражение чувств к матери?

Изида: Разрыв. Сепарация.

Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что Антон в детстве закрылся с помощью твоей энергии, и чьей-то еще?

Изида: Да.

Ведущий: Изида, что еще нужно сделать Антону?

Изида: Пойти глубже.

Ведущий: Антон, видишь эту женщину? Узнай, что ты хочешь от неё.

Антон: Отвечает: «жизни». Я хочу от неё жизни.

Ведущий: Спроси у неё: «Почему ты мне не даешь жить?»

Антон: Отвечает, что это её воля. И я сам сейчас понимаю, что это некая теневая сторона моей матери.

Далее Ведущий применяет архетипическую возрастную регрессию.

Ведущий: Она появилась в твоей жизни, когда тебе было 2 года, 7 месяцев и 16 дней. Тело как-то реагирует на эти слова?

Антон: Голова кружится.

Ведущий: Что чувствуешь в горле?

Антон: Нечто белое, сжавшееся, твердое как камень… Тяжелое. Физически давит. Вкус – кислый. Запах – нейтральный.

Ведущий: Обратись к этому камню и спроси, на каких твоих чувствах он лежит.

Антон: Отвечает, что на всех.

Ведущий: Изида, пришло ли сейчас время этот камень извлечь и дать чувствам Антона изливаться свободно?

Изида: Да.

Ведущий (делает телесную работу): Через некоторое время пройдет электрический импульс, и как будто выбьет пробку. Позволь себе проявиться так, какой будет импульс.

Через несколько секунд Антон резко вздрагивает и начинает интенсивно кашлять.

Ведущий: Антон, повтори следующие слова: «Изида, я хочу любить. Я могу чувствовать боль, радость, ненависть. Мне наплевать, нравится это кому-то или нет. Я хочу жить. Я живу».

Антон повторяет.

Ведущий: Опиши, что сейчас происходит?

Антон: Что-то поднимается по телу, но не может пройти.

Ведущий: 2 года 7 месяцев и 16 дней. Там мужская и женская фигуры. Мать с каким-то мужчиной. Восемь часов вечера. То, что происходит между ними, а ты зачем-то берешь это на себя. Отпусти их, это не в твоей компетенции. Это их судьба. Ты их держишь до сих пор, отпусти. Возможно даже, что мама тебя именно за это потом обижала бессознательно. Что чувствуешь?

Антон: Очень тяжело.

Ведущий: Не убегай сейчас от этой тяжести и не старайся её уменьшить. Только так ты её отпустишь. И не нужно будет тратить столько энергии на её удержание. Поднялась энергия по телу?

Антон: Да. Но еще не выходит из меня.

Ведущий: Где ты сдерживаешь?

Антон: Тут (показывает на горло).

Ведущий: Доведи удержание до предела, сожми его максимально в последний раз, а потом расслабь.

Антон выполняет инструкцию.

Ведущий: Озвучиваю гипотезу. Оставшись без отца, мальчик остается вместо отца с либидо и энергией матери. И Антон попытался себя удержать от того, чтобы стать объектом наслаждения матери. Антон, возвращаясь в ту ситуацию в возрасте 2 лет, и до сегодняшнего дня, на весь этот срок позволь себе стать объектом наслаждения матери, и ответить ей тем же желанием (это тоже её желание). Разреши себе почувствовать желание, отвержение, сексуальное желание, сексуальное отвержение. Т.к. мать всегда соблазняет, но потом из-за этого появляются запреты. Социальные запреты, её запреты. Антон, что ты чувствуешь в ответ на эти слова?

Антон: Что-то интенсивно выходит из области гениталий, мощным потоком проходит через все тело и выходит через горло.

Ведущий: Изида, может ли Антон сейчас отдать тебе твою силу?

Изида: Да.

Ведущий: Антон, проговори: «Изида, я благодарю тебя за твои уроки, и отдаю тебе твою силу, которую я использовал, чтобы связывать свою мать с отцом, и блокировать себя от символических сексуальных отношений в матерью».

Антон повторяет.

Ведущий: Приглашаю следующий архетип. Это Харон. (Фокусирует архетип). Здравствуй, Харон!

Харон: Здравствуй!

Ведущий: Харон, оставшаяся часть силы твоя?

Харон: Да.

Ведущий: Она связана с желанием смерти кому-то?

Харон: Да.

Ведущий: Антон, повтори эти слова: «Мама, я хотел твоей смерти и своей смерти, чтобы избежать пытки твоим наслаждением. Я хотел твоей и своей смерти. Я признаю и понимаю это. Я хочу, чтобы мы с тобой умерли».

Антон (проговаривает предложенное, затем произносит): Меня накрывает мрак… Мне физически плохо, как будто я засыпаю.

Ведущий: Держись, не засыпай, сейчас туда нельзя. Харон, скажи, что Антону нужно сделать, чтобы позволить жить себе и маме? Достаточно ли будет отдать твою силу, на которой он это желание нес?

Харон: Слишком родное желание. Нужно что-то еще.

Ведущий: Можно и через тело пойти…

Харон: Да.

Ведущий (Антону): Не сопротивляйся сейчас импульсам тела, позволяй себе проявляться.

Далее идёт телесная работа, где Антон стоит, а Ведущий задаёт с помощью несильных ударов по его спине импульс, в результате чего Антон двигается и падает, если ощущает это нужным. После трех падений и вставаний, упав в очередной раз, Антон чувствует желание кричать. Далее – катарсический крик и слезы. Когда Антон успокаивается, Ведущий просит его:

Ведущий: Антон, повтори: «Харон! Я разрешаю себе и маме жить! Я буду жить! Я хочу жить!»

Антон повторяет. Снова слезы и катарсис.

Ведущий: Харон, теперь Антон может отдать тебе твою силу?

Харон: Да.

Ведущий: Антон, повторяй. «Харон, я отдаю тебе твою силу, которую я использовал для того, чтобы желать смерти себе и своей матери».

Антон повторяет.

Ведущий: Что с комком в горле?

Антон (улыбаясь): Его уже нет.

Ведущий: Тяжесть из тела ушла?

Антон: Да. Я вообще очень хорошо себя чувствую. Легко и свободно.

 

После этого Магический Театр продолжается, и Антон уже легко и непринуждённо взаимодействует со своими фигурами, с которыми во время применения Архетипической возрастной регрессии также произошли существенные позитивные трансформации.

 

б) Второй вид Архетипического Исцеляющего Вымысла – когда в идущий уже полным ходом Магический Театр вводится фигура ключевого предка (в нашем опыте диапазон здесь простирается от отца или матери до пра-пра-бабушек или дедушек, вплоть до 30 колена). Настраиваясь на ситуацию Запросивца, Ведущий видит некий образ и интуитивно называет степень родства и количество колен по женскому или мужскому роду (часто Ведущий прочерчивает сложную траекторию, например, 2 колена по отцовской линии, потом 3 колена женского рода, и еще 2 мужского, так что ключевой предок оказывается дедушкой в 7 колене по отцовской линии с учетом описанного отклонения). Как правило, актёр, выбранный на роль ключевого предка, переживает очень яркие эмоции и, обращаясь к своему воображению, описывает некие события «своей» жизни, которые и послужили генетической причиной той или иной проблемы Запросивца. Нередко такими событиями из жизни ключевого предка могут быть инцест, убийство или самоубийство, а может быть и какое-то глубокое подавленное чувство, неосуществленная месть, или что-то еще, за чем угадывается определенный архетипический сюжет и конкретный архетип - заказчик этого сюжета. Далее этот сюжет обыгрывается так, что Запросивец и все присутствующие могут извлечь из этих драматических событий некие важные жизненные уроки, и опять же, прийти либо к катарсису, либо к отдаче долга архетипу. В результате развязывается большой узел в судьбе Запросивца. Здесь мы тоже видим идею Исцеляющего Вымысла, степень достоверности воображаемых событий в этом случае не так уж важна, но важно то, что эти события создают некую исцеляющую архетипическую метафору.

 

В качестве примера мы приведем случай, когда ключевой предок выступал не как «отправная точка» возникновения проблематики Запросивца, а как источник мощного ресурса. Запросивец, назовем его Иваном, имеющий уже довольно большой опыт участия в Магических Театрах, заявил достаточно масштабный запрос – желание осознать себя не просто на привычном бытовом фоне «работа-дом-работа», а на фоне исторической эпохи, осознать не только умом, но и всем своим существом причастность к общечеловеческим процессам и задачам. Естественно, учитывая то, что Иван достаточно долго напитывался идеями Магического Театра, Ведущий предположил, что данный запрос, хоть и является возвышенным, но, выражаясь в терминологии Жака Лаккана, является «желанием Другого». В данном случае, через Ивана проступали идеи Магического Театра, которые, конечно, могли исходить и из глубин души самого Ивана, но всё же запрос нес в себе и инфантильный элемент – в данном случае желание соответствовать идеалам референтной группы (людям, разделяющим идеологию Магического Театра).

В этом случае перед Ведущим стояла сложная задача – отделить запрос души Ивана от этих инфантильных наслоений, тем самым, кстати, в зачатке пресечь возникновение сектантского мировосприятия (которое выражается в том, что человек начинает воспринимать потребности группы как свои собственные потребности). Ведущий выделил несколько фигур и примерно через полчаса после начала Магического Театра почувствовал импульс ввести ключевого предка. Заметим, что в первой части Театра   Ведущий спонтанно начал телесно-двигательную работу с Иваном, напоминающую некоторые виды славянских единоборств. Ведущий был знаком с многими системами единоборств, как восточных, так и славянских, и про себя отметил, что те виды движений и взаимодействий с Иваном, которые происходили в пространстве Театра, напоминают систему боевого искусства, которой на Руси владели казаки-характерники. Тем не менее, эту гипотезу он решил пока не проговаривать, а предложил Ивану выбрать из оставшихся зрителей фигуру на роль прапрадедушки в 12 колене по отцовской линии. После передачи Зеркала и роли фигура прапрадедушки, войдя в пространство Театра, буквально свалилась навзничь и сказала, что испытывает сильную боль в области живота. На вопрос Ведущего, на что это похоже, прапрадедушка ответил, что это – копьё, и что он смертельно ранен в сражении. Дальнейшие вопросы, обращенные к развитию этого Исцеляющего вымысла, привели к следующей картине (причем в данном случае ее описывал сам прапрадедушка, лишь подтверждая невысказанную гипотезу Ведущего): казачий атаман, которым он являлся, был убит в сражении, при этом случилось так, что в момент его гибели никто из его соратников не оказался рядом. А у казаков-характерников существовал обычай, согласно которому перед смертью атаман должен был передать свою последнюю волю, кого он выбирает преемником. То есть в данном случае линия преемственности атаманства (русское слово «атаман» очень похоже на санскритское «Атман» - «душа») прервалась. И вот в Магическом Театре Ивана появилась возможность для осуществления этой передачи через 12 колен своему дальнему потомку, то есть самому Ивану. Далее в Магическом Театре была проиграна сцена: атаман лежит на полу, поддерживаемый Иваном, а через минуту вокруг них сгрудились и вошли в очень тонкий и трогательный контакт с Иваном и «умирающим» атаманом все фигуры Театра, с которыми (фигурами) произошла мощная трансформация, у многих на глазах были слёзы. В результате этой трогательной сцены атаман передал атаманство Ивану, который почувствовал необычайную силу и духовный подъем. После этого предок сказал, что он выполнил свою миссию и готов передать фигуру обратно Ивану. После этого произошел процесс передачи и остальных фигур, Театр завершился. Можно сказать, что Иван действительно ощутил свою причастность историческому процессу и эпохе, но в ключе собственной индивидуации.

Мы не можем однозначно ответить на вопрос, был ли прапрадед Ивана в 12 колене действительно казачьим атаманом, погибшим без передачи своей воли соратникам, но, в любом случае, применение данной метафоры, родившейся спонтанно в воображении сразу нескольких фигур (и Ведущего в том числе), привело к укреплению духовной силы Ивана и явилось значимой ступенью на пути его индивидуации.

 

в) Третий вид архетипического исцеляющего вымысла – это регрессия в некий исторический период, лежащий за пределами жизни Запросивца (в нашей практике временной диапазон такой регрессии – от нескольких месяцев до 2-3 тысяч лет). Опять же, Ведущий на определенном этапе развития действия в Театре называет некие дату и место действия, например, «1731 год, весна, юг России». Или – «1421 год, август, Чехия». (Название того или иного места тоже является исцеляющим вымыслом, хотя в нашей практике бывали случаи, когда названные даты и места совпадали с теми датами и местами, которые потом Запросивец выяснял у своих ныне еще живых предков – но это в тех случаях, когда историческая регрессия происходила в недалекое прошлое, которое можно было проверить по словам еще живущих предков).

Своим воображением Ведущий видит эту дату и создаёт атмосферу, в которой все фигуры, участвующие в Театре, переносятся в некоем воображаемом пространстве в названное время и место. Как правило, фигуры, которые до этого момента были обозначены как некие части личности, или персонажи из другой системы координат (например, Стыд, Ревность, Внутренний Ребенок, Анальная Фиксация и т.п.), превращаются в людей – героев какой-то драмы. Они описывают свои состояния: кто они, кем приходятся друг другу, как они себя чувствуют, и что между ними произошло и происходит на событийном плане. И далее начинают действовать - интуитивно доверяя своему воображению и свободно импровизируя, с помощью наводящих вопросов ведущего проигрывают разворачивающийся сюжет. Результатом проживания проявившихся событий является, опять же, выход на отреагирование Запросивца – катарсис или отдачу долга архетипу, который стоит за данной драматической метафорой. Как правило, в качестве событийной канвы выступает межличностный конфликт, преступление, незавершенный гештальт в каких-то отношениях и т.п. Мы не можем однозначно утверждать, чем является данный вид исцеляющей метафоры в каждом отдельно взятом случае - происходили ли проявившиеся драматические события с кем-то из дальних предков Запросивца, являются ли они эпизодами из неких «прошлых жизней» Запросивца или же мы имеем дело с проекцией рассматриваемого внутреннего конфликта, в символической форме отображающей динамику бессознательных процессов. Это и не важно. Важна возможность глубинной и небанальной проработки запроса в исторической метафоре, всегда открывающейся новыми пластами смысла, расцвечивающей заявленную проблему дополнительными коннотациями, и порой самым парадоксальным образом приводящей к более глубокому, объемному или совершенно новому прочтению сюжета внутренней жизни. Отдельно отметим, что, будучи развернута в некоем культурно-историческом контексте, исцеляющая метафора позволяет Запросивцу приобщиться к категориям общечеловеческого масштаба и к восприятию себя на фоне не только текущего времени, но и эпохи, в динамике исторического процесса, - а подобное расширение контекста уже само по себе может иметь терапевтический эффект.

 

Во многих случаях приём исторической регрессии позволяет выйти на потаённые смыслы и обстоятельства обозначенной проблемы, поскольку здесь появляется возможность изящно обойти практически любые психологические защиты при помощи абстрагирования от конкретной жизненной ситуации Запросивца.

Иногда регрессия в исторический период имеет несколько уровней погружения, где каждый из последующих вскрывает всё более глубокие пласты (как смысловые, так и событийные) наличной психологической ситуации.

 

После того, как полноценное отреагирование завершено и развернувшееся действие получило логическое сюжетное завершение, Ведущий обязательно «возвращает» участников действия в здесь-и-сейчас, для чего называет по возрастанию даты, которые вспыхивают в его воображении, постепенно приближаясь к настоящему времени и в конце произносит текущие год, число, время суток, окончательно выводя всех участников из их совместного исторического переживания.

 

В качестве примера из многочисленных случаев применения этой технологии на Магических Театрах мы выберем простой и достаточно прозрачный. Запросивица Ольга (35 лет) рассказала, что у нее рушится уже пятый брак. И каждый брак распадался по причине её навязчивой ревности. Случилось так, что по временным условиям арендуемого помещения, для проведения этого Театра (уже 4-го по счету в тот день) оставалось лишь немногим больше 30 минут. Ведущий принимает решение выбрать три достаточно простые фигуры – Внутренний мужчина, Внутренняя женщина, Ревность. Сразу же после передачи Зеркал и ролей, Ведущий осуществляет процедуру Архетипической исторической регрессии и озвучивает дату: 1820 год, Петербург. У фигур тотчас происходят следующие изменения: Внутренний мужчина ощущает себя неким молодым человеком лет 20-22, военным; Внутренняя женщина чувствует себя фрейлиной при какой-то высокопоставленной особе, а Ревность становится мужем этой фрейлины. Ведущий предлагает проиграть все те чувства и желания, которые возникают у всех фигур, в течение нескольких минут разыгрывается следующая сценка: молодой военный и фрейлина любят друг друга, и молодой человек решает убить старого мужа и начинает готовить преступление. В тот момент, когда он заносит воображаемый кинжал над грудью соперника, Ведущий предлагает сделать паузу и фокусирует в фигуре старого мужа архетип Кроноса, и спрашивает у него, может ли Ольга отдать Кроносу свой долг, который в метафоре был представлен как сила, взятая у Кроноса на убийство старика мужа, а, с точки зрения аналитической интерпретации, представлял собой желание снять с себя самой ограничения, связанные с необходимостью соблюдать супружескую верность. Понятно, что навязчивая ревность Ольги – это проекция ее собственного желания влюбляться и изменять своим мужьям, доведённая до крайней степени, что метафорически было представлено в сцене, когда Внутренний мужчина, превратившийся в молодого военного, убивает старика мужа. После осознания этой интерпретации и принятия себя и своих желаний, Ольга смогла отдать Кроносу свой долг – силу Кроноса, которую она использовала для сдерживания своих сексуальных желаний и проецирования их на своих мужей.

 

Таким образом, мы видим, что разработанные нами Архетипические технологии, разновидности и примеры которых мы привели выше, дают возможность для очень разнообразного их использования как в индивидуальной архетипической работе, так и в Магическом Театре в очень широком контексте (психотерапевтическом, исследовательском, культурологическом и др.).

 

В.Лебедько «О Магическом Театре» 2001, на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.

[10] М.Элиаде «История веры и религиозных идей»

 



[1] Джеймс Хиллман, «Исцеляющий вымысел».

 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература...