Печать

Боли в спине и Героический миф.

 Владислав Лебедько

 

 

Вот пример работы в Магическом Театре, где происходит трансформация жесткого героического мифа, лежащего в основе судьбы человека, в "сад расходящихся тропок".

Мужчина около 40 лет сел на «горячий стул» с запросом: постоянная усталость и боли в спине и ногах. Массаж помогает лишь на несколько часов - хотя видов массажа и телесной терапии пробовал множество.

Описывать буду только основные вехи, т.к. за 2-3 часа МТ происходит столько междустрочных событий, что для описания одного случая со всеми нюансами понадобится страниц 200-300))

Работа происходит, когда в глубокой сонастройке с запросивцем осознаешь всплывающие внутри тебя образы и озвучиваешь их, при этом отслеживая групповую динамику, которая кардинально меняется при точном попадании, ну а чтобы было неточно я уже и не помню, это в 90-х, когда доверие к интуитивному потоку было не полным.

Итак, я сразу вижу три базовых рефлекса, которые определяют динамику для выхода младенца (в зависимости от того, какой из рефлесов станет доминантой) на один из трех классов базовых мифов - героический, мистический и драматический. Об этом не раз уже писал[1], поэтому сразу дальше.

Три рефлекса: копулятивный - ритмическое повторение и эротическая деятельность, нутритивный - питание, поглощение, и посторальный - младенец держит голову, поднимается.

Видно в данном случае, что в доминанту вышел посторальный рефлекс, но дальше по каким-то причинам зациклился - запросивец постоянно продолжает "держать голову и вставать" и не может расслабиться. Т.е. он попадает в динамику героических мифов, но реализовать их не может и это бьет по соматике.

Называю четыре фигуры, прислущиваясь к образам:

1. Проявление героического мифа через меня (запросивца)

2. Блокировка, мешающая и искажающая это проявления

3. Боль и напряжение в ногах и спине

4. Потребности Внутренней Женщины - эта фигура была неожиданна для меня, у меня не было гипотез, причем в этом случае потребности именно внутренней женщины - ведь миф-то героический, и только потом стало ясно в ходе процесса, что эта фигура ключевая.

Запросивец выбирает актеров, я ставлю им «зеркала», запросивец передает роли.

Динамика вначале как и предполагалась: 1 фигура пытается встать выше всех и забраться всем на плечи, но у нее не получается, она срывается и падает. 2-я фигура ее стаскивает. 3-я скрючилась от боли и пытается спрятаться. 4-я распласталась на полу.

Все это долго описывать, цель не в этом.

Я ищу выход на тот именно героический миф, который может лежать в основе данной ситуации, но пока это невозможно, ведь он не может как раз реализоваться.

Тогда у меня возникают литературные аллюзии (литературная классика украшает миф обилием дополнительных деталей, чем вносит в изначально простой миф множество вариаций). В воображении приходит сюжет (не центральный) из шекспировского «Короля Лира», не про самого Лира, а «боковую линию» - про графа Глостера и его двух сыновей - Эдмунда (внебрачного) и Эдгара (законного наследника). Эдмунд из зависти пишет анонимку отцу, будто Эдгар собирается его убить, чтобы поскорей получить наследство, а Эдгару говорит, чтобы тот бежал, т.к. отец подозревает его в покушении на убийство. Эдгар убегает, срывает с себя одежды, обмазывается грязью и долго шатается по степи, сгорбленный, опираясь на клюку и примкнув к сумасшедшим и прокаженным, выдает себя за сумасшедшего... До момента ключевых событий, когда Эдмунд уже становится любовником обеих дочерей Лира, фаворитом и претендентом на трон. Тогда Эдгар появляется в виде неизвестного рыцаря и в поединке побеждает самозванца. Но это уже в конце. Я по ходу Театра рассказываю этот сюжет, попутно создаю соответствующую атмосферу.

Этот сюжет переходит в аллюзию о неком имплантированном эго (Эдмунд), который из зависти (шекспировские мотивы просты и очевидны) вытесняет изначальное (родовое) эго (Эдмонда), пытаясь помешать его предназначению - в нашем случае - проживанию некого героического мифа.

Проговариваю - динамика резко меняется. Значит в точку - здесь уже можно искать исходный миф, где бы присутствовали два брата, из которых один из зависти вытесняет или даже убивает второго (например, Каин и Авель). Но фигура «потребности внутренней женщины» ведет себя очень странно и выходит в фокус действа, что приводит к смене образов с мужского мифа на женский - Амур и Психея (в частности, зависть сестер Психеи и возникшая в результате этого конфликтная ситуация). От этого мифа... перепрыгивая несколько сцен, выходим на архетип Афродиты (там тоже зависть Афродиты к Психеи и трудные задания, которые Афродита ей дает). Сгущаем в фигуре 3 архетип Афродиты - с помощью ее подсказок выходим на вытесненный конфликт с отчимом в 12 лет, который был замаскирован - при попытке проиграть его на 2 стульях сначала не удается обнаружить остроту конфликта, только переходя на озвучивание подтекста, выходим на катарсис - и вот уже понятно, где произошел раскол и появилась имплантированное ложное эго (Эдмунд) - в катарсисе происходит интеграция.

Остаются долги Афродите - это новый виток сюжета, в результате которого выходим на задавленную феминность, тут и проявляется 4 фигура и пуповину с матерью. В результате обнаруживается героический миф по женскому типу (Психея в услужении Афродиты) и невозможность его проявить из-за вытесненного конфликта с отчимом.

Интересно то, что в результате героический миф перестал быть жесткой доминантой, запросивцу уже не нужно было подспудно доказывать самому себе, что он достоин любви, не говоря о том, что тело расслабилось, и боли в спине и ногах и усталость больше вообще не проявлялись.

Вот пример, как от простого запроса про телесные недомогания удалось выйти на динамику судьбы и разрешить конфликты такой глубины, которые можно было раскручивать лет 5 в психоанализе или аналитической терапии (другие виды терапии до туда вообще бы не добрались) - а тут все произошло за 3 часа, причем и для актеров и для зрителей тоже случились трансформации - очень глубокие.

Это к теме выхода на базовые мифы через промежуточные образы, - как здесь - из классической литературы. И доверие к возникающим у Ведущего образам (имеется в виду, прежде всего,доверие самого Ведущего к своим образом, при работе в атмосфере МТ.



[1] В.Лебедько «Смена Логоса – актуальная задача психологии, культурологи, эзотеризма», 2009, на сайте http://sannyasa.ru

 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература... 
 
Категория: Недавние статьи
Просмотров: 11714